Слайд 1Презентация к уроку биологии 8 класс.
ТЕМА «Особенности высшей нервной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ».
.
Выполнила учитель первой категории по биологии и экологии МОУ «СОШ №106». г.Саратов
Сеферова Ирина Николаевна.
Слайд 2ЗАДАЧИ УРОКА:
познакомить с понятием «потребности человека»; поведение;
углубить знания учащихся
об отличиях в высшей нервной деятельности человека и животных;
объяснить разницу между осознанными действиями и интуицией;
познакомить с познавательными процессами: ощущением, восприятием.
Слайд 3Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
План урока:
1.Потребности и
поведение человека.
2. Познавательные процессы:
ощущение и внимание.
4. Итоги урока.
Слайд 41. Актуализация опорных знаний
Карточка № 1.
Опишите строение нейрона.
Какие части нейрона образуют
серое и белое вещество? Функции веществ.
Слайд 5Карточка № 2
1.Что такое рефлекс?
2. Как называется путь, по которому
идет нервный импульс? Из каких звеньев состоит этот путь?
3.Виды рефлексов.
Слайд 6Карточка № 3.
На рисунке изображен головной мозг перечислите отделы мозга.
Объясните, почему
нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гуморальная;
Каковы специфические особенности?
Слайд 8Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он управляет вегетативными функциями организма,
такими как дыхание, сердечная работа, пищеварение. В ядрах продолговатого мозга расположены центры пищеварительных рефлексов - слюноотделения, глотания, отделения желудочного или поджелудочного сока, и защитных рефлексов - кашля, рвоты, чихания. Также в продолговатом мозге находятся центры дыхания и сердечной деятельности.
Слайд 9Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка. Мозжечок и мост являются
единой структурой. Мост состоит из волокон, соединяющих полушария мозжечка. Мозжечок находится позади продолговатого мозга и моста, в затылочной части головы и отвечает за координацию движений, поддержание позы и равновесия тела.
Слайд 10Средний мозг - наименьший из всех пяти отделов. Средний мозг является
продолжением моста. Средний мозг выполняет следующие функции: двигательную, сенсорную, его еще называют зрительным центром, и регулирующую продолжительности актов жевания и глотания.
Слайд 11Промежуточный мозг расположен впереди среднего мозга. Основной его функцией является участие
в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям мозга. Промежуточный мозг подразделяется на:
• Таламус;
• Гипоталамус.
Слайд 12Карточка №4.
1. Какие доли больших полушарий тебе известны?
2. За что отвечает
каждая доля полушарий?
Слайд 14Функции:
Затылочные доли – зрительная чувствительность;
Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность;
Лобные
доли – произвольное внимание, произвольные движения;
Теменные доли – кожно – мышечная чувствительность
Слайд 15Изучение нового материала:
По определению академика И.Н.Павлова под ВНД понимается деятельность головного
мозга, связанную с психикой. Психика является свойством мозга. Основные формы проявления психики:
Процессы познавательные:
- ощущения;
- восприятие;
- память;
- мышление;
- воображение;
- речь;
- внимание
Психическая деятельность осуществляется с помощью физиологических механизмов:
1.Потребности.
2.Поведение.
Слайд 16Потребность – основной источник активности
Потребности базовые (физиологические)
принятие пищи,
воды,
комфортная температура.
Потребности вторичные (социальные, материальные и культурные)
приобретение знаний,
трудовая деятельность,
общение,
познание мира.
Слайд 17Поведение представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов
Поведение — целенаправленная
активность организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.
Поведение складывается из наследственно закрепленных рефлекторных реакций, привычек, навыков, приобретенных в ходе жизни с помощью обучения, то есть в основе рефлекторная деятельность.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС. Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу называется рефлекторной дугой.
Слайд 19Ощущение – отражение свойств предмета
Характеристика ощущений:
Качество (запах, вкус, цвет)
Интенсивность
Протяженность в пространстве
и времени
Виды ощущений:
Зрительные
Слуховые
Обонятельные
Вкусовые
Осязание:
тактильная чувствительность,
температура,
болевая чувствительность
Слайд 20Восприятие – суммация простых ощущений.
Простое ощущение может быть ассоциативно связано
с другими простыми ощущениями
(образы памяти).
Сенсорные качества: ощущения, их интенсивность, протяженность.
Предметный характер
Целостность (фигура и фон)
Константность
Избирательность
Активный характер
Слайд 21С большими полушариями мозга связаны:
Память;
Речь;
Мышление;
Творческие процессы;
Личностные качества.
Слайд 26Подведение итогов урока.
Ощущение и восприятие управляют познавательной деятельностью человека.
В познании
внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал - зрительный анализатор. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения.
Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения.
Слайд 27На что способен наш мозг!
Читайте текст до конца, не обращая внимание
на то, что он как-то не так выглядит
Из исслднеовиай агнлйксиих унёычх селудет, что сошвнерено вёс-рнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гавлоне,что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх.
Оталсьное мжеот бтыь ернуодй и ты смжоешь эот порчтиать.
Птомоу-что мы чтаием солво цлекиом, а не бквуа за бквуой.
Слайд 29Если смотреть в центр рисунка, через некоторое время круги начинают мерцать
и затем вращаться. Можно заметить также вращение радиальных линий.
Слайд 31А здесь лицо девушки видите? А его нет.
Только лошади, птица
и пейзаж.
Слайд 32Какого цвета точки? Черные или белые? Они белые.
Слайд 33Основные причины зрительных иллюзий.
наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет,
что в мозг приходит ошибочная информация;
при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз