Слайд 1Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.
Значение их в природе и для человека.
Слайд 2Задачи:
Обучающая: Повторить и проверить знания учащихся по теме « Тип ракообразные»,
выяснить особенности строения паукообразных на примере паука крестовика, показать связь его строения с образом жизни, закрепить знания об особенностях внутреннего строения паукообразных. Показать разнообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, развитие умения думать и анализировать, формирование умений применять знания, высказывать свои мысли и работать с учебником.
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, воспитание коллективизма при групповой работе.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, наглядные.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, коллекции, дополнительная литература по теме, тестовые задания, карточки.
Слайд 3
Структура урока:
Орг. момент.
Повторение и проверка знаний.
Изучение новой темы.
Закрепление знаний.
Домашнее задание.
Подведение итогов
Слайд 4Измерители.
Измеритель к тесту
Измеритель к карточке
Общий измеритель
Рабочая карта ученика
Слайд 5Ход урока:
Орг. момент 2 мин.
Повторение и проверка знаний. Выполнение тестового задания
по теме «Ракообразные». Задания раздаются для каждого ученика. Взаимопроверка. Ответы на экране слайды 3 – 4 7 мин.
Изучение новой темы.
Слайд 6Проверка знаний по теме «Ракообразные»
1. Ракообразные – это:
А – наземные животные
Б
– преимущественно водные животные
В – животные, способные к полету
2. У ракообразных в отличие от других членистоногих
А – нет усиков
Б – 2 пары усиков
В – 1 пара усиков
3. Функцию газообмена у большинства ракообразных выполняют:
А – жабры
Б – легочные мешки
В – трахеи
4. К представителям ракообразных не относят:
А – дафнию
Б – мокрицу
В – большого прудовика
5. Кровеносная система у раков:
А – замкнутая
Б – незамкнутая
В – отсуствует
Слайд 76. Зрение у раков:
А – простое
Б – мозаичное
В – фасеточное
7.Органами выделения
рака являются:
А – почки
Б – анальное отверстие
В – зеленые железы
8. Тело рака состоит из:
А – головы, груди и брюшка
Б – головогруди и брюшка
В – головки, головогруди и брюшка
9. К органам чувств речного рака не относят:
А – органы зрения
Б – органы дыхания
В – органы осязания
10. Желудок у раков:
А – двухкамерный
Б – сосательный
В – жевательный
Слайд 8Внимание!
Объявляется розыск. Разыскиваются члены преступного клана.
Слайд 9Особые приметы:
4 пары конечностей
8 глаз
Космополиты, свои паутины раскидали по всем странам
и континентам
Умение плести паутину
Склонны к каннибализму
В клане главенствуют самки
Слайд 10Состав преступления:
Являются убийцами, чаще всего при совершении преступлений используют яд.
Распространяют среди
людей, животных и растений различные болезни.
Слайд 11Закончите схему:
Паукообразные
?
?
?
?
?
Слайд 13Внешнее строение паукообразных.
Конечности
Головогрудь
Брюшко
Слайд 14Чем отличаются пауки от насекомых?
Слайд 16Ядовитые пауки.
КАРАКУРТ
встречающийся в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, Иране,
Афганистане и по берегам Средиземного моря. Каракурт—паук средней величины (самка 10—20 мм, самец 4—7 мм), черный с красными точками на брюшке. Излюбленные места обитания — полынная целина, пустоши, склоны оврагов и т. п.
Каракурт очень плодовит, и периодически (раз в -10—12 или 25 лет) наблюдаются вспышки его массового размножения. Наиболее ядовиты половозрелые самки. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда одной из самых страшных змей — гремучей змеи.
Слайд 17Черная вдова
Черная вдова - встречается повсеместно, как в Западном (США), так
и в Восточном полушариях. Длина тела у взрослой особи достигает 2-3 см. Свое имя черно-красный паук получил по характерной красной полосе на черном брюшке, а также четырех пар красных полос по бокам брюшка. Самцы этого вида встречаются редко, так как самка съедает самца сразу после спаривания. Он в четыре раза меньше самки и менее опасен.
Слайд 18Тарантул
ТАРАНТУЛ крупный паук, живущий в норках. Считали, что укус апулийского тарантула
очень опасен. В качестве «лечения» рекомендовалось танцевать до упаду. Уверяли, что укушенный, доплясавшись чуть ли не до потери сознания, засыпает, а просыпается здоровым. Укус апулийского тарантула болезнен и может вызвать лихорадочное состояние, но не более.
Слайд 20Паутина
Одним из главных предметом эволюции является паутина. Паутина жизненно необходима паукам
для пропитания. Для того, чтобы в нее попадали жертвы, паутина должна быть достаточно прозрачной и липкой. Однако у различных видов пауков паутина также стала различной. Например, один из интересных пауков – арканщик использует свою паутину, как лассо, и ловит ей насекомых и даже мелких птиц. Водяные пауки из паутины делают подводные колокола, в которые они приносят пузыри воздуха. У пауков также эволюционировали средства нападения. Многие пауки не плетут паутины для ловли пищи, а сами охотятся на нее, используя ядовитые железы.
Слайд 24
Паутина для кокона
Паутина для распространения молодых пауков.
Слайд 25Внутреннее строение паукообразных.
Слайд 26Устный опрос.
Дыхательная система
Кровеносная система
Нервная система (рассказ учителя).
Выделительная
Половая.
(выставляются баллы за ответы).
Слайд 27Составление фотороботов.
Работа по группам. «Составление фотороботов».
1 группа : Клещи
2 группа: Скорпионы
3группа:
Сенокосцы
4 группа: Фаланги.
5 группа: Прокуратура. Выявляет состав преступления. Готовят приговор.
6 группа: Адвокаты готовят оправдание.
На основе их работы судья и судебные заседатели выносят судебный приговор.
Слайд 30Скорпионы
Небольшие животными длиной 4-6 см (рис. 96, 3). В тропиках обитают
скорпионы длиной до 15 см. Тело скорпиона, как и у паука, состоит из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Им скорпион убивает свою добычу и защищается от врагов. Укол ядовитым жалом крупных скорпионов может вызвать у человека смертельный исход. Хелицеры и ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней.
Слайд 31Сенокосцы
Длинноногие паукообразные (около 3500 видов) (рис. 96, 2). Головогрудь у
них нечетко отделена от брюшка, хелицеры слабые (поэтому сенокосцы питаются мелкой добычей), глаза располагаются в виде "башенки" сверху головогруди. Сенокосцы способны к самокалечению: когда хищник хватает сенокосца за ногу, он отбрасывает эту конечность, а сам убегает. Причем оторванная нога продолжает сгибаться и разгибаться – "косить".
Слайд 32Фаланги
СОЛЬПУГИ (фаланги), отряд членистоногих класса паукообразных. Длина 1-7 см. Ок. 800
видов, главным образом в тропиках и субтропиках. Обитают в пустынях и полупустынях. Большинство видов активны ночью, а днем прячутся под камнями, в щелях и других убежищах.
Укус болезнен, но не опасен
Слайд 33Клещи
У клещей тело не разделено на головогрудь и брюшко. У клещей,
которые питаются твердой пищей (микроскопическими грибами, водорослями и т. д.), хелицеры грызущего типа, а у питающихся жидкой пищей они образуют колюще-сосущий хоботок. Обитают клещи в почве, среди опавших листьев, на растениях, в воде и даже в домах человека.
Слайд 35Закрепление знаний о паукообразных. Работа по карточкам.
Укажите названия органов паука,
обозначенные цифрами.
Слайд 36Ответы:
1. Ядовитая железа
2. Пищевод
3. Желудок
4. Сердце
5. Легочный мешок
6. Половая железа
7. Трахеи
8.
Паутинные бородавки
9. Кишка
10. Мальпигиевы сосуды
11. Выросты кишечника
Слайд 37
Домашнее задание: повторить § 25, Заполнить таблицу на стр. 82
Критерии
оценивания:
«5» - 27 и более
«4» - 22 – 26
«3» - 15 – 21
«2» - ниже 14
Слайд 38Материалы для урока взяты :
Видеоматериалы из образовательного комплекса «Биология, 7 кл.
Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой.
Фотографии из сайтов Интернета:
setipayka.com
ru.wikipedia.org/wiki
www.pauko.ru