Слайд 1Анализаторы слуха и равновесия
Слайд 2Цель урока:
Изучить строение, принципы функционирования и функции анализаторов слуха и равновесия.
Слайд 3Задачи урока:
Называть 3 отдела органа слуха; давать определения: звук, наружный слуховой
проход, барабанная перепонка, внутренне ухо, эндолимфа, перилимфа, улитка, вестибулярный аппарат.
Характеризовать строение анализаторов слуха и равновесия; объяснять принцип работы слухового анализатора и вестибулярного аппарата.
Группировать составляющие части органа слуха по его отделам.
Оценивать значение анализаторов слуха и равновесия в жизни человека.
Слайд 7Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944 гг.)
«Самая большая роскошь на земле — роскошь
человеческого общения».
Слайд 8Алексей Алексеевич Ухтомский
(1875–1942 гг.)
Слуховой анализатор важен для развития речи.
Только нормальное
состояние всего слухового анализатора позволяет слышать.
Слайд 9
Звук – это колебания воздуха.
Путь, который проходит звук в ухе,
достаточно сложный.
Слайд 10Отделы органа слуха
Средний
Наружный
Внутренний
Слайд 11
Наружный отдел
Состав наружного отдела
Ушная раковина
Слуховой проход
Слайд 12
Наружный отдел
Слуховой проход состоит из наружной хрящевой части и костной, расположенной
внутри черепа.
Слайд 13
Наружный отдел
В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие
ушную серу.
Слайд 14
Наружный отдел
Барабанная перепонка – структура органа слуха, преобразующая звуковые волны в
механические колебания и передающая их в среднее ухо.
барабанная перепонка
Слайд 15
Средний отдел
наковальня
молоточек
стремечко
Слайд 16
Средний отдел
При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха
в среднем ухе становится равным атмосферному.
Слайд 17
Внутренний отдел
Внутреннее ухо – сложная система каналов и полостей, расположенных в
толще височных костей.
Слайд 18
Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, который заполнен жидкостью – эндолимфой.
В щелевидном пространстве между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта также имеется жидкость – перилимфа.
Слайд 19
Внутренний отдел
улитка
Улитка – это спирально закрученный костный канал, образующий 2,5 завитка.
Она воспринимает звуковой сигнал.
Слайд 20
Внутренний отдел
Улитка
Перепончатая перегородка
слуховой рецептор
Слайд 21Орган слуха представляет собой слуховой анализатор.
Слайд 22Слуховой анализатор:
— слуховой рецептор;
— слуховой нерв с проводящими путями;
—
участок коры больших полушарий головного мозга.
Слайд 23
Вестибулярный аппарат — орган, который контролирует положение тела человека и его
ориентацию в пространстве на протяжении всей жизни.
Слайд 24Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трёх полукружных каналов.
Слайд 25№72
1. Наружный слуховой проход
2. Молоточек
3. Наковальня
4. Полукружные каналы
5. Нерв
6. Улитка
7. Преддверие
8.
Слуховая труба
9. Стремечко
10. Полость среднего уха
11. Барабанная перепонка
12. Ушная раковина
Слайд 26№75
1. Полукружные каналы
2. Преддверие
3. Улитка
4. Слуховой нерв
5. Жидкость внутреннего уха
6. Рецепторы
7.
Кость
8. Покровная мембрана
9. Чувствительные волосковые клетки
10. Волокна слухового нерва
Слайд 27Сколько отделов органа слуха выделяют? Какие?
Выделяют 3 отдела органа слуха
– наружный, средний, внутренний.
Слайд 28Что включает себя наружный отдел органа слуха?
Наружный отдел органа слуха
включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход.
Слайд 29Что входит в состав среднего уха?
В состав среднего уха входят:
три слуховые косточки – молоточек, наковальня, стремечко.
Слайд 30Что такое звук?
Звук – это колебания воздуха.
Слайд 31Что такое наружный слуховой проход?
Наружный слуховой проход – это проход,
соединяющий ушную раковину со средним ухом и проводит звуковую волну.
Слайд 32Что такое барабанная перепонка?
Барабанная перепонка – структура органа слуха, преобразующая
звуковые волны в механические колебания и передающая их в среднее ухо.
Слайд 33Что такое внутренне ухо?
Внутреннее ухо – это сложная система каналов
и полостей, расположенных в толще височных костей.
Слайд 34Что такое эндолимфа?
Эндолимфа – это жидкость внутри перепончатого лабиринта.
Слайд 35Что такое улитка?
Улитка – это спирально закрученный костный канал, образующий
2,5 завитка и воспринимающий звуковой сигнал.
Слайд 36Что такое перилимфа?
Перилимфа – это жидкость, расположенная в щелевидном пространстве
между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта.
Слайд 37Что такое вестибулярный аппарат?
Вестибулярный аппарат – это орган, который контролирует
положение тела человека, его ориентацию в пространстве на протяжении всей жизни.
Слайд 38Объясните принцип функционирования анализаторов слуха и равновесия.
Принцип функционирования слухового анализатора:
колебания
жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы, и в них возникают импульсы, которые по слуховому нерву передаются в центральный отдел слухового анализатора – слуховую зону полушарий большого мозга, где происходит окончательное различение характера звука, его смысла.
Слайд 39Принцип функционирования анализатора равновесия:
полукружные каналы заполнены вязкой студенистой жидкостью, в которой
находятся кристаллики солей кальция и вестибулярные рецепторы. При любом движении организма жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. От рецепторов нервные импульсы по вестибулярному нерву идут в центральную нервную систему, поступают в мозжечок, продолговатый мозг, средний мозг и таламус, то есть в те отделы мозга, которые отвечают за равновесие тела. Информация об изменении положения тела анализируется и дается ответная реакция, которая позволяет управлять телом в пространстве.
Слайд 40Каково значение анализаторов слуха и равновесия в жизни человека?
Благодаря анализатору слуха
человек узнает о том, что вокруг него происходит, чувствует опасность, наслаждается музыкой и самое главное - общается с людьми. Благодаря органу равновесия человек может совершать сложные движения, заниматься спортом, нормально ходить, бегать, выполнять разнообразную трудовую деятельность.
Слайд 41Домашнее задание
Читать учебник с.80-83, с. 84-85 ответить устно на вопросы, выполнить
задания в печатной тетради №74, 76, 77.
Дополнительное задание
письменно ответить на вопрос:
1) Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные раковины, утратили свое первоначальное значение?
2) Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и открывают рот?
Слайд 42Что нового вы узнали на уроке?
Таким образом, мы сегодня узнали,
что информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем ещё и с помощью органов слуха, а с помощью органа равновесия ощущаем свое положение в пространстве.
Также мы познакомились с принципом функционирования анализаторов слуха и равновесия, со структурой органов слуха и равновесия. Мы выяснили, что такое звук, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, внутренне ухо, эндолимфа, перилимфа, улитка, вестибулярный аппарат.