Слайд 1Районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Научно-исследовательская работа
Тема: «Изучение в домашних
условиях качества различных образцов мёда »
Работу выполнил: Егоров Андрей Александрович
учащийся 11-го класса МАОУ «Борковская СОШ»
Научный руководитель: Егорова Алла Васильевна
учитель химии МАОУ «Борковская СОШ»
Новгородский муниципальный район
Новгородская область
Слайд 2 Предмет исследования: изучение и сравнение качества мёда, приобретённого от частных
производителей, и мёда, купленного в магазине.
Объект исследования: мёд (пять образцов).
Цель: Изучить и сравнить качество мёда, приобретённого от частных производителей, и мёда, купленного в магазине.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Изучить и сравнить качество мёда, приобретённого от частных производителей, и мёда, купленного в магазине.
План работы над проектом:
Изучить литературу по исследуемой теме.
Выполнить экспериментальную часть.
Сформулировать выводы.
Оформить отчёт о работе.
Слайд 3Экспериментальные исследования
Определение цвета мёда
Определение консистенции мёда и степени его
кристаллизации
Определение запаха мёда
Определение вкуса мёда
Определение растворимости мёда в воде
Определение наличия крахмала в мёде
Определение наличия соды в мёде
Определение воздействия мёда на бумагу
Определение воздействия мёда на кожу
Испытание образцов мёда на пламени
Изучение образцов мёда под микроскопом
Изучение воздействия мёда на пищевые продукты (мясо, хлеб)
Слайд 5Определение цвета мёда
Оборудование: пять образцов мёда, препаровальные стёкла.
Ход работы: Пробу
из каждого образца мёда, помещённую на стекло, рассмотрел при солнечном освещении и сделал выводы.
Различные сорта мёда имеют цвет от совсем белого до тёмно-бурого с многочисленными переходными оттенками. Для удобства оценки мёда достаточно три градации цветов: тёмный, средний и светлый . Прозрачность мёда зависит от количества попавшей при откачке перги.
Слайд 6Определение консистенции мёда и степени его кристаллизации
Оборудование: пять образцов мёда, индивидуальные
ложки.
Ход работы: при помощи индивидуальных ложек некоторое количество набранного мёда, выливал обратно в ёмкость с мёдом и наблюдал за тем, как ведёт себя каждый образец.
По консистенции мёд может быть от жидкого до густого, вязкого, плотного. В зависимости от размеров кристаллов различают три вида закристаллизованного мёда: крупнозернистый – кристаллы более 0,5 мм, мелкозернистый – кристаллы менее 0,5 мм, но видны невооружённым глазом, и салообразный – кристаллы не различимы невооружённым глазом.
Слайд 7Определение запаха мёда
Образец № 1 Сильный медовый, сладкий
Образец № 2
Выраженный цветочный
Образец № 3 Сильный, терпкий, резкий
Образец № 4 Ярко выраженный, медовый
Образец № 5 Сильный медовый, специфический гречишный
Определение вкуса мёда
Образец № 1 Вкус, характерный для мёда, сладкий, с небольшой кислинкой. Ощущается типичное для натурального мёда першение на языке.
Образец № 2 Вкус, характерный для мёда, сладкий, с кислинкой. Ощущается типичное для натурального мёда першение на языке.
Образец № 3 Не очень сладкий, горчит и кислит, неприятный. Терпкий вкус. Язык щиплет.
Образец № 4 Очень сладкий, однотонный вкус, без палитры. Першение, характерное для натурального мёда, отсутствует.
Образец № 5 Очень сладкий, карамельный, однотонный вкус, без палитры. Першение, характерное для натурального мёда, отсутствует.
Слайд 8Определение растворимости мёда в воде
Образец № 2 Мёд растворился в
воде полностью, осадка, хлопьев нет. Раствор не прозрачный, мутноватый.
Образец № 1, 3, 4, 5 Мёд растворился в воде полностью, осадка, хлопьев нет. Раствор прозрачный.
Слайд 9Определение наличия крахмала в мёде
Посинения раствора не наблюдается. Раствор после размешивания
стал немного коричневее. Примеси муки, крахмала не обнаружено.
Слайд 10Определение наличия соды в мёде
Оборудование: пять образцов мёда, индивидуальные ложечки, пять
стаканов, пять стеклянных палочек для размешивания раствора мёда, 9%-ный раствор уксусной кислоты, пипетка.
Ход работы: образцы мёда поместил в стаканы с тёплой водой в соотношении 1:2 и размешал. Добавил в раствор каждого образца по 2 мл 9%-ного раствора уксусной кислоты и снова размешал. Типичного вскипания отмечено не было ни в одном из образцов.
Слайд 11Определение воздействия мёда на бумагу
Оборудование: пять образцов мёда, индивидуальные ложечки, пять
салфеток.
Ход работы: на каждую салфетку поместил небольшую каплю мёда и оставил на 30 минут. Качественный мёд не образует вокруг капли мокрого пятна, а вокруг фальсифицированного или некачественного мёда на салфетке образуется мокрое пятно. Никаких изменений не произошло. Мокрых пятен вокруг образцов мёда не образовалось.
Слайд 12Определение воздействия мёда на кожу
Оборудование: пять образцов мёда.
Ход работы: небольшое количество
мёда втирал в кожу. Натуральный мёд должен хорошо впитаться в кожу. (так произошло с образцами 1 и 2). Если мёд не впитался, значит, он не очень хорошего качества (образцы 3-5).
Испытание образцов мёда на пламени свечи
Оборудование: пять образцов мёда, 5 полосок бумаги, свеча, спички.
Ход работы: на полоску бумаги поместил некоторое количество мёда и стал нагревать бумагу с мёдом на пламени свечи. Мёд медленно равномерно плавится, чуть-чуть начинает шипеть. Признаком ненатуральности мёда является ощущение запаха жжёного сахара, карамели. При нагревании всех проб мёда такого запаха не ощущалось
Слайд 13Изучение образцов мёда под микроскопом
Образец № 1 Под микроскопом, а
также невооружённым глазом видны частички воска, мелкие фрагменты пчёл. Крупные пузырьки воздуха.
Образец № 2 Под микроскопом видны пузырьки воздуха на фоне матовой поверхности. Этот образец мёда закристаллизовался, слой его более толстый, поэтому получился эффект матовости.
Образец № 3 Под микроскопом видны пузырьки воздуха на фоне матовой поверхности. Этот образец мёда закристаллизовался, слой его более толстый, поэтому получился эффект матовости.
Образец № 4 Под микроскопом видны пузырьки воздуха на фоне прозрачной поверхности. Ни воска, ни пыльцы не обнаружено.
Образец № 5 Под микроскопом видны пузырьки воздуха на фоне прозрачной поверхности. Ни воска, ни пыльцы не обнаружено.
Слайд 14Изучение воздействия мёда на пищевые продукты (мясо)
Мясо, не обработанное мёдом, испортилось
через 3 дня
Образец № 1 Через 7 дней ощущался только запах мёда
Образец № 2 Через 7 дней помимо запаха мёда присутствует слабый неприятный запах
Образец № 3 Через 7 дней ощущался только запах мёда
Образец № 4 Через 7 дней помимо запаха мёда присутствует слабый неприятный запах
Образец № 5 Через 7 дней ощущался только запах мёда
Слайд 15Изучение воздействия мёда на пищевые продукты (хлеб)
Образцы 1-3 Кусочек чёрствого
хлеба, погружённый в мёд, не стал мягким, остался таким же чёрствым, сухим. Разжёвывается с характерным хрустом. Вывод: мёд хорошего качества.
Образцы 4-5 Кусочек чёрствого хлеба, погружённый в мёд, стал чуть-чуть мягче, но разжёвывается также с хрустом, но более слабым. Вывод: мёд не очень хорошего качества (повышенная влажность).
Слайд 16Заключение
Оценить все пять образцов мёда однозначно не просто. Я согласен с
поговорками: «На вкус и цвет товарища нет», а также «О вкусах не спорят», поэтому старался быть объективным.
Итоги моего исследования выглядят таким образом: на первом месте по качеству находится мёд от знакомого пчеловода, на втором месте – мёд от частного производителя с рынка, на третьем – липовый ООО «Частные пасеки Берестова», на четвёртом – гречишный ООО «Дом мёда» и на пятом – разнотравный ООО «Дом мёда». Мёд у знакомых пчеловодов покупать надёжнее, это гарантия высокого качества. Мёд с рынка также выглядит вполне убедительно. Образцы же мёда, приобретённые в торговой сети вызывают сомнения: например, образец № 4 – очень дешёвый; затраты на производство мёда велики и качественный продукт не может иметь такую низкую цену. Вопросы возникают по поводу образца № 3: как может быть, что липовый мёд сбора 2015 года упакован в тару 09.07.2015 года, когда липа едва-едва начала цвести? Когда же пчёлы успели его собрать, переработать, упаковать в соты, а сам мёд – созреть? Просто чудеса! Да и вкус у него какой-то не липовый, и запах – не характерный. Проведя данное исследование, я понял, что мёд – очень ценный и полезный продукт. Он должен быть в моём рационе, а приобретать его я буду только у проверенных людей.