Презентация, доклад Экология в заданиях ЕГЭ по биологии

Содержание

Эрнст Геккель, немецкий биолог, автор термина «экология» (1866 г)Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания

Слайд 1Экология в заданиях ЕГЭ

Экология в заданиях ЕГЭ

Слайд 2Эрнст Геккель,
немецкий биолог, автор термина «экология» (1866 г)
Экология –
наука

о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания

Эрнст Геккель, немецкий биолог, автор термина «экология» (1866 г)Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с

Слайд 3Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ по БИОЛОГИИ
Максимальный первичный балл за работу

- 59.

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ по БИОЛОГИИМаксимальный первичный балл за работу - 59.

Слайд 4Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»
Содержит задания, направленные на проверку

знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Седьмой блок  «Экосистемы  и присущие им закономерности»	Содержит задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях,

Слайд 5Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без

рисунка)

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется:
1. большим разнообразием видов;
2. разнообразными цепями питания;
3. незамкнутым круговоротом веществ;
4. преобладанием одного – двух видов;
5. влиянием антропогенного фактора;
6. замкнутым круговоротом веществ.

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.  Множественный выбор  (без рисунка) В отличие от

Слайд 6В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется:
3, 4, 5

— характеризует агроценоз,
1, 2, 6 — естественный биогеоценоз.
Ответ: 345

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 3, 4, 5 — характеризует агроценоз, 1, 2, 6

Слайд 7Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без

рисунка)

Алгоритм выполнения заданий на умение проводить множественный выбор:
читаем вопрос;
не глядя на предложенные варианты, даем максимум возможных ответов;
выбираем 3 правильных ответа из предложенных;
возможно, среди предложенных будут ответы, которые вы не рассматривали, - оцените их правильность;
запишите 3 цифры по порядку возрастания.


Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.  Множественный выбор  (без рисунка)  Алгоритм выполнения

Слайд 8 Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление

соответствия  

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)
А) прибрежная растительность;
Б) карп;
В) личинки земноводных;
Г) фитопланктон;
Д) растения дна;
Е) большой прудовик.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:       

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Слайд 9 Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в

экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)  

Продуценты — растения, консументы — животные.


Ответ:122112
      

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1)

Слайд 10ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

 ГРУППЫ


А) целиком или большей частью погружены в воду
Б) в эпидермисе отсутствуют устьица
В) растут по берегам водоёмов на мелководье
Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая
Д) хорошо развита аэренхима
Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне
 1) гидатофиты
2) гидрофиты

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

Слайд 111) гидатофиты: А) целиком или большей частью погружены в воду; Б)

в эпидермисе отсутствуют устьица; Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая; Д) хорошо развита аэренхима
2) гидрофиты:В) растут по берегам водоёмов на мелководье; Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне

Ответ: 112112.
1) гидатофиты: А) целиком или большей частью погружены в воду; Б) в эпидермисе отсутствуют устьица; Г) листовая

Слайд 12 Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия


Алгоритм решения заданий на умение устанавливать соответствие:
читаете вопрос, устанавливаете область необходимых знаний;
строго по порядку к А подбираете 1) или 2);
записываете в таблицу цифру;
переходите к Б, В, Г, Д, Е и повторяете алгоритм решения;
записываете получившуюся последовательность цифр в бланк без пропусков и запятых;
будьте внимательны!

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.  Установление соответствия

Слайд 13 Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной

или графической форме

Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений.






Численность белок зависит от урожая семян ели.
Одна из причин популяционных волн — обильная кормовая база.
Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.


Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Задание 21. Биологические системы и их закономерности.  Анализ данных, в табличной или графической

Слайд 14 Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной

или графической форме

Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений.






Численность белок зависит от урожая семян ели.
Одна из причин популяционных волн — обильная кормовая база.
Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.


Задание 21. Биологические системы и их закономерности.  Анализ данных, в табличной или графической

Слайд 15 Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной

или графической форме

Алгоритм решения заданий на анализ данных, в табличной или графической форме:
читаем вопрос;
переходим к графику, характеризуем оси; если оси имеют обозначение только x, y, подписываем карандашом размерность из задания;
вычисляем и подписываем карандашом масштаб рядом с графиком;
методом восстановления перпендикуляров находим искомую величину, даем ответ;
в некоторых заданиях исследуются интервалы по тому же алгоритму

Задание 21. Биологические системы и их закономерности.  Анализ данных, в табличной или графической

Слайд 16 Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и

экологических закономерностях в новой ситуации .

Инструкция по решения заданий на обобщение и применение знаний в новой ситуации экологических закономерностях :
Читаем вопрос
Выписываем максимальное количество вариантов ответа на вопрос
Выбираем два-три наиболее подходящие варианта ответа

Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических

Слайд 17Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее

трёх свойств

Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их.  Укажите не менее трёх свойствВыполните задание и объясните

Слайд 18Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее

трёх свойств

1) самовоспроизведение, в основе которого лежит способность организмов к размножению;
2) устойчивость, способность выдерживать изменения, вызванные различными факторами;
3) саморазвитие, т. е. восстановление, смена сообществ.

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их.  Укажите не менее трёх свойств1) самовоспроизведение, в основе

Слайд 19Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой
Красные водоросли (багрянки) обитают

на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Пояснение.
Для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра.
В клетках багрянок содержится красный пигмент (фикоэритрин), который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это,

Слайд 20Ячмень, выращенный при разной длине дня:
1 – 16-ти часовой день; 2

– 10-ти часовой день; 3 – 8-ми часовой день

Задание.
К какой группе по необходимой длительности светового периода относится ячмень? Ответ поясните.

Пояснение.
Ячмень относится к длиннодневным растениям, так как для цветения и плодоношения ему необходимо более 12-ти часов светового дня.

Ячмень, выращенный при разной длине дня:1 – 16-ти часовой день; 2 – 10-ти часовой день; 3 –

Слайд 21Задание.
Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака

– гомойотермным?

Пояснение.
Лягушка является пойкилотермным животным, так как у нее температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, а собака – гомойотермное животное, так как ее температура тела постоянная и не зависит от температурных колебаний окружающей среды.

Задание.Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака – гомойотермным?Пояснение.Лягушка является пойкилотермным животным, так

Слайд 22Задание.
Определите, к какой экологической группе относится стрелолист? Ответ поясните.
Пояснение.
Стрелолист является наземно-водным

растением, или гидатофитом, так как частично погружено в воду.
Задание.Определите, к какой экологической группе относится стрелолист? Ответ поясните.Пояснение.Стрелолист является наземно-водным растением, или гидатофитом, так как частично

Слайд 23Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без

рисунка)

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: абиотические факторы, антропогенные факторы, биогеоценоз, биологические ритмы, биомасса, биотические факторы, зона оптимума, консументы, ограничивающий фактор, пищевые цепи, пищевые сети, плотность популяций, пределы выносливости, продуктивность, продуценты, репродуктивный потенциал, сезонные ритмы, суточные ритмы, фотопериодизм, экологические факторы, экология.

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.  Множественный выбор  (без рисунка)  		Основные термины

Слайд 24Решаем задачи
Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
1) для

каждого задания части 1 – 1–5 минут;
2) для каждого задания части 2 – 10–20 минут.

Выполните предложенные задания и объясните метод его выполнения

Решаем задачиПримерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:1) для каждого задания части 1 – 1–5

Слайд 25Ответы к задачам

Ответ включает любые три элемента:
1) сокращению численности насекомоопыляемых растений,

изменению видового состава растений (или, биоразнообразие растений тоже может снизиться, так как эти насекомые способствуют перекрёстному опылению, а это источник комбинативной изменчивости и численного разнообразия);
 2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных;
 3) сокращению численности насекомоядных животных (или, некоторые обитатели луга, которые питаются этими насекомыми, например, насекомоядные птицы, их численность снижается, так как у них уменьшается кормовая база в лице насекомыхопылителей);
4) Снижается биоразнообразие насекомых, изменяется цепи питания и сети питания. Биоразнообразие — важнейший критерий устойчивости экосистемы. (или, личинки насекомыхо-пылителей занимают особое звено в цепи питания, их снижение неблагоприятного воздействует на равновесие в цепи питания (снижается численность поедателей этих личинок).



Ответы к задачамОтвет включает любые три элемента:1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений (или, биоразнообразие

Слайд 26Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения,

всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц , млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
1) Исходя из закона пирамиды биомасс,
2) самыми тяжелыми будут растения,
3) самыми легкими — хищные позвоночные (т. е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).
Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных,

Слайд 27Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия

приливов и отливов, электрическая?
1) Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.
2) Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,
3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности.

Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?1) Преимущества: они

Слайд 28 Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать,

что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения



1) Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
2) избыток ресурса;
3) ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
4) условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого. Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.
Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная

Слайд 29 Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не

надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?


1) При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
2) Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
3) Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть