Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по биологии
Слайд 21. Живое вещество биосферы – это совокупность всех организмов, живущих в
данный момент на планете. 2. Биогенное вещество образовано организмами и биогенными процессами одновременно. 3. К биогенному веществу относят уголь, торф, горные породы. 4. Сложное происхождение в биосфере имеет биокосное вещество, созданное организмами и абиогенными процессами одновременно. 5. Почва – биокосное вещество. 6. Космогенное вещество представлено метеоритами и космической пылью. 7. концентрационная функция живого вещества заключается в поддержании постоянства газового состава атмосферы.
Слайд 3В чем состоят отличия кровеносной системы кольчатых червей и членистоногих?
Слайд 4У кольчатых кровеносная система замкнутая, а у членистоногих – нет.
У кольчатых
червей сердце отсутствует, у членистоногих есть
Функцию сердца у членистоногих выполняют кровеносные сосуды
Слайд 5Укажите не менее 4 признаков сходства клеточного дыхания и горения.
Слайд 6Сходство: в результате процессов образуется углекислый газ и вода.
Различия:
При горении
образуется световая и тепловая энергия
В процессе дыхания энергия запасается в молекулах АТФ
Клеточное дыхание – ферментативный процесс
Слайд 7Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка споры папоротника? Из каких
клеток и в результате какого деления это структуры образуются?
Кочедыжник женский
Слайд 8Заросток папоротника гаплоидный
Споро гаплоидна
Клетки заростка формируются из споры митозом
Спора образуется из
спорогенной ткани спорангия мейозом
Слайд 9В чем состоит различие вакцины и лечебной сыворотки? Какие виды иммунитета
формируются при введении вакцины и сыворотки?
Слайд 10Вакцина содержит убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни, сыворотка - готовые
антитела.
При введении сыворотки формируется искусственный пассивный иммунитет, а при ведении вакцины искусственный активный иммунитет.
Слайд 11Определите тип и фазу деление клетки. Какие процессы происходят в этой
фазе?
Слайд 12Метафаза митоза.
Двухроматидные хромосомы выстроились по экватору клетки.
Нити веретена деления прикреплены к
центромерам удвоенных хромосом.
2n4c
Слайд 131. Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие
биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. 2. Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению ее ареала, повышению численности особей, совершенствованию приспособлений. 3. Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. 4. Идиоадаптация – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. 5. Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. 6. Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки.
Слайд 15Какие продукты световой фазы фотосинтеза используются в темновую фазу, а какие
нет?
Слайд 17Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у животных.
Слайд 19Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени, яйцеклетки и корня
цветкового растения?
Слайд 21При гипофункции поджелудочной железы наблюдается увеличение сахара в крови. Какое заболевание
при этом развивается? Выделение какого гормона нарушается при данном заболевании?
Слайд 22заболевание - сахарный диабет
нарушается выделение гормона инсулина, который участвует в утилизации
глюкозы
Слайд 23Найдите ошибки в приведенном тексте.
1) Отдел Покрытосеменные делят на классы Двудольные
и Однодольные. 2) Для двудольных растений характерно наличие двух семядолей в семени. 3) У однодольных растений в стебле имеется кольцо камбия. 4) Мочковатая корневая система, как правило, характерна для двудольных растений. 5) Растения семейства злаковые и Лилейные относят в классу Однодольные. 6) Растения семейства Розоцветные и Бобовые относят к классу Двудольные. 7) У двудольных растений, как правило, число частей цветка кратно трем.
Слайд 243) У двудольных растений в стебле имеется кольцо камбия
4) Мочковатая корневая
система, как правило, характерна для однодольных растений
7) У двудольных растений число частей цветка кратно 4-5
Слайд 25Укажите признаки биологического прогресса
Слайд 27Составьте пищевую цепь. Используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение,
бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10000кДЖ?
Слайд 281) Пищевая цепь: растение-бабочка-лягушка-змея-крупная хищная птица;
2) На уровень консумента III порядка
переходит 10кДж энергии (змея – консумент III порядка)
Слайд 29Схема какого процесса изображена на рисунке? Каким способом делятся клетки, обозначенные
на рисунке цифрой 3? Какой набор хромосом имеют клетки в зонах, обозначенных цифрами 1, 4?
Слайд 301) Схема овогенеза
2) В зоне, обозначенной на рисунке цифрой 3, клетки
делятся мейозом;
3) в зонах, обозначенных на рисунке цифрами 1 - диплоидный, а 2 имеют гаплоидный набор хромосом
Слайд 321) Обмен веществ или метаболизм -это совокупность реакций синтеза и распада
веществ клетки организма, связанных с выделением и поглощением энергии. 2) Совокупность реакций синтеза высокомолекулярных органических соединений из низкомолекулярных соединений относят к пластическому обмену. 3) В реакциях пластического обмена синтезируются молекулы АТФ. 4) Фотосинтез относят к энергетическому обмену. 5) В результате хемосинтеза синтезируются органические вещества из неорганических за счет энергии Солнца.
Слайд 33Укажите звенья рефлекторной цепи и укажите функции каждого звена.
Слайд 341) Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует в нервный импульс
2) чувствительный
нейрон передает возбуждение в ЦНС
3) вставочный нейрон передает возбуждение из ЦНС на двигательный нейрон
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение
Слайд 35Укажите пути достижения биологического прогресса. Поясните каждый из них.
Слайд 36Ароморфоз – крупные морфофизиологические изменения, сопровождающиеся повышением общего уровня организации.
Идиоадаптации –
частные приспособления к условиям обитания, не изменяющие общий уровень организации
Общая дегенерация – упрощение организации, сопровождающееся утратой органов или систем органов в связи с паразитическим или сидячим образом жизни.
Слайд 37Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума?
Объясните из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Слайд 381) хромосомный набор в клетках взрослого растения сфагнума гаплоидный (n)
2) хромосомный
набор споры гаплоидный (n)
3) клетки взрослого растения образуются из споры митозом
4) спора образуется при делении мейозом клеток спорангия
Сфагнум оттопыренный
Сфагновое болото
Слайд 391) Эукариотические клетки имеют обособленное ядро.
2) В пластидах и митохондриях эукариотических
клеток содержатся рибосомы.
3) В цитоплазме прокариотических и эукариотических клеток содержатся рибосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть.
4) Клеточная стенка растительных клеток содержит целлюлозу, клеточная стенка животных клеток гликоген.
5) Бактериальная клетка размножается в помощью спор.
6) Эукариотическая клетка делится митозом и мейозом.
7) Споры грибов предназначены для размножения.
Слайд 41Какие признаки характерны для типа Кишечнополостные? Укажите не менее 4 признаков.