Слайд 2ЭПИГРАФ
“Мы не для того живем, чтобы есть, а
едим для того, чтобы жить”.
Сократ.
Слайд 3
^ Цель: изучить процесс пищеварения в желудке.
Задачи:
образовательные : изучить внешнее и внутреннее
строение желудка;
выяснить процессы пищеварения в желудке;
раскрыть свойства ферментов желудочного сока.
развивающие – формирование универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении лабораторной работы
воспитательные: формирование правил здорового образа жизни - профилактика гастрита, профориентация - знакомство с профессией гастроэнтеролога.
Слайд 4 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ:
ОПИСЫВАТЬ СТРОЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ
ЖЕЛУДКА; МЕХАНИЗМ
ДЕЙСТВИЯ ФЕРМЕНТОВ;
ОПИСЫВАТЬ СОСТАВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ :
УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ
СТРОЕНИЕМ ЖЕЛУДКА, И ВЫПОЛНЯЕМОЙ
ИМ ФУНКЦИЕЙ
АНАЛИЗИРОВАТЬ :СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКА.
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СТРОЕНИЕ
ЖЕЛУДКА И ЕГО ФУНКЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛАБОРАТОРНУЮ
РАБОТУ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА МЕХАНИЗМА
ДЕЙСТВИЯ ФЕРМЕНТОВ.
Слайд 6Подпишите названия органов пищеварительной системы
Слайд 7Пищевод – располагается между глоткой и желудком. У человека пищевод —
мышечная трубка длиной около 25 см. Сокращаясь рефлекторно, стенки пищевода проталкивают пищевой ком в желудок.
Слайд 8
«Биологическая информминутка».
Слайд 9Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала животных и
человека, следующий за
пищеводом. Емкость около 2л. Выполняет функции
накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в
кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок.
Слайд 11ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ.
ЖЕЛУДОК СОСТОИТ :
1. НАРУЖНЯЯ ОБОЛОЧКА (СЕРОЗНАЯ)
2. СРЕДНЯЯ ОБОЛОЧКА (МЫШЕЧНАЯ
,ИЗ З-Х СЛОЕВ- ПРОДОЛЬНОГО, КРУГЛОГО,КОСОГО)
3.ВНУТРЕНЯЯ ОБОЛОЧКА – СЛИЗИСТОЯ .
Слайд 12Желудочный сок (ферменты (пепсин), соляная кислота, слизь)
вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки.
1кв.мм содержит около 100 желез.
Слайд 14РАБОТА ЖЕЛУДКА.
Под действием ферментов желудочного сока начинается переваривание белков. Этот процесс
идет постепенно , по мере того,как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникая в его глубину. В желудке пища задерживается до 4-6 часов. Пищевой комок «тает», перевариваясь в жидкую кашицу, которая порциями проходит в кишечник.
Для просмотра предлагаются схемы переваривания трех различных видов веществ:
Хлеб.
Фруктовый сок.
Животное сало.
Слайд 16
Он расщепляется ферментами на глюкозу, аминокислоты, витамины и минеральные соли.
витамины
аминокислоты
Минеральные соли
глюкоза
Слайд 17
Затем вещества начинают всасываться в стенки желудка.
Не перевариваемые остатки
Слайд 19
Всосавшись, вещества перемещаются с помощь крови к клеткам организма.
Слайд 22
Сок распадается на воду , витамины , углеводы и клетчатку.
вода
витамины
углеводы
клетчатка
Слайд 25
В отличие от хлеба сок всасывается почти весь за исключением клетчатки,
которую ферменты растворить не могут. Она перемещается в тонкий кишечник для дальнейшей химической обработки.
Слайд 35
Так и не переварившись, кусочек жира отправляется в кишечник.
Слайд 38
«БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРММИНУТКА» -
сообщение ученика о желудке: А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?
«Это интересно» - Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.
Слайд 39«ПАУЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ». ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОПУЩЕНИЯ ЖЕЛУДКА.
В положении стоя
правой рукой определите область расположения желудка(показывает на модели еще раз).
Сделайте глубокий вдох через нос.
Медленно выдыхайте, одновременно втягивая мышцы живота по направлению к позвоночнику и вверх.
На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.
Повторите 4-5 раз.
Слайд 40
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА .
«ДЕЙСТВИЕ
ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА
НА БЕЛОК».
Цель работы:
исследовать действие желудочного
сока на белок.
Слайд 41ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:
штатив с пробирками, стакан химический (2 шт), цилиндр
мерный на 100мл, пипетки, термометр лабораторный(2 шт), спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, горячая и холодная вода, кипяченая вода, карандаш для стекла, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Слайд 42ХОД РАБОТЫ:
Налейте в пробирку 1мл белка и добавьте 5-6 мл
воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
В 1мл свежеприготовленной взвеси белка прилить столько же желудочного сока.
Выводы:
Слайд 44
Задание ЕГЭ уровня В:
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
а) желудок,
б) толстая кишка, в) ротовая полость,
г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.
Слайд 45ЗАДАНИЕ ЕГЭ УРОВНЯ С.
Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под
слева. Его внутренняя стенка состоит из ______________ ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) __________ ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)_______ , создающую необходимую среду для работы фермента ___________ и уничтожающую микробов,
3) фермент ____________ , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из _____________ ткани.
___________(серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ___________.
Слайд 46Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из ----------------- ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) ----------- ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)-------------------- , создающую необходимую среду для работы фермента ---------------- и уничтожающую микробов,
3) фермент ------------- , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из -------------- ткани.
---------------(серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится -------------------.
Слайд 47Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) ---------- ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2) -----------------, создающую необходимую среду для работы фермента ------------ и уничтожающую микробов,
3) фермент ------------------- , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из -------------- ткани.
---------(серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится -------------.
Слайд 48Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2) --------------, создающую необходимую среду для работы фермента ----------- и уничтожающую микробов,
3) фермент ---------------, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из --------------- ткани.
---------------- (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится -----------------.
Слайд 49Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента --------- и уничтожающую микробов,
3) фермент ------------, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из --------------ткани.
---------------- (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ------------------.
Слайд 50Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов,
3) фермент ----------- , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из --------------ткани.
--------------- (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ---------------.
Слайд 51Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов,
3) фермент пепсин , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из ------------- ткани.
------------- (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ----------------.
Слайд 52Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов,
3) фермент пепсин , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышечной ткани.
------------- (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ---------------.
Слайд 53Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов,
3) фермент пепсин , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышечной ткани.
Наружная (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ------------------.
Слайд 54Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит
из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие:
1) слизь ,
предохраняющую стенки желудка от разрушения,
2)соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов,
3) фермент пепсин , расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышечной ткани.
Наружная (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится превратник.
Слайд 55ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§32, НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ О ВЛИЯНИИ НА ПЕЧЕНЬ НИКОТИНА И АЛКОГОЛЯ.
Слайд 56РЕФЛЕКСИЯ. (ОЦЕНИТЬ ПО 5-ТИ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ)
Вопросы:
1 Удовлетворены ли вы результатом
своей деятельности на уроке?
2 Появился ли интерес к данной теме?
3 Доступен ли материал урока?
4 Важны ли знания этого урока?
5 Удовлетворены ли вы уроком?