Презентация, доклад на тему Основы селекции

Содержание

Требования стандартаЗнать: сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.Анализировать и оценивать: этические аспекты современных исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках

Слайд 1 Основы селекции
11 класс
МБОУЕпифанская СОШ
Разработала:Хаванская Н.А.,

учитель биологии.

Епифань, 2012

Основы селекции11 классМБОУЕпифанская СОШРазработала:Хаванская Н.А., учитель биологии.Епифань, 2012

Слайд 2Требования стандарта
Знать: сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.
Анализировать

и оценивать: этические аспекты современных исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).
Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках
Требования стандартаЗнать: сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.Анализировать и оценивать: этические аспекты современных исследований

Слайд 3Можно ли совместить несовместимое?
?

Можно ли совместить несовместимое??

Слайд 4Понятийный словарь
Одомашнивание -

Порода –

Сорт –

Штамм –

Инбридинг –

Дайте

определение.
Понятийный словарьОдомашнивание - Порода – Сорт –Штамм – Инбридинг – Дайте определение.

Слайд 5Понятийный словарь
Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) –

Районы одомашнивания животных



Центры доместикации –

Культура -

Дайте определение.

Понятийный словарьЦентры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) – Районы одомашнивания животных – Центры доместикации – Культура -

Слайд 6Понятийный словарь
Отбор –

Гибридизация –

Гетерозис –

Аутополиплоиды –

Искусственный мутагенез –


Дайте определение.

Понятийный словарьОтбор – Гибридизация –Гетерозис –Аутополиплоиды – Искусственный мутагенез –Дайте определение.

Слайд 7Понятийный словарь
Полиплоидия –

Аутбридинг –

Аллополиплоиды –

Биотехнология –

Генная инженерия –

Дайте определение.

Понятийный словарьПолиплоидия –Аутбридинг – Аллополиплоиды – Биотехнология –Генная инженерия –Дайте определение.

Слайд 8Центры происхождения культурных растений
Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50%

культурных растений)._________________________
Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________
Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________
Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).______________________________
Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________
Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________
Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________

Впишите названия центров.

Центры происхождения культурных растенийРис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________Соя, просо, гречиха, плодовые и

Слайд 9Происхождение домашних животных
Тур?

Овца
Муфлон? Собака
Тарпан? Лошадь
Кабан? Куры
Банкивские куры? Корова
Волк? Свинья

Соедините стрелками.
Происхождение домашних животныхТур?

Слайд 10Сходные мутации
Перепишите в тетрадь и проанализируйте.

Сходные мутацииПерепишите в тетрадь и проанализируйте.

Слайд 11Закон гомологических рядов
«?...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................».


Н.И.Вавилов


Запишите формулировку закона и укажите его значение.
Закон гомологических рядов«?...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................».

Слайд 12 Что такое культура с точки зрения селекции?
Чем отличается вид

и порода?
Торнослив – это торн или слива?
Кто родители у мула?
Церападус – животное или растение?
Как получить 60 центнеров с гектара?
Клонирование – миф или реальность?

Подумайте и ответьте.

???

Что такое культура с точки зрения селекции? Чем отличается вид и порода? Торнослив – это торн

Слайд 13Методы селекции растений
Заполните кластер.

Методы селекции растенийЗаполните кластер.

Слайд 14Методы селекции животных
Заполните кластер.

Методы селекции животныхЗаполните кластер.

Слайд 15Методы селекции микроорганизмов
Перепишите кластер в тетрадь и объясните каждый метод.

Методы селекции микроорганизмовПерепишите кластер в тетрадь и объясните каждый метод.

Слайд 16Словарик
Культура – 1. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. Культура льна,

культура шелкопряда. 2. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. Культура органической ткани.

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка.

Сравните со своим вариантом определения.

СловарикКультура – 1. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. Культура льна, культура шелкопряда. 2. Разводимое растение, а

Слайд 17Словарик
Инбридинг –


Аутбридинг –
Аллополиплоиды -
Аутополиплоиды –

неродственное скрещивание
близкородственное скрещивание
кратное умножение одного и того же генома
объединение разных геномов, затем их кратное увеличение

Соедините стрелками.

Словарик Инбридинг –            Аутбридинг – Аллополиплоиды

Слайд 18Селекция организмов
Порода, штамм, сорт (чистая линия) – популяция организмов, искусственно созданная

человеком, которая характеризуется специфическим генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.
Районированные породы и сорта – породы и сорта, приспособленные к районам с определенными климатическими условиями, наиболее полно проявляющие свои качества именно в этих районах.
Гетерозис, или гибридная сила – явление повышения жизнеспособности гибридов первом поколении (гипотеза доминирования, гипотеза сверхдоминирования).

Сравните со своими вариантами определений.

Селекция организмовПорода, штамм, сорт (чистая линия) – популяция организмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется специфическим генофондом, наследственно

Слайд 19Селекция как наука
Научно-исследовательские институты.
Учебные хозяйства.
Сортоиспытательные станции.
Племенные хозяйства.

Подумайте и найдите информацию, чем

занимаются данные учреждения и организации.
Селекция как наукаНаучно-исследовательские институты.Учебные хозяйства.Сортоиспытательные станции.Племенные хозяйства.Подумайте и найдите информацию, чем занимаются данные учреждения и организации.

Слайд 20Этические аспекты развития биотехнологии
Не может ли ген, встроенный в трансгенные растения

томата, при съедании плодов мигрировать и встраиваться в геном, например, бактерий, живущих в кишечнике человека?
Не может ли трансгенное культурное растение, устойчивое к гербицидам, болезням, засухе и другим стрессовым факторам, при перекрестном опылении с родственными дикими растениями передать эти же свойства сорнякам?
Не получатся ли при этом «суперсорняки», которые очень быстро заселят сельскохозяйственные земли?
Не попадут ли случайно мальки гигантского лосося в открытое море, и не нарушит ли это баланс в природной популяции?
Способен ли организм трансгенных животных выдержать ту нагрузку, которая возникает в связи с функционированием чужеродных генов?
Имеет ли право человек переделывать живые организмы ради собственного блага?

Подумайте!

Этические аспекты развития биотехнологииНе может ли ген, встроенный в трансгенные растения томата,

Слайд 21Этические аспекты развития биотехнологии
Во всех странах созданы специальные контролирующие органы и

комиссии.
В 1996 г. Совет Европы принял Конвенцию о правах человека при использовании геномных технологий в медицине. Центральное внимание в документе уделено этике применения таких технологий. Утверждается, что ни одна личность не может быть подвергнута дискриминации на основе информации об особенностях ее генома. изменение генома будущих поколений.
В международных документах ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подчеркивается, что всякое изменение генома человека может производиться лишь на соматических клетках.
Возникла биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.

Запишите в тетрадь.

Этические аспекты развития биотехнологииВо всех странах созданы специальные контролирующие органы и комиссии.В 1996 г. Совет Европы принял

Слайд 22Проверьте свои знания
Промежуточный контроль

Номера вопросов, выделенные синим цветом - 1 вариант.
Номера

вопросов, выделенные коричневым цветом – 2 вариант.
Проверьте свои знанияПромежуточный контрольНомера вопросов, выделенные синим цветом - 1 вариант.Номера вопросов, выделенные коричневым цветом – 2

Слайд 23Тесты
1. Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня

занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) микробиология
4) растениеводство
2. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют
1) биохимическим синтезом
2) генной инженерией
3) клеточной инженерией
4) микробиологическим синтезом
Тесты 1. Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается1) генная инженерия2) клеточная инженерия3) микробиология4)

Слайд 24Тесты
3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования,

гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) бионике
4) генетике
4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения
1) эффективных лекарственных препаратов
2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов
3) кормового белка для питания животных
4) пищевых добавок для продуктов питания
Тесты 3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в1) генной инженерии2)

Слайд 25Тесты
5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается
1) микробиологическое производство
2)

генная инженерия
3) молекулярная биология
4) биохимия
6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) цитология
4) микробиологический синтез
Тесты 5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается1) микробиологическое производство2) генная инженерия3) молекулярная биология4) биохимия6. Использованием

Слайд 26Тесты
7. Полиплоидия применяется в селекции:
1) домашних животных
2) культурных растений
3) шляпочных

грибов
4) плесневых грибов
8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при
1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучение дрейфа аллельных генов в популяциях
Тесты 7. Полиплоидия применяется в селекции:1) домашних животных2) культурных растений3) шляпочных грибов4) плесневых грибов8. Знания центров происхождения

Слайд 27Тесты
9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной

работе с
1) животными
2) бактериями
3) зерновыми культурами
4) овощными культурами
10. Искусственный мутагенез наиболее часто применяют в селекции
1) микроорганизмов
2) домашних животных
3) шляпочных грибов
4) нитчатых водорослей
Тесты 9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной работе с1) животными2) бактериями3) зерновыми культурами4)

Слайд 28Тесты
11. Чистая линия – это потомство
1) гетерозисных форм
2) одной самоопыляющейся

особи
3) межсортового гибрида
3) двух гетерозиготных особей
12. Индивидуальный отбор в отличие от массового более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу
Тесты 11. Чистая линия – это потомство1) гетерозисных форм2) одной самоопыляющейся особи3) межсортового гибрида3) двух гетерозиготных особей12.

Слайд 29Ответы к тестам
1. Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток

биомассы женьшеня занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) микробиология
4) растениеводство
2. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют
1) биохимическим синтезом
2) генной инженерией
3) клеточной инженерией
4) микробиологическим синтезом
Ответы к тестам 1. Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается1) генная инженерия2) клеточная

Слайд 30Ответы к тестам
3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их

культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) бионике
4) генетике
4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения
1) эффективных лекарственных препаратов
2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов
3) кормового белка для питания животных
4) пищевых добавок для продуктов питания
Ответы к тестам3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в1) генной

Слайд 31Ответы к тестам
5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается
1) микробиологическое

производство
2) генная инженерия
3) молекулярная биология
4) биохимия
6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) цитология
4) микробиологический синтез
Ответы к тестам5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белка занимается1) микробиологическое производство2) генная инженерия3) молекулярная биология4) биохимия6.

Слайд 32Ответы к тестам
7. Полиплоидия применяется в селекции:
1) домашних животных
2) культурных растений
3)

шляпочных грибов
4) плесневых грибов
8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при
1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучение дрейфа аллельных генов в популяциях
Ответы к тестам7. Полиплоидия применяется в селекции:1) домашних животных2) культурных растений3) шляпочных грибов4) плесневых грибов8. Знания центров

Слайд 33Ответы к тестам
9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют

в селекционной работе с
1) животными
2) бактериями
3) зерновыми культурами
4) овощными культурами
10. Искусственный мутагенез наиболее часто применяют в селекции
1) микроорганизмов
2) домашних животных
3) шляпочных грибов
4) нитчатых водорослей
Ответы к тестам 9. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной работе с1) животными2) бактериями3)

Слайд 34Ответы к тестам
11. Чистая линия – это потомство
1) гетерозисных форм
2)

одной самоопыляющейся особи
3) межсортового гибрида
3) двух гетерозиготных особей
12. Индивидуальный отбор в отличие от массового более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу
Ответы к тестам 11. Чистая линия – это потомство1) гетерозисных форм2) одной самоопыляющейся особи3) межсортового гибрида3) двух

Слайд 35Оценивание теста
1 вариант – 2, 2, 1, 2, 1, 2
2 вариант

- 4, 2, 4, 3, 1, 1

6 (+) – «5»
5 (+) – «4»
3 (+) – «3»
0-2 (+) - ?

Подсчитайте число правильных ответов, поставьте оценку.
Оценивание теста1 вариант – 2, 2, 1, 2, 1, 22 вариант - 4, 2, 4, 3, 1,

Слайд 36Можно ли совместить несовместимое?
Насколько?
?

Можно ли совместить несовместимое?Насколько??

Слайд 37Информационный фрейм
Заполните таблицу.

Информационный фреймЗаполните таблицу.

Слайд 38Выводы
?

Выводы?

Слайд 39Выводы
Селекция – важный и сложный вид практической деятельности.
Значительные успехи достигнуты в

практической деятельности селекционеров.
Одна их задач ученых-селекционеров – разработка теоретических основ селекции.
Основой селекционной работы является глубокое знание закономерностей наследственности и изменчивости исходных форм растений, животных, микроорганизмов.

Сравните выводы.

ВыводыСелекция – важный и сложный вид практической деятельности.Значительные успехи достигнуты в практической деятельности селекционеров.Одна их задач ученых-селекционеров

Слайд 40Домашнее задание
Подготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

Домашнее заданиеПодготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

Слайд 41Информационные ресурсы
Основной источник:
Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват.

Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, с. 319-336.
Дополнительные источники:
Билич Г.Л. Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс/ Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006, с.
Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/авт-сост. Г.И.Лернер. – М.: «5 за знания», 2006.
Каменский А.А, Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы 11 класса. Устный экзамен, теория и практика: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 79-92.
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. Изучением биологии в шк. / Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.; Под ред. В.К.Шумного и др. – М.: Просвещение, 2001, с.362-386.

Информационные ресурсыОсновной источник:Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть