Слайд 1Органы цветковых растений
Материалы для подготовки к ГИА
Составила
Учитель биологии
ГБОУ СОШ №
442
Г. Санкт-Петербурга
Иванова Ирина
Евгеньевна
Слайд 2Функции корней
Удерживание растений в почве
Поглощение воды и минеральных солей
Запасание питательных веществ
Слайд 3Корень – вегетативный орган
Типы корней:
Главный, развивается из корешка зародыша
Придаточный, отрастает
от стебля
Боковой, отрастает от главного и придаточного.
Слайд 4Все корни растения – корневая система
Стержневая корневая система (наличие главного корня)-
у двудольных растений
Мочковатая корневая система (придаточные корни)- у однодольных
Слайд 6Какой корень называют главным?
1) сильно разветвлённый
2) самый длинный в
корневой системе
3) отрастающий от стебля
4) развивающийся из корешка зародыша
Слайд 7Какие корни называют придаточными?
1) отрастающие от стебля
2) отрастающие от главного корня
3)
развивающиеся из корешка зародыша
4) развивающиеся из боковых корней
Слайд 8Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение
лета окучивать для
1) ускорения созревания плодов
2) сокращения численности вредителей
3) развития придаточных корней и столонов
4) улучшения питания корней органическими веществами
Слайд 9
Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.
А) проведения
Б) всасывания
В) деления
Г) растяжения
Слайд 10В какой зоне корня находятся корневые волоски?
1) деления
2)
роста
3) всасывания
4) проведения
Слайд 11Что представляет собой корневой волосок?
1) длинный вырост наружной клетки
2)
сосудисто-волокнистый пучок
3) корень, имеющий небольшие размеры
4) корень, отрастающий от главного корня
Слайд 12Чем характеризуется мочковатая корневая система?
1) развитием многочисленных придаточных корней
2) наличием нескольких главных корней
3) отсутствием корневых волосков
4) развитием проводящей зоны в боковых корнях
Слайд 13На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего
1) наличие у растений процесса
транспирации
2) передвижение по растению органических веществ
3) наличие у растений корневого давления
4) значение воды в жизни растений
Слайд 14Верхушки главных корней рассады капусты при пересадке прищипывают с целью
1)
усиления роста боковых корней
2)
увеличения длины корневых волосков
3)
увеличения числа придаточных корней
4)
повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям
Слайд 15Подземный побег отличается от корня наличием у него
1) Почек
2) зоны роста
3) сосудов
4) коры
Видоизменённый побег – это
1) корневище
2) корнеплод
3) корнеклубень
4) грибокорень
Слайд 16
Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на
рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
Слайд 17Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище
1) главного
корня
2) плёнчатых чешуек
3) плоского стебля – донца
4) механических волокон
Слайд 18Чтобы улучшить дыхание корней культурных растений, необходимо
1) периодически рыхлить почву
2) проводить прополку сорняков
3) систематически поливать растения
4) подкармливать растения минеральными удобрениями
Слайд 19Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами
1 и 2. Из чего они образуются?
Слайд 20Чтобы усилить образование боковых корней у растений, проводят
1) удаление
боковых побегов
2) удаление цветков
3) прищипывание кончика корня
4) прищипывание верхушки стебля
Слайд 21К видоизменённым подземным побегам относят
1) луковицу чеснока
2)
корнеплод моркови
3) клубень картофеля
4) усы земляники
5) корневище ландыша
6) корневые шишки георгина
Слайд 22Передвижение воды и минеральных веществ из корня в листья обеспечивается
1) корневым давлением
2) корневыми волосками
3) клеточным дыханием
4) лубяными волокнами
Слайд 23Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как
называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?
Слайд 24Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе
пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Слайд 25Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне
1) плёнчатых
чешуек
2) почек-глазков
3) мясистых и сочных чешуй
4) плоского стебля – донца
Слайд 26
У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из
шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) картофель
2) земляника
3) ландыш
4) подорожник
5) лук
6) малина
Слайд 27Какие признаки характерны для корней растений? Выберите три верных ответа из
шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растения, испаряя воду с его поверхности
2) всасывают воду и минеральные вещества
3) выполняют якорную функцию
4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических
5) имеют устьичные клетки
6) содержат зону проведения
Слайд 28Главной функцией корня является
1) запасание питательных веществ
2) почвенное
питание растений
3) поглощение органических веществ из почвы
4) окисление органических веществ
Слайд 29Главный корень развивается из
1) боковых корней
2) зародышевого корешка
3) придаточного корня
4) спящих почек
Слайд 30Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток
1) корневых
волосков
2) образовательной ткани
3) зоны проведения
4) корневого чехлика
Слайд 31Установите соответствие между растением и типом его подземного побега: к каждому
элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
РАСТЕНИЕ ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА
А) пырей
Б) лилия
В) ландыш
Г) нарцисс
Д) купена аптечная
Е) чеснок обыкновенный 1) корневище
2) луковица
Слайд 32Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям
1) сосудам
2) ситовидным трубкам
3) клеткам камбия
4) механическим волокнам
Слайд 33В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется
взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) клубень
2) вегетативный орган
3) корнеплод
4) корневые волоски
Слайд 34Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
Верны ли следующие суждения
о процессах роста растений?
А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Слайд 35У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
1)
воздушные
2) главные
3) боковые
4) придаточные
Слайд 36Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по
которой происходит движение воды в стебель?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Слайд 37Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя
для этого цифровые обозначения.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью __________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом __________ (Б), напротив, через особые клетки – __________ (В) – испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ
1) дыхание
2) корневой чехлик
3) корневой волосок
4) лист
5) побег
6) стебель
7) устьица
8) фотосинтезсса
Слайд 38Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
Слайд 39На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был
сделан срез?
1) всасывания
2) роста
3) деления
4) проведения
Слайд 40Правильная последовательность расположения зон корня вверх от корневого чехлика:
1) деления
→ растяжения → всасывания → проведения
2) растяжения → деления → корневых волосков → всасывания
3) проведения → растяжения → деления → корневых волосков
4) всасывания → проведения → деления → роста
Слайд 41Побег – участок стебля, с расположенными на нем листьями и почками
Слайд 42Стебель - осевая часть побега.
Проводит растворы питательных веществ
Выносит листья к
свету
Опора для других надземных органов
Слайд 43Части стебля
1. кора, состоящая из пробки и луба, по нему передвигаются
растворы органических веществ (1)
2. камбий – образовательная ткань (2)
3. древесина, содержит сосуды для движения неорганических веществ (3)
4. сердцевина, запасание питательных веществ (4)
Слайд 44Какой цифрой на рисунке обозначена часть древесного стебля, в которой образуются
годичные кольца?
Слайд 45Лист – боковой орган побега
Функции листа:
Фотосинтез
Транспирация
Газообмен
Слайд 48Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.
А)
луб
Б) камбий
В) сердцевина
Г) древесина
Д) пробка
Слайд 49Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления и роста
клеток
1) древесины
2) сердцевины
3) покровной ткани
4) образовательной ткани
Слайд 50Установите последовательность процессов, характерных для листопада.
А) образование отделительного слоя на
черешке
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
В) опадение листьев
Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
Слайд 511. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ поясните.
2. Выберите признаки, характерные для класса Однодольные
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) жилкование листьев параллельное или дуговое
4) жилкование листьев сетчатое
5) листья всегда простые
6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень
Слайд 52Какая функция отсутствует у листьев растений?
1) образование органических веществ из
неорганических
2)испарение воды
3)поглощение воды и минеральных солей
4) поглощение кислорода и углекислого газа
Слайд 53Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят
к семейству
1) крестоцветных
2) сложноцветных
3) лилейных
4) злаков
Слайд 54Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом.
СТРОЕНИЕ,
ЗНАЧЕНИЕ ТКАНИ
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов
ТИП ТКАНИ
1) образовательная
2) запасающая
Слайд 55Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких
структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
Слайд 56Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они
характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные
КЛАССЫ
1) Однодольные
2) Двудольные
Слайд 57Цветок – орган семенного размножения
Слайд 58Части цветка
Околоцветник представлен чашечкой и венчиком
Главные части цветка – пестик и
тычинки
Слайд 59Установите соответствие между характеристиками
и частями семени, обозначенными на рисунке цифрами
1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ часть СЕМЕНИ
А) образуется из зиготы
Б) имеет зачатки вегетативных органов
В) имеет триплоидный набор хромосом
Г) содержит щиток
Д) образуется при двойном оплодотворении из центральной клетки
Е) является запасающей тканью семени
1) 1
2) 2
.
Слайд 60Использованные источники:
Открытый банк заданий ФИПИ,
Сборник тестов для подготовки к ГИА по
биологии «Я сдам ОГЭ»