Слайд 1Изучение состояния атмосферы
города Алейска методом биоиндикации с помощью ели обыкновенной
Участники проекта:
Ученицы МБОУ СОШ № 5
11 класса: Булахова Ирина Фатеева Ирина Руководитель: Учитель биологии: МБОУ СОШ № 5 Богачева Елена Викторовна
Алейск 2014
Слайд 2Научно-исследовательский работа:
« Город, выросший из природы, угрожает теперь природе.
Город, созданный человеком, властвует над человеком».
Пояснительная записка
Природа нашей планеты нуждается в защите. Человечество всерьёз задумывается о будущем нашей планеты, о мерах охраны природы, о разумном использовании её ресурсов. Создаются и созданы различные организации, ведущие контроль за правильным использованием и обращением с окружающей средой, поэтому вопросы охраны природы и ее ресурсов стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и школьников.
Темой данной работы является обследование атмосферы города Алейска методом биоиндикации с помощью хвои хвойных пород деревьев, в частности ели обыкновенной.
Слайд 3Цель работы
Изучение возможности использования биоиндикации для определения степени загрязненности атмосферы в
городе Алейск.
Целью данной работы является изучение и дача оценки состоянию атмосферы г Алейска методом биоиндикации с помощью хвойных деревьев, в частности ели обыкновенной.
Слайд 4Задачи
Анализ научных данных об индикационных способностях ели обыкновенной.
Подборка нужных методик биоиндикации.
Определение
степени загрязнения атмосферного воздуха центральной части города Алейска с помощью хвои ели.
Подведение итогов исследований и создание вывода о состоянии атмосферы города Алейска.
Расширить интерес в области знаний о природе своего края.
Слайд 5Актуальность
Актуальность вопроса использования метода биоиндикации подтверждает большое количество научных
работ, диссертаций, книг по данной теме, созданных по всей России и не только. Вот лишь небольшой их перечень:
Данная работа служит отчасти и для подтверждения верности обоих методов путем сравнения их результатов, тем она и важна.
Метод биоиндикации, которы мы рассмотрели в данной работе, доступен, нагляден, достаточно понятен, что важно при возможном будущем выступлении перед некомпетентной публикой.
Данная работа формирует общее понятие о важности метода биоиндикации и позволяет дать оценку степени загрязненности атмосферы города Алейска.
Слайд 6
Сроки реализации.
Работа является краткосрочной, т.е.реализуется
в течении полугода.
Для реализации работы необходима деятельность учителя биологии и учащихся.
Учитель биологии
Социальное партнерство
Ученики
Слайд 7Объектом исследования является атмосфера, результаты о состоянии которой, мы получили путем
изучения степени повреждения хвои ели обыкновенной (лат. Pícea ábies)
Предметом исследования стала биоиндикация с помощью хвои ели зависимости от степени загрязнения атмосферы.
В ходе исследования были использованы методы: наблюдение, эксперимент, количественный и качественный методы анализа, сравнение, обобщение, сопоставление данных и др.
Слайд 8Постановка проблемы (гипотезы)
Метод биоиндикации является доступным способом, позволяющим определить чистоту
воздушной среды.
Слайд 9ЕЛЬ КАК БИОИНДИКАТОР
Ель относится к древесным голосеменным вечнозеленым растениям.
Древесина
растений заполняет почти всю массу ствола, сердцевина у них развита слабо и кора очень тонкая.
Слайд 10Методика эксперимента
Метод биоиндикации по хвои ели.
Изучен участок по ул. Первомайской ул.
Пионерской, бралась хвоя ели обыкновенной.
В общей сложности для исследования взято 200 хвоинок.
Из них выделялись хвоинки с усыханием (пятнами), зеленые (без дефектов) и желтые (усохшие).
Вычислен процент поврежденных к общему числу хвоинок.
Слайд 15Результаты анализа состояния
хвои ели обыкновенной
Слайд 16С помощью данного типа биоиндикации нами была обследована центральная часть г.Алейска.
В качестве биоиндикаторов мы взяли несколько представителей вида Pícea ábies (ель обыкновенная, или европейская)В результате мы получили, что максимальный возраст хвои у елей 3 года. Степень повреждения в основном вторая, первая степень усыхания, из этого следует, что степень загрязнения II,а значит воздух чистый. Но у некоторых елей наблюдалась третья степень повреждения, а значит степень загрязнения воздуха III-IV (воздух относительно чистый или загрязненный), значит, отдадим предпочтение средним показаниям. Вывод: в центре г. Алейск по экспресс-оценке степень загрязнения воздуха III ,т.е. воздух относительно чистый.
Слайд 17
В результате наших исследований мы пришли к выводу, что атмосфера города
Алейска находится в относительно хорошем состоянии. На территории города находятся ОАО «Алейскзернопродукт», ООО "Хлебокомбинат", ОАО «Хлебопродукт», Алейский асфальтовый заводом. Эти заводы и комбинаты, конечно, оказывают определенное отрицательное влияние на атмосферу, но не так, как это делали бы крупные предприятия металлургии, химического, нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства, которых, к счастью, на территории города нет. Город Алейск – не большой железнодорожный узел Западно-Сибирский железной дороги. Однако это не должно приносить атмосфере колоссального вреда, т.к. железнодорожный транспорт экологически чище других, он выбрасывает в атмосферу в 20 раз меньше вредных веществ, чем автомобильный, и в 640 раз меньше, чем авиационный.
Слайд 18Выводы
I. Из литературного обзора следует, что:
Загрязнение окружающей воздушной среды вызывает у
многих людей головные боли, раздражение глаз и носоглотки, тошноту и общее плохое самочувствие.
Существует доступный метод биоиндикации, которые может быть использован в школьном экологическом мониторинге:
Метод биоиндикации по хвое ели.
По аналитическим данным, основным загрязняющим фактором воздушной среды является автотранспорт.
II. Проведено исследование чистоты воздушной среды методами биоиндикации, показавшими, что исследуемые частки находится в зоне где воздух недостаточно благоприятен для сохранения здоровья человека.
III. Результаты исследования согласуются с аналитическими данными о том, что город Алейск находится в относительно благоприятной экологической ситуации.
Слайд 19Стоит помнить: благоприятное состояние атмосферы г. Алейска в данный момент
вовсе не гарантирует оставаться таковым! Поэтому мы, люди, должны разумно, а значит бережно относиться к окружающей среде и грамотно регулировать свою экономическую, рекреационную и другие виды деятельности.
Слайд 20Литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по
экологии. - М.: АО МДС, 1996.-192 с. ;
2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.:Агар,1999-424 с. ;
4.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
5.Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический Проект, 2006. – 416 с. – свободный.
6.Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org. Режим доступа – свободный.