Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ
КОРНИЕНКО Т. П.
Слайд 2 Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в
состоянии их использовать.
Чудеса творят не компьютеры, а учителя!
Крейг Барретт
Слайд 3 Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи
информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства.
Слайд 4Взаимосвязь педагогических и информационных технологий
Слайд 5Применение информационных технологий дает возможность использовать некоторые особенности личности ребенка:
естественный интерес
и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их;
потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку;
способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения;
Слайд 6Цель – создать условия для повышения мотивации учения школьников при использовании
информационных компьютерных технологий на уроках биологии
Задачи:
обеспечение оперативного владения преподавателем достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;
развитие творческой инициативы учителя;
развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Слайд 7Основная образовательная ценность информационных технологий:
Создание оптимального эмоционального фона на уроках
Использование проблемных
форм обучения
Использование нестандартных форм учебного процесса, которые активизируют мышление учащихся, мотивируют их на творчество.
Слайд 8Технические средства:
Веб-камера
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран проекционный
Цифровой микроскоп
Программные средства:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
учебно-игровые.
Слайд 9Моделирование биологических
процессов и явлений
Контроль усвоения
учебного материала
Наглядное представление
объектов
и явлений микромира
Осуществление, контроль
и обработка данных
биологического эксперимента
Основные направления использования компьютера
Слайд 10Возможны следующие формы использования ИКТ:
Использование готовых электронных продуктов
Использование разработанных мультимедийных
презентаций
Использование ресурсов сети Интернет.
Слайд 11На уроках биологии использование ИКТ эффективно:
на уроках изучения нового материала;
при отработке
умений и навыков;
при проверке знаний учащихся;
во время проведения биологического практикума
Слайд 12Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод:
электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Слайд 13Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения навыков и умений
- компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование
Слайд 14Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения навыков и умений
– исследовательская работа
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Слайд 15Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний (навыков
и умений) – виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Слайд 16Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная
дидактическая игра; разработка проекта
Слайд 17Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок контроля и коррекции
Тестовые программы,
электронные дидактические материалы
Слайд 18Информационная поддержка предмета:
использование стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии, электронные
учебники («1С: Школа. Основы общей биологии, 9 класс», «Віртуальна біологічна лабораторія 10-11 кл.»
Слайд 19Приемы создания проблемных ситуаций:
отключаю звук и прошу прокомментировать учеников наблюдаемое на
экране;
останавливаю кадр и прошу ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса;
демонстрирую какое-либо явление, процесс и прошу объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
Слайд 20Применение информационных технологий:
интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные
ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.
способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов.
способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Слайд 21Использование мультимедийных презентаций:
при объяснении нового материала (урок-мультимедиа «Пищеварение в ротовой полости»,
урок по основам здоровья «Восприятие. Внимание. Память»);
для наглядной демонстрации процесса (презентации по темам «Строение головного мозга», «Кожа»(9 кл.), «Основы цитологии» (10 кл.), интерактивные модели «Процесс глотания» (9 кл.), «Строение клетки» (10 кл.) ;
по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов (создание кроссвордов, создание комиксов);
корректировка и тестирование знаний (урок-мультимедиа «Клетка»)
Слайд 23Использование Интернета:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по
предмету из Интернета, например задания для 11 класса:
Найти в интернете 3 сайта по теме «Клонирование» и написать рецензию
Найти 3 анимации по теме и составить к ним задание),
предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,
дает возможности для профессионального роста,
открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету
Слайд 24Интересные сайты по биологии
Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.
Газета «Мое зверье» -
www.zooclub.ru/animals/.
Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
Слайд 25Тестирование как форма опроса
Для подготовки тестов имеется целый ряд тестовых оболочек,
тест-шаблонов, входящих в пакет Microsoft Office.
Используя эту программу, были подготовлены тесты:
Членистоногие (8 кл.)
Эволюция кровеносной системы (8 кл.)
Эволюция нервной системы (8 кл.)
Слайд 26Использование ИКТ при подготовке домашнего задания
Диапазон творческих заданий широк:
Мультимедийные кроссворды
Тематическая коллекция интересных фактов
Интерактивные плакаты
Мультимедийные проекты
Слайд 29Проблемы и недостатки ИТ
Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.
Вера
учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным.
Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.
Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.
Слайд 30Психологические риски применения ИКТ
персонификация компьютера,
нарушения общения;
компьютерная зависимость;
усиление агрессии
вследствие применения
компьютерных игр
компьютерная тревожность;
Слайд 31Результаты диагностики удовлетворенности учащихся применением ИКТ
100% учащихся считают необходимым внедрение в
образовательный процесс информационных технологий;
67% учащихся внедрение информационных технологий помогло больше самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этих целей знания из разных областей;
56% - научиться прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
89% - научиться находить требуемую информацию в различных информационных источниках;
89% - составлять по тексту презентации, таблицы, диаграммы;
100% учащимся нравятся уроки с использованием информационных технологий