Слайд 1Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период
Д.З. §37
Автор: Колодкина Ольга Сергеевна, учитель биологии МБОУ
«Гимназия №48 г.Челябинска»
Слайд 2 После появления организма на свет начинается его постэмбриональное развитие, которое у разных видов
организмов продолжается от нескольких дней до сотен лет. Оно включает три основных периода:
ювенильный
зрелость
старости
Слайд 3 Ювенильный период (от лат. ювентус — юный) продолжается до достижения половой зрелости. Для этого
периода характерно прямое либо непрямое развитие.
При прямом развитии из яйца или из тела матери выходит особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров (у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных животных). В этом случае ювенильный период сводится в основном к росту и половому созреванию молодых особей.
При непрямом развитии появившийся на свет организм по строению и образу жизни отличается от взрослых особей и называется личинкой. Различают два типа непрямого развития — с полным и неполным превращением (метаморфозом).
Слайд 4 Полный метаморфоз характерен для насекомых, личинки которых принципиально отличаются от взрослых особей
внешним и внутренним строением, характером питания, а в некоторых случаях и средой обитания (бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые). Личинки усиленно питаются, растут, а затем превращаются в неподвижных куколок.
Слайд 5 При развитии с неполным метаморфозом превращение личинки во взрослую особь происходит постепенно, стадия
куколки отсутствует (некоторые черви, моллюски, членистоногие, земноводные).
Наличие личиночной стадии в развитии обеспечивает возможность жить в разных средах и использовать разные источники пищи.
Слайд 6 Смена среды обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при
переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает внутривидовую конкуренцию. Кроме того, у некоторых малоподвижных или прикрепленных животных (коралловые полипы, устрицы, мидии и др.) свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала. Это позволяет избежать перенаселения, которое повлекло бы за собой усиление конкуренции за пищу и другие ресурсы, угрожающей выживанию вида.
Слайд 7 После ювенильного периода организм вступает в период зрелости, который у позвоночных животных, как
правило, занимает большую часть жизни. Особенности:
прекращается рост и образование новых органов
устоявшийся обмен веществ
относительно стабильный гормональный фон
в организме происходят процессы самообновления изнашивающихся или поврежденных структур
размножение организмов и появление у них потомства.
Слайд 8 Период старости — заключительный этап постэмбрионального развития (и онтогенеза в целом), заканчивающийся
смертью организма. Старение свойственно всему живому. В разное время у разных видов начинаются закономерные возрастные изменения, снижающие адаптационные возможности организма и повышающие вероятность смерти.
Процесс старения затрагивает различные структуры. Накапливаются изменения в молекулах ДНК, меняется синтез РНК и белков, затрагивается энергетический обмен и т. д. Уменьшается митотическая активность клеток, нарушается мембранный транспорт, следовательно, изменяется и функционирование клеточных органоидов. Ослабляются функции систем органов — нервной, эндокринной, кровеносной и др.
Слайд 9 Существует множество гипотез о механизмах старения. Согласно одной из них, старение
— запрограммированный процесс, в результате которого активность генов снижается с возрастом.
По другой гипотезе, старение является следствием накопления повреждений генетического аппарата клеток в ходе онтогенеза. Следует отметить, что в настоящее время нет единой теории старения.
Слайд 10Темы для рефератов
Теории старения человека
Влияние табакокурения на репродуктивное здоровье человека
Влияние алкоголя
на репродуктивное здоровье человека
Влияние наркотических веществ на репродуктивное здоровье человека
Влияние пассивного курения на развитие зародыша человека
Слайд 11Вопросы
1. Каково биологическое значение наличия личиночной стадии в развитии насекомых, земноводных
и других групп животных?
2. Какие процессы протекают в ходе старения животных и человека?