Слайд 1Экология как наука.
Экосистема.
Слайд 2Экология.
Экология-наука о взаимоотношениях организмов ,сообществ между собой и окружающей средой.
Впервые
ввел этот термин немецкий биолог Эрнст Геккель 14 сентября 1866 года Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.
Слайд 3Эрнст Геккель.
Эрнст Генрих Филипп Август Геккель — немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов питекантроп,
филогенез и экология. В молодости, начиная с 1852 года, изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах.
Слайд 4Экология.
Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности
населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер..
Слайд 5Экология.
Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности
человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды
Слайд 6Экология.
Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной
экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек.
Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.
Слайд 7Задачи экологии как науки:
1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с
окружающей средой;
2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;
3) установление зависимости между средой и численностью популяции;
4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;
5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.
Слайд 8Разделы экологии:
Экология
Аутэкология
(экология организмов)
Демэкология
(экология популяций)
Синэкология
(экология сообществ)
Слайд 9Методы экологических исследований
Маршрутные методы -прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем
и карт.
К стационарным методам относятся приемы длительного наблюдения за одними и теми же объектами.
Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.
Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов.
В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе.
Слайд 10Задачи современной экологии
1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.
2. Исследование
закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.
3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.
4. Исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.
5. Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере.
Слайд 11Задачи современной экологии.
6. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде
под влиянием деятельности человека.
7. Оптимизация экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития.
8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.
9. Формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий.
10. Создание новых технологий, основанных на понимании экологических возможностей данного региона, его специфичности.
Слайд 13Экологическая толерантность
Экологическая толерантность - способность выдержать изменения условий обитания.
Эврибионты-организмы, приспособившиеся существовать
в широком диапазоне внешних условий.
Стенобионт -организмы обитающие в узком диапазоне внешних условий.
Слайд 14Экосистема.
Экосистема — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Замещение
одних биоценозов другими в течение длительного периода времени называется сукцессией. Сукцессия, протекающая на вновь образовавшемся субстрате, называется первичной. Сукцессия на территории, уже занятой растительностью, называется вторичной.
Единицей классификации экосистем является биом — природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных.
Слайд 15Экосистема.
Особая экосистема — биогеоценоз — участок земной поверхности с однородными природными
явлениями. Составными частями биогеоценоза являются климатоп, эдафотоп, гидротоп (биотоп), а также фитоценоз, зооценоз и микробоценоз (биоценоз).
С целью получения продуктов питания человек искусственно создает агроэкосистемы. Они отличаются от естественных малой устойчивостью и стабильностью, однако более высокой продуктивностью.
Слайд 16Единица экологии.
Экологическая система, или экосистема, — основная функциональная единица в экологии,
так как в нее входят организмы и неживая среда — компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга, и необходимые условия для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Термин экосистема впервые был предложен в 1935 г. английским экологом Артуром Тенсли.
Слайд 17Экологические группы.
Продуцентами выступают автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических
соединений
Консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.
Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Классификация эта относительная, так как и консументы, и сами продуценты выступают частично в роли редуцентов в течение жизни, выделяя в окружающую среду минеральные продукты обмена веществ.
Слайд 19Заключение.
Что же может сделать для решения проблемы каждый из нас? Поколениям,
живущим на границе тысячелетий, предстоит не только уменьшить экологическую нагрузку и привести ее в соответствие с возможностями планеты, но при этом еще и преобразовать свой внешний и внутренний мир. Этот процесс затронет все сферы жизни, в нем будет востребовано все разнообразие человеческих талантов.