Слайд 1«Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии в рамках
ФГОС ООО»
Слайд 2Девиз проектной деятельности
«Скажи – и я забуду. Покажи – и
я запомню. Вовлеки – и я научусь».
(китайская пословица)
Слайд 3Актуальность темы: Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании
является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Слайд 4Этапы проектной деятельности :
1. Постановка проблемы. Проблема может идти от
ребенка, а может направляться учителем.
2. Тема проекта. Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза. Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы.
7. Продукт проекта. Это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта.
Слайд 5Проекты
по содержанию
технологические
информационные
исследовательские
по форме
индивидуальные
групповые (по 4–6 человек)
коллективные (классные)
по продолжительности
краткосрочные
долгосрочные
Слайд 6Целью нашей работы являлась применение проектной деятельности на уроках биологии.
Совместно с
учащимися были поставлены следующие задачи:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Слайд 7Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна
Правило 2.
Тема должна быть выполнима
Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам
Правило 4. Тема должна быть оригинальной
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Слайд 8Структура деятельности учителя и школьника
Слайд 10Материалы нашего исследования
Материалы проектной деятельности рассматривались на уроках биологии в 5,
6 классах.
Проекты
по содержанию информационные
по форме индивидуальные
по продолжительности краткосрочные
Слайд 115 класс. Раздел: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Тема:
Строение клетки
Проектная работа:
Изготовление учебного макета по теме «Клетка»
1. Ядро. 2.Вакуоль. 3.Аппарат Гольджи. 4.Цитоплазма. 5.Рибосомы. 6.Оболочка. 7.Митохондрии. 8.Хлоропласты
Слайд 12Второй проект: Эта многоликая крапива.
Постановка проблемы: почему крапива и накормит и
вылечит и поможет в трудную минуту (поставила ученица сама)
Актуальность: исследование крапивы позволяет развить интерес у школьников к растениям, узнать о полезных свойствах крапивы, её роли в лечении, питании и хозяйственной деятельности человека.
Цель проекта:
Изучить систематическое положение крапивы
Выявить свойства крапивы
Роль крапивы для человека
Задачи проекта:
Проанализировать литературу
Выявить свойства крапивы и ее использование
Провести исследование по данной теме
Объект исследования: крапива
Структура работы:
1.Введение
2. Основная часть:
Крапива двудомная
Химический состав крапивы
Лечебные свойства крапивы
Крапива в хозяйстве
Рецепты из крапивы
3.Исследования
4.Заключение
5.Список использованных источников
Слайд 13Проанализировали литературу, познакомились с необыкновенным растением, которое раньше считали сорняком –
крапивой. Узнали химический состав крапивы, её лечебные свойства, пищевые ценности. Весной, когда многие люди ощущают нехватку витаминов, как не крапива может им помочь восстановить организм.
Результаты второго проекта
Слайд 14Проект-фотовыставка «Мой родной уголок»
Огромный интерес вызвало у учащихся организовать и поучаствовать
в проектах-фотовыставках. Не для не кого не секрет, что самые любимые животные- это свои домашние, а когда есть возможность их сфотографировать в интересном ракурсе и показать всему миру -это повышает собственную самооценку и побуждает к дальнейшему наблюдению за окружающей природой.
Слайд 15Примерный план защиты проекта.
-Представление авторов проекта, темы проекта.
-Продолжительность выполнения проекта.
-Кто
вам помогал в выполнении работы (в подборе материала, -печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)?
-С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
-Что было наиболее интересно и познавательно для вас в процессе работы?
-Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя вам удалось узнать по своей теме, рассказать об этом.
-Представление продукта (например, кроссворд, справочник, ребус, загадка, игра с залом, отчет, доклад, путешествие, соревнование, реклама и др.)
Слайд 16Через проектную деятельность у детей были сформированы следующие умения:
1. Рефлексивные умения:
умение
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию
умение отстаивать свою точку зрения
5. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 17В чём достоинства проектной деятельности?
Учащиеся видят перед собой конечный результат
Позволяет
выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
Помогает ученику профессионально самоопределиться
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Слайд 18Результат.
Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование
и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Слайд 19Заключение
Подводя итог, можно отметить: в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты
образования второго поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает:
формирование универсальных учебных действий школьника,
воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт,
принятие решений,
дальнейшее образование,
духовно-нравственного воспитание.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной работе. Участие в данной деятельности повышает у учащихся уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Слайд 20Спасибо за внимание!
Творческих вам успехов!!!