Слайд 1Технология развития критического мышления на уроках английского языка
учитель английского языка
Никифорова Л.И.
Слайд 2« Что такое критическое мышление?»
Дж. А. Браус и Д. Вуд
определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать
Слайд 3Любой ли человек может мыслить критически?
Слайд 4Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание
положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Слайд 5Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной
его работа будет в случае, если правильно выбран:
информативный материал, способствующий развитию КМ;
метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Слайд 6Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса
как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд 7Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Слайд 8Работа в технологии РКМЧП требует от педагога ставить перед собой задачи научить
школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Слайд 9Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно
развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн
выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Слайд 10Алгоритм технологии развития критического мышления:
Слайд 11Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Стадия вызова
·
«Инвентаризация»
· «Верите ли вы…»
· «Ключевые слова»
· «Тонкие» и «толстые» вопросы
· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Слайд 12Стадия осмысления
· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
· Заполнение таблиц –
ЗХУ, сводной,
«бортового журнала» и др.
· Зигзаг
· Лекция
· Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
· Ответы на вопросы
· Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и
неверным утверждениям
· Собственно рефлексия –
анализ и оценивание проделанной работы
Слайд 13Приём КОРЗИНА ИДЕЙ
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради
все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации
Слайд 14Приём КЛАСТЕР
Знаменитые люди
Композиторы
Художники
Певцы
Политики
Писатели
ЕлизаветаII
Черчиль
Милн
Диккенс
?
Слайд 15КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление
в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания.
Слайд 17
1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое
является "сердцем" идеи, темы.
2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3 этап: осуществляется систематизация материала, собранного учащимися.
4 этап: - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
Правила составления кластеров:
Слайд 19Стадия осмысления содержания.
Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией;
сопоставляют эту информацию с
уже имеющимися знаниями и опытом;
акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;
обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;
готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Слайд 20Учитель на данном этапе:
Может быть непосредственным источником новой информации, в этом
случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;
Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом;
Предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном
Слайд 21Возможные приемы и методы
Методы активного чтения: маркировка с использованием значков
«V». «?». «+», (на полях);
. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?
Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?
Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
Слайд 22Зигзаг –групповая работа с текстом
Слайд 23Приём «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ
Тонкие ?
WHO?
WHAT?
WHEN?
WHERE?
WHAT`s the name..?
Толстые?
WHY?
EXPLAIN WHY?
WHY DO
YOU THINK THAT…?
WHAT IS THE MAIN IDEA OF…?
WHAT IS THE DIFFERENCE…?
IF YOU WERE…YOU WOULD…
Слайд 24 Приём графической систематизации материала
Слайд 25Приём «Сводная таблица» - это групповой метод работы, позволяющий работать с
текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения.
Слайд 27III. Рефлексия (reflection) -Синквейн
1.Имя существительное, выраженное одним словом (тема).
2.Описание существительного(темы) именами
прилагательными
3.Описание действия, выраженное глаголом.
4.Фраза, выражающая отношение автора к теме.
5.Слово – синоним (к самому первому слову).
Слайд 28 Прием синквейн по теме «Технология РКМЧП»
Технология РКМЧП
Развивающая, воспитывающая
Формирует, обучает,
создаёт
Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
Сотрудничество
Слайд 29 Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не
только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)