Слайд 2Тема 1. История культуры США. Место США в мировой культуре. Культурные
регионы США
Слайд 3
Понятие культуры.
Культурные регионы США.
Основные методологические принципы изучения культуры США и
Канады, изложенные в работах российских и американских учёных.
Место США в мировой культуре.
Слайд 4Культура = Культурное наследие + Культурная деятельность.
Культурное наследие - совокупность искусственных
социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи);
Культурная деятельность - деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурная деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей.
Слайд 5
Культурные Регионы Соединенных Штатов
Культурные регионы – культурные образования, сформировавшиеся под влиянием
истории и географии и характеризующиеся общностью экономики, литературы, нравов и обычаев.
Своеобразие регионов –
- многонациональное историческое наследие
- отчетливые демографические характеристики (возрастной состав и род занятий населения)
- заметные диалекты.
- различия во взглядах и кругозоре людей ( связаны с географическим положением региона).
Слайд 6Культурные Регионы Соединенных Штатов
Новая Англия
Коннектикут | Мэн | Массачусетс | Нью-Хемпшир
| Род-Айленд | Вермонт
Среднеатлантический регион
Делавэр | Мэриленд | Нью-Джерси | Нью-Йорк | Пенсильвания | Вашингтон (О.К.)
Юг
Алабама | Арканзас | Флорида | Джордия | Кентукки | Луизиана | Миссисипи | Сев. Каролина | Южная Каролина | Теннесси | Виргиния | Зап. Виргиния
Средний Запад
Иллинойс | Индиана | Айова | Мичиган | Миннесота | Миссури | Небраска | Сев. Дакота | Огайо | Ю. Дакота | Висконсин
Юго-Запад
Аризона | Нью-Мексико | Оклахома | Техас
Запад
Аляска | Колорадо | Калифорния | Гавайи | Айдахо | Монтана | Невада | Орегон | Юта | Вашингтон | Вайоминг
Слайд 7История культуры США.
Место США в мировой культуре. Искусство США
Культура аборигенов. Культура
колониального периода (1607-1783).
Культура эпохи становления государства и формирования нации (1783-1914).
Культура 1950-1990гг. XX века.
Слайд 8Культура аборигенов.
Устные мифы, легенды, сказки и лирические стихи (неизменно в
форме песни) разных индейских племен.
Тема мечты о новом мире
Материалы о чаяниях пионеров и их поселениях.
Слайд 9Культура колониального периода (1607-1783).
Влияние европейских идей, традиций и направлений на американскую
живопись, архитектуру, музыку
Алексис де Токвиль "О демократии в Америке" (1835)
Бенджамин Франклин
Культурный разрыв с Европой
Рождение собственного искусства
Слайд 10Рождение собственного искусства
Бенджамин Уэст, "американский Рафаэль", основатель Королевской академии художеств в
Лондоне и с 1792 по 1818 г. — ее президент.
Произведения американских художников, таких как Вашингтон Олстон, Джон Синглтон Копли, Чарльз Уилсон Пил и Гилберт Стюарт, были известны и высоко ценились в Европе.
Произведения Джеймса Фенимора Купера и Эдгара Аллана По.
Проявление особого американского дара в музыкальном творчестве — создание популярных песен, которые знают и поют все.
«Боевой гимн республики" (Джулия Уорд Хоу), "О Сюзанна", "Мой старый дом в Кентукки", "Лебединая река" (Стивен Фостер)
Негритянские духовные песни (спиричуэлс) — "Никто не знает беду, которую я пережил", "Когда святые маршируют", "Сойди на землю, Моисей" и др. поют и помнят.
Слайд 11
Культура эпохи становления государства и формирования нации (1783-1914).
Второй период отличался
напряженностью.
Американцы, можно сказать, «стояли одной ногой в Старом и другой ногой в Новом Свете»
Европа против Америки — одна из важнейших тем в американской литературе. (Творчество Томаса С. Элиота, повести Генри Джеймса)
Выработался свой собственный литературный стиль. (Купер, Торо, Эмирсон, Мелвилл, Уитмен, Дикинсон, Стивен Крейн, Харт или Твен).
Появилась самобытная национальная культура.
Слайд 12Культура 1950-1990гг. XX века.
Третий период отмечен крутым подъемом творчества американцев во
всех областях культуры, усилением международного влияния и всевозрастающей уверенностью Америки в себе.
«Елизаветинская эпоха» - по определению европейского искусствоведа Джорджа Стейнера.
Современный американский роман, пишет он в 1975 г., «представляет наиболее богатую и сложную внутреннюю игру мысли и стиля в языке... Английский, особенно американский английский это, по существу, настоящий мировой язык»
Первым американцем, получившим Нобелевскую премию в области литературы, стал в 1930 г. Синклер Льюис.
За ним последовал ряд писателей — Юджин О'Нил, Перл С. Бак, Т. С. Элиот, Уильям Фолкнер, Эрнст Хемингуэй, Джон Стейнбек, Сол Беллоу и два американца польского происхождения — Айзек Ба-шевиц Сингер и Чеслав Милош.
Слайд 13Тема 2. Искусство и культура США. Американская литература. Архитектура, музыка, танец,
кино, театр, живопись.
Слайд 14Искусство и культура США
XX век - это время, когда художники США,
отказавшись от привычных образцов искусства Старого Света, начали развитие различных областей культуры в новых направлениях и достигли в своем новаторстве впечатляющих результатов.
Получили свое развитие и преобразились музыка, кино, театр, искусство танца, архитектура. Новая музыка, новые направления в современном танце, драматургия, основанная на жизни американской глубинки, расцвет независимой кинопромышленности, всеобъемлющая роль зрительских видов искусства – все это часть современной панорамы США.
Хотя искусство и культура в США по-прежнему требуют существенной доли внимания, энергии и ресурсов общества, происходит это в основном без государственного руководства. В США нет «министерства культуры», и это подтверждает мнение о том, что во многих важных сферах жизни нации правительство должно играть скромную роль или не играть никакой роли вовсе.
Слайд 15Искусство и культура США
Литература
Архитектура
Музыка
Танец
Кино
Театр
Изобразительное искусство
Слайд 16Литература США
Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила
корнями в английскую литературную традицию.
Ныне американская литература повсеместно признана как литература самобытно национальная.
Слайд 17Американская литература
Литература доколумбовой Америки и колониального периода 1776 года
Литература освоения Америки
ЗАРОЖДЕНИЕ
ДЕМОКРАТИИ И ПИСАТЕЛИ ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ (1776-1820 ГГ.)
ПЕРИОД РОМАНТИЗМА 1820-1860 ГГ. ЭССЕИСТЫ И ПОЭТЫ
ПОДЪЕМ РЕАЛИЗМА (1860-1914 ГГ.)
МОДЕРНИЗМ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО (1914-1945 ГГ.)
Слайд 18Литература доколумбовой Америки и колониального периода 1776 года
У истоков американской
литературы стоят мифы, легенды, сказки и лирика (как правило, песни) индейцев.
В литературе американских индейцев можно найти почти все устные повествовательные жанры: лирику, песни, мифы, волшебные сказки, забавные анекдоты, заклинания, загадки, пословицы, эпос и легенды.
До появления в Северной Америке европейцев на континенте существовало более 500 племенных культур и индейских языков, однако письменной литературы еще не было.
Америка обязана индейцам гораздо больше, чем это принято думать. Обыденный английский американцев впитал в себя сотни индейских заимствований: "каноэ", "табак", "мокасин", "томагавк", "тотем" и др.
Слайд 19Литература освоения Америки
Самые ранние сведения о посещении континента европейцами находят в
скандинавских языках:
Написанная на древнеисландском "Сага о Виноградной стране"
Дневники Колумба, включенные в его "Послание об открытии Нового Света"
Cочинения Бартоломе де лас Касаса. Его перу принадлежит перевод на испанский дневников Колумба, а уже в зрелом возрасте он создал пространную и яркую "Историю индейцев", в которой критиковал порабощение индейцев испанцами.
Сочинения капитана Джеймса Смита, рассказавшем о судьбе индианки Покахонтас.
У истоков американской литературы стоят ранние памятники литературы времен освоения Америки: дневники, письма, путевые заметки, судовые журналы и отчеты, которые исследователи направляли организаторам экспедиций - европейским монархам или же, если речь шла о купцах Англии и Голландии - акционерным компаниям.
Слайд 20Американская литература
Ситуация в литературе США начала XX века.
Особенности экономического и
общественного развития США на рубеже XIX -XX вв.
Развитие реализма в американской литературе. Обращение американских писателей к художественному опыту европейской и русской литературы.
Влияние идей позитивизма и социал - дарвинизма на американскую литературу начала XX в.
Литература «потерянного поколения» в США. Своеобразие идейно-социальной ситуации в США 20-х годов. Роль "потерянного поколения" в развитии американской литературы 20-х - 30-хх гг.
Ф.С. Фицджеральд и атмосфера "века джаза" в его произведениях. Художественные особенности его романов.
Эрнест Хемингуэй. Проблема "потерянного поколения" в творчестве Хемингуэя 1920-х гг. Поиски путей преодоления индивидуализма в произведениях конца 30-х гг. Эволюция хемингуэевского героя. Творчество Хемингуэя после 1945 г. Художественное своеобразие прозы Хемингуэя.
Слайд 21Литература периода американской революции.
Идеи Просвещения в американских колониях.
Общий характер американского
Просвещения. Публицистика.
Бенджамин Франклин – глава американского Просвещения.
Томас Джефферсон.
Томас Пейн.
Слайд 22Массовая поэзия революционного периода.
“Университетские умы”
“Хартфордские остроумцы”.
Поэзия Филиппа Френо.
Зарождение
жанра романа:
Хью Генри Брекенридж,
Чарльз Брокден Браун.
Слайд 23Литература американского романтизма.
Возникновение американского романа.
Общая характеристика и особенности американского романтизма.
Проблемы создания национальной литературы и ее связь с проблемой формирования национального самосознания.
Роль малых жанровых форм в процессе форм национальной традиции.
Слайд 24ВАШИНГТОН ИРВИНГ
Первые литературные опыты.
“История Нью-Йорка” как иерокомическая эпопея.
“Книга эскизов”
как новый этап в развитии литературы США.
Становление романтической эстетики в творчестве В. Ирвинга.
Художественное освоение американского прошлого.
Историографические сочинения писателя.
Слайд 25ФЕНИМОР КУПЕР
Формирование жанра исторического романа в литературе США.
Роман “Шпион” и
своеобразие куперовской концепции жанра.
Проблематика цикла романов о Кожаном Чулке.
Купер о европейской истории.
Общественно-политические взгляды Купера.
Слайд 26ЭДГАР АЛЛАН ПО
Своеобразие поэтического творчество Эдгара По и его связь с
идеями Виргинского Ренессанса.
Проявление национального своеобразия в эстетической теории По.
Новеллистика По.
Слайд 27
НАТАНИЭЛЬ ГОТОРН.
Жанр новеллы в творчестве Готорна.
История Новой Англии в
изображении писателя.
Романы “Алая буква” и “Дом о семи фронтонах”.
Готорн и трансценденталисты. Роман “Счастливый дол”.
Поздние романы как отражение мировоззренческих идей писателя.
Слайд 28ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ
Первые литературные опыты: повести “ Тайпи” и “Ому”.
Социально-философские взгляды
Мелвилла и его романы “Белый Бушлат” и “Марди”.
Зарождение жанра морского романа. Роман “Моби Дик” как вершина американской романтической литературы.
Отношение Мелвилла к американской революции: повесть “Израиль Поттер”.
Новеллистика Мелвилла.
Позднее творчество.
Слайд 29Трансцендентализм
Философия трансцендентализма и ее роль в развитии американского самосознания.
Философско-этические идеи
Ральфа Уолдо Эмерсона.
Доктрина “доверия к себе”.
Генри Дэвид Торо и его книга “Уолден”.
Публицистика Маргарет Фуллер.
Слайд 30Генри Лонгфелло
Уолт Уитмен
Поэзия ГЕНРИ ЛОНГФЕЛО.
Поэма “Песнь о Гайавате” как попытка
создания национального эпоса.
Поэзия УОЛТА УИТМЕНА как важнейший шаг в развитии американской литературы.
Новаторство поэмы “ Листья травы”.
Влияние художественных открытий Уитмена на формирование западной поэтической традиции.
Демократические взгляды поэта.
Слайд 31Литература “аболиционизма”.
“Традиция благопристойности” и первые попытки создания реалистической литературы США.
МАРК
ТВЕН.
Юго-западная традиция короткого рассказа и ее роль в формировании творческих принципов Марка Твена.
Ранняя новеллистика. Американизм Марка Твена, его отношение к Европе и европейскому культурному наследию: “Позолоченный век” и “Простаки заграницей”, произведения на материале европейской истории: “Принц и нищий”, “Янки при дворе короля Артура”.
Роман “Приключения Гекльберри Финна” как важный этап в формировании национальной американской литературы.
Изменение общественно-политических взглядов Твена на рубеже веков, его критическое отношение к американскому обществу, результатам и перспективам его развития в поздних произведениях.
Слайд 32ДЖЕК ЛОНДОН
Утверждение реализма в американской литературе.
Своеобразие реализма в "Северных рассказах"
Лондона.
Проблема положительного героя. Индейская тема.
Участие Д.Лондона в социалистическом движении.
Изображение жизни социальных низов в книге "Люди бездны". Критика ницшеанства в романе "Морской волк".
"Железная пята" как социально-утопический роман.
Проблема личности и народа в революции.
"Мартин Иден" - роман о судьбе художника в буржуазном обществе XX в.
Отход Д. Лондона от социалистического и рабочего движения.
Идейно-философские и художественные особенности его позднего творчества ("Смок Белью", "Лунная долина", "Мятеж на Эльсиноре").
Слайд 33ТЕОДОР ДРАЙЗЕР - основоположник американского социального романа XX в. Художественные особенности
его романов.
Роль натурализма в формировании эстетических взглядов писателя в 1900-е гг.
Проблема "двух Америк" и тема борьбы за успех в романе "Сестра Керри".
Обращение Драйзера к "роману карьеры" в романах "Финансист" и "Титан". Влияние идей социал -дарвинизма в трактовке образа Фрэнка Каупервуда.
Проблема искусства в романе "Гений".
Философские и идейные искания писателя 1910-х - 1920-х гг. и их отражение в публицистике того времени (“Бей, барабан”, "Драйзер смотрит на Россию").
Индивидуум и общество в романе "Американская трагедия". Развенчание "американской мечты".
Публицистика Драйзера 1930-х - 1940-х гг. ("Трагическая Америка", "Америку стоит спасать").
Роман "Стоик" - завершение "Трилогии желания". ШЕРВУД АНДЕРСОН. Ранние романы Ш. Андерсона ("Сын Уинди Макферсона, "Люди на марше").
Проблема одиночества и отчуждения личности в сборнике "Уайнсбург, Огайо". Жанровое и эстетическое новаторство сборника.
Влияние фрейдизма в романах Ш. Андерсона 1920-х гг. ("Темный смех").
Обращение писателя в 1930-е гг. к социально-политической проблематике ("По ту сторону желания").
Автобиографическая книга Андерсона "История рассказчика".
Слайд 34Общая характеристика американской литературы 20-х гг
Литература "потерянного поколения" (Ф.С. Фицджеральд, Д.
Дос Пассос, Э. Хемингуэй).
"Второе открытие Америки" в литературе "красных тридцатых" (Д.Стейнбек).
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ. Протест против войны и проблема "потерянного поколения" в творчестве Хемингуэя 1920-х гг. (сборник "В наше время", "И восходит солнце", "Прощай, оружие!").
Тема "поганых денег", разрушающих личность, в рассказах "Недолгое счастье Френсиса Макомбера" и "Снега Килиманджаро".
Поиски путей преодоления индивидуализма в романе "Иметь и не иметь".
Участие Хемингуэя в борьбе испанского народа против фашизма. Пьеса "Пятая колонна" и роман "По ком звонит колокол".
Эволюция хемингуэевского героя. Творчество Хемингуэя после 1945 г. Тема II мировой войны в романах "За рекой в тени деревьев" и "Острова в океане". Гуманистический пафос повести "Старик и море". Художественное своеобразие прозы Хемингуэя.
Слайд 35Тема II мировой войны в литературе США
Роль старшего поколения американских писателей
в утверждении принципов активного гуманизма в послевоенной литературе (Э. Хемингуэй, У.Фолкнер, Д.Стейнбек.
Отражение в литературе назревающего конфликта молодежи и "общества массового потребления" (Д.Керуак, А.Гинсберг, К.Кизи).
Слайд 36ДЖЕРОМ СЭЛИНДЖЕР
Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи".
Проблема отчуждения молодежи в
"обществе массового потребления".
Художественное своеобразие произведений Сэлинджера.
Идейно-философские взгляды писателя и их воплощение в рассказах и цикле о семье Глассов ("Френни и Зуи", "Выше стропила, плотники" и др.).
Слайд 37Связь американской литературы 60-х - начала 70-х гг. с борьбой за
демократизацию общественного уклада США.
Разоблачение мифов "общества благоденствия" в творчестве Д. Апдайка и Д.Чивера.
Сатирические романы К. Воннегута, расовые проблемы в творчестве Р.Эллисона.
"Взрыв документализма" и возникновение школы "нового журнализма" (Том Вулф, Т. Капоте, Н. Мейлер).
Постмодеринстский эксперимент: от литературы "черного юмора" (Дж.Барт, Т. Пинчон, Дж .Хеллер) до коллажей Э. Доктороу и мифотворчества Т. Моррисон.
Слайд 38Галерея американских писателей
ХЕМИНГУЭЙ, ЭРНЕСТ МИЛЛЕР
(Hemingway, Ernest Miller) (1899–1961)
СЭЛИНДЖЕР, ДЖЕРОМ ДЭВИД
(Salinger, Jerom David) (р. 1919),
Джеймса Фенимора Купера
Эдгара Аллана По.
Слайд 39 ХЕМИНГУЭЙ, ЭРНЕСТ МИЛЛЕР
(Hemingway, Ernest
Miller) (1899–1961)
Прощай, оружие (A Farewell to Arms, 1929)
Смерть после полудня (Death in the Afternoon, 1932)
Зеленые холмы Африки (Green Hills of Africa, 1935)
Пятая колонна (The Fifth Column, 1938)
По ком звонит колокол (For Whom the Bell Tolls, 1940)
За рекой, в тени деревьев (Across the River and into the Trees, 1950)
Старик и море (The Old Man and the Sea, 1952 )
Слайд 40СЭЛИНДЖЕР, ДЖЕРОМ ДЭВИД (Salinger, Jerom David) (р. 1919)
Американский прозаик. Родился 1
января 1919 в Нью-Йорке. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище и трех колледжах. Его первый рассказ Молодые люди (Young Folks) был опубликован в журнале «Стори» в 1940. Одиннадцать лет спустя выпустил свой единственный роман Над пропастью во ржи (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, видящих в герое, Холдене Колфилде, выразителя своих взглядов и настроений. В 1951 вышел сборник Девять рассказов (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале «Нью-Йоркер», – Френни (Franny, 1955), Выше стропила, плотники (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), Зуи (Zooey, 1957). В 1961 две повести появились отдельной книгой под названием Френни и Зуи (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. В этих повестях членов высокоинтеллектуальной, утонченной семьи Глассов Сэлинджер делает проводниками своих идей – синтеза дзен-буддизма и христианского мистицизма Л. Толстого. После 1965 Сэлинджер прекратил печататься и вел жизнь затворника, сочиняя только для себя и отказываясь давать интервью.
Слайд 41 Архитектура
Американская архитектура представляет собой исключительно
сложное явление - как по многочисленности традиций, из которых она выросла, так и по разнообразию стилей.
Ко времени появления первых европейских поселенцев у коренных американцев уже сформировались собственные архитектурные традиции, образцами которых являются пуэбло, хоган, вигвам и длинный вигвам (общий дом).
Слайд 42Архитектура
В XVIII веке архитектура формировалась на основе здравого смысла и строительной
практики.
Взаимодействие принесенных иммигрантами традиций и местных условий рождало различные стили.
В середине XIX века господствовал дух романтизма, проявлявшийся во множестве соперничающих стилей возрождения, например греческой архитектуры с ее симметричными формами и колоннадами и готической архитектуры с ее остроконечными асимметричными формами и лиственным орнаментом.
Слайд 43Архитектура
IXX век отличался невиданными темпами урбанизации. (Несмотря на полное отстсутствие какого-либо
государственного регулирования)
Возникновение отчетливых городских кварталов –
элегантные ряды одноквартирных домов, многоквартирные доходные дома и меблированные комнаты.
Благодаря такому архитектурному новшеству, как небоскреб, совершенно преобразились деловые районы.
Слайд 44Архитектура
Начиная с 80-х годов XIX века архитекторы и инженеры-строители в Чикаго
и Нью-Йорке экспериментировали с несущими конструкциями нового типа, которые позволяли строить все более высокие здания.
Небоскреб - это, несомненно, вклад Америки в мировую архитектуру. Первый небоскреб был возведен в Чикаго в 1884 году.
Первым современным американским архитектором был Луис Салливен, построивший наиболее стройные из первых башенных домов. Самым талантливым его учеником был Фрэнк Ллойд Райт.
Слайд 45Архитектура
Под влиянием европейских архитекторов, эмигрировавших в США перед Второй мировой войной,
в 1930-е годы сформировался строгий, функциональный стиль, который был принципиально анонимным и игнорировал местные традиции. Он стал известен под именем междунардного стиля.
Самыми влиятельными его представителями были Людвиг Миз ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, оба в прошлом директора знаменитой немецкой художественной школы Баухаус. Здания, построенные в их геометрическом стиле, одни хвалили, другие критиковали.
Слайд 46Архитектура
В послевоенный период стал как никогда заметен архитектурный плюрализм.
Чем выше
вздымались небоскребы, тем ярче становилась их цветовая палитра и разнообразнее их орнаментальные мотивы.
В практику вошло повторное использование исторических зданий.
Сегодня новое поколение архитекторов, не задумываясь, включает в свои проекты элементы как старого, так и нового.
Слайд 47 Музыка. Блюз и Джаз.
Блюз - музыкальная и поэтическая форма,
родившаяся в Америке. Она не имеет прямых предшественников ни в Европе, ни в Африке.
Слияние двух музыкальные традиций дало то, что впоследствии стало блюзом, - песни рабов, говорящие о невыносимых страданиях и нужде.
Вначале блюзы исполнялись главным образом на Юге и только в 1930 -1940-е годы стали распространяться на Север вместе с волной негритянской миграции.
В 20-е годы блюз стал той музыкальной формой, которой чаще всего пользовались джазовые музыканты.
Слайд 48Музыка. Джаз.
Джаз возник в Новом Орлеане в начале ХХ века.
В
нем слились элементы регтайма, песен рабов и музыки духовых оркестров.
Одной из отличительных особенностей джаза была его изменчивость: играя перед публикой, музыканты почти никогда не исполняли одну и ту же песню дважды, а импровизировали мелодию и слова.
Джаз был господствующим видом популярной музыки в Америке с 1920-х до 1940-х годов.
В 30 - 40-е годы самой распространенной формой джаза был свинг в исполнении большого джаз-оркестра, или "биг-бэнд свинг", - по названию больших ансамблей,
Выдающиеся джазовые дирижеры - Гленн Миллер и Уильям "Каунт" Бейси.
Слайд 49Музыка. Блюз и Джаз.
В конце 40-х слушателей все больше стала привлекать
новая, более интеллектуальная и в основном инструментальная форма джаза, называвшаяся би-боп.
В стиле ритм-энд-блюз присутствуют, с одной стороны, характерные черты джаза и другой негритянской музыки лирического характера, а с другой - звуковые фигуры и форма блюза.
Слайд 50Музыка. Блюз и Джаз.
Эпоха ритм-энд-блюза продолжалась с конца 40-х до начала
60-х годов.
В середине 50-х годов в результате слияния ритм-энд-блюза с музыкой кантри-энд-вестерн родился рок-н-ролл.
В середине 60-х ритм-энд-блюз превратился в соул.
В 70-е годы многие джазовые музыканты экспериментировали с электронными инструментами и создали сплав рока и джаза, который назвали фьюжн.
Слайд 51Классическая музыка
До конца XIX века в Америке фактически отсутствовала сколько-нибудь заметная
классическая музыка - симфонии, оперы, камерная музыка, сонаты и т. д.
Только в 1895 году композитор Антонин Дворжак почувствовал, что нужно как-то побудить американских композиторов вдохновиться родными темами. Его симфония "Новый Свет", воодушевленная негритянскими духовными гимнами ("спиричуэлс") и индейскими ритмами, стала примером того, чего можно достичь на этом пути.
Слайд 52Классическая музыка
С наступлением ХХ века американские композиторы, стали писать классическую музыку,
поразительную по разнообразию и отчетливо американскую по духу.
Такие композиторы, как Джордж Гершвин и Аарон Копланд, заключали отечественные мелодии и ритмы в заимствованные у Европы формы.
На протяжении большей части ХХ века, и особенно после Второй мировой войны, сочинение музыки характеризуется экспериментированием и непрерывным поиском новых систем записи музыки, новых форм и новых стилей.
Слайд 53Классическая музыка
В 1845 году была впервые поставлена американская опера - "Леонора"
Уильяма Генри Фрая.
Во многих ранних американских операх либретто строились на европейских сюжетах, но к концу XIX века композиторы все чаще обращаются к американским темам.
Сегодня наблюдается расцвет оперы, как старой, так и новой.
Однако ввиду чрезвычайной дороговизны постановок она существует в основном за счет щедрости корпоративных и частных жертвователей.
Слайд 54Классическая музыка
Последние сорок лет композиторы работают в совершенно новой, экспериментальной манере.
Одни из них, например Эдгар Варез, полностью отвергают традиционные мелодию и гармонию, другие, как
Джон Кейдж, экспериментируют с электронной музыкой и естественными звуками реальной жизни.
Варез и Кейдж оказали колоссальное влияние на современных композиторов, причем не только в классической музыке, но и в других жанрах.
Некоторые дирижеры изобрели способ исполнять новую музыку так, чтобы не вызывать недовольства массовой аудитории: они играют новаторские произведения не отдельно, а вперемежку с традиционными.
Слайд 55Музыка сегодня
Популярная музыка в Соединенных Штатах сегодня настолько многолика, что описать
ее не так-то просто.
История популярной музыки в 70-е и 80-е годы XX века - это главным образом история стиля "рок", который со временем раздробился на сотни музыкальных стилей.
Возникли такие новые направления, как фолк, салса, новая волна, фанк, рэггей, хэви-метал, эсид-рок, панк-рок, рэп, хип-хоп, эсид-джаз и уорлд мьюзик.
Слайд 56Музыка
В 70-е годы становится популярным кантри-рок - синтез стилей кантри-энд-вестерн и
рок-н-ролл. Слияние стиля ритм-энд-блюз и музыки госпел породило стиль, который теперь называется соул.
Прямыми его потомками являются диско - бесконечно повторяющаяся танцевальная музыка - и рэп. (возник в середине 70-х годов среди афро-американских и испаноязычных исполнителей Нью-Йорка).
В 90-е годы возникла альтернативная музыка, или грандж.
В те же годы приобрел популярность стиль танцевальной музыки, называемый техно, - сплав компьютерных ритмов типа диско с электронными сэмплами (фрагментами).
Слайд 57Музыка
В современной музыке сильно заметно явление "перекрещивания".
Сегодня культурные влияния распространяются
гораздо шире.
Господствующая тенденция развития - не формирование некоего единого стиля, а куда более интересный синтез разных влияний в рамках отдельных проектов.
Если в прошлом и джаз, и блюз, и кантри выросли из одних и тех же корней, а именно из негритянской среды и культуры жителей района Аппалачей, то сегодня влияния приходят издалека.
Музыканты стали гораздо лучше знать музыку всего мира.
Возник целый новый жанр - "уорлд мьюзик" - своего рода смесь музыки разных народов, адаптированной к современным западным стилям. К ней относится любая народная музыка, которая не столь значительна, чтобы числиться в отдельной категории.
Слайд 58Рок, кантри и фолк
К началу 1950-х годов джаз частично утратил свою
притягательность для массовой аудитории.
Из рок-н-ролла выросла новая форма поп-музыки, а именно ритм-энд-блюз - песни с энергичным ритмом и вызывающими словами.
Чтобы сделать эту новую музыку более приемлемой для массовой аудитории, белые исполнители и аранжировщики стали "причесывать" песни в стиле ритм-энд-блюз, т.е. исполнять их со смягченным ритмом и переделанными словами.
Элвис Пресли (Elvis Presley) в начале своей карьеры "причесывал" чернокожих певцов.
Одним из первых его больших хитов была песня "Гончая" (Hound Dog), которую исполняла блюзовая артистка Биг Мама Торнтон.
Слайд 59Рок, кантри и фолк
Серьезным испытанием для рока явилось появление музыки в
стиле фолк, или народной.
Во многом эта музыка выросла из баллад, которые были занесены из Шотландии, Англии и Ирландии и сохранилась в таких анклавах, как горы Северной Каролины и Западной Виргинии.
Значительно расширил аудиторию фолка Боб Дилан, который своими поразительными новыми песнями говорил о современных социальных проблемах, особенно на тему о том, что чернокожие американцы лишены гражданских прав.
Одна из главных причин, по которой рок остается основным направлением поп-музыки в Америке (и в значительной части остального мира), заключается в том, что он обладает способностью ассимилировать в свою сильную ритмическую схему почти любой другой вид музыки, а также новые варианты организации зрелищ.
Слайд 60Рок, кантри и фолк
Музыка кантри восходит к песням, занесенным в Соединенные
Штаты из Англии, Шотландии и Ирландии.
Первоначальная форма музыки кантри, называвшаяся олд-тайм (т.е. старинная) и исполнявшаяся струнными оркестрами, до сих пор играется на ежегодных фестивалях, проводимых во многих южных штатах.
Современная музыка кантри, сформировавшаяся в 20-е годы XX века.
Как и многие другие формы американской поп-музыки, кантри легко ложится на ритм рок-н-ролла.
Таким образом, кантри-рок стал еще одним примером успешного синтеза музыкальных форм.
Слайд 61Театр
Начало американского театра принято датировать 1752 годом, когда в Уильямсбург прибыла
английская труппа Льюиса Хэллама.
С окончанием Войны за независимость в новой республике наблюдалось постепенное развитие разных видов театрального искусства.
Здания театров были построены в Чарльстоне, Филадельфии, Ньюпорте, Нью-Йорке и Бостоне.
Слайд 62Театр
В начале XIX века театр становится более органичной частью американской жизни.
Два
десятилетия до и после начала XX столетия - это его золотой век.
Во второй половине XIX века театр становится более разнообразным и одновременно более специализированным.
Публика могла выбирать между традиционным театром, балетом, варьете, бурлеском и оперой.
Именно в этот период возникло варьете.
С 1880-х до 1930-х годов включительно варьете с характерным для него стремительным калейдоскопом музыки, комедии, танца, оригинальных номеров и пародий отвечал запросам самой широкой аудитории.
Слайд 63Театр
С появлением кино в театральной культуре произошли перемены: к 1920-м годам
театр потерял своего широкого зрителя.
Начало XX века ознаменовалось поворотом к серьезной драме и новаторским режиссерским решениям.
В период кризиса 1929-32 гг. театр проявил невиданное дотоле общественно-политическое сознание. Со сцены публично бичевалась эксплуатация рабочих и иммигрантов.
В 60-е и 70-е годы XX века внебродвейские театры пичкали публику пьесами остро политического характера (например, МакБерд, 1967 г.).
Слайд 64Театр
В XX веке самым популярным предметом театрального экспорта Америки оказался музыкальный
театр.
Музыка неизменно сопровождала театральные спектакли еще с колониальных времен, но до 1780-х годов вообще не существовало произведений местных авторов.
"Черный мошенник", поставленный в 1866 году, ознаменовал рождение американского мюзикла.
На уже существовавший жанр мелодрамы были привиты песня, танец и спектакль.
К концу XIX века музыкальная сцена Америки включала целый ряд жанров: оперетту, мюзиклы на темы дня и ревю; последние выросли из "минстрел-шоу" - представлений негритянских песен и шуток загримированными белыми исполнителями.
Слайд 65Танец
С окончанием Второй мировой войны для Бродвея наступил золотой век.
В
30-е годы танец стал отражать сюжетную линию.
А начиная с постановки "Вестсайдской истории" в 1957 году танец постоянно является неотъемлемой частью сюжета.
В большинстве последующих постановок от исполнителя требовалось умение петь, танцевать и играть, т.е. быть универсальным талантом.
Рок-н-ролл лишил Бродвей положения законодателя моды в американской популярной музыке.
Слайд 66Театр
Сегодня театр в Америке можно разделить на три категории.
Во-первых, по-прежнему
ставятся спектакли на Бродвее, и многие новые пьесы вначале показываются в театральном районе Нью-Йорка - порядка 50 постановок за сезон.
Новые направления, известные как внебродвейские (off-Broadway и off-off-Broadway) - небольшие сценические площадки, некоторые из которых не уступают по профессионализму самым удачным бродвейским спектаклям.
Во-вторых, нередко лучшие современные пьесы ставятся в целом ряде первоклассных провинциальных театров. Субсидируемый корпорациями, фондами и правительством, провинциальный театр, по мнению некоторых критиков, воплощает в себе самую большую надежду американской драмы.
И наконец, имеются активные программы развития театрального искусства, которые финансируются колледжами и университетами.
Слайд 67 Танец
Возникновение американского танца историки обычно относят к концу XIX века,
когда в стране стали формироваться собственные институты и выдающиеся артисты.
Американский сценический танец всегда питался смесью отечественных и привнесенных извне элементов.
В XVIII и XIX веках в Америке основными местами, где танцевали, были не театр и не мюзик-холл, а дом и община. Танцы исполнялись и во время публичных торжеств, развлечений и представлений.
В старину театральные зрелища включали также и народные танцы.
Слайд 68Танец
Характерными элементами эстрадного представления были степ (чечетка) и танец на пуантах,
юмористические и характерные танцевальные миниатюры, спортивные и бальные танцы, танцы с юбкой, художественный или повествовательный танец и оригинальные номера в различных национальных стилях.
Первый известный нам "балет" в Америке был устроен еще в 1735 году английским учителем танцев Генри Холтом.
Вплоть до XX века лишь немногие постоянные труппы были способны на полномасштабную постановку балета, и он оставался "благородным" дополнением к спектаклю или "довеском" к опере.
Слайд 69Танец
Впервые широкая американская публика познакомилась с классическим балетом в начале XX
века благодаря гастролям европейских танцевальных коллективов.
Тридцатые годы стали десятилетием становления балета в США.
Всемирно известные хореографы - Джордж Баланчин, Энтони Тюдор и Джерома Роббинс.
Школа американского балета (основана в 1934 году и в 1948 году стала Балетом Нью-Йорк-сити)
Американский театр балета (основан в 1940 году).
Сегодня американская балетная сцена - смесь постановок, возрождающих классическую традицию, и оригинальных произведений.
Слайд 70Танец
Начало XX века - появлением новой и несомненно американской формы искусства
- современного танца.
Это понятие охватывает великое множество разных танцоров, хореографов и стилей движений. Общим для всех них остается скорее подход, чем какой-либо определенный стиль.
Одним из первых новаторов была Айседора Дункан, которая придавала особое значение чистому, неорганизованному движению в противовес позициям классического балета.
Самым известным коллективом в современном танце была нью-йоркская труппа Марты Грэхем.
Мерс Каннингем ввел в представление элементы импровизации и случайные движения.
Олвин Эйли стал включать в свои постановки элементы африканских танцев и негритянской музыки.
В последние годы такие хореорграфы, как Марк Моррис и Лиз Лерман, бросают вызов обычаю, согласно которому танцоры должны быть худыми и молодыми. По их убеждению - которое проявляется и в их практике набора артистов, и в исполнительской практике, - возраст или телосложение не помеха грациозным, волнующим движениям.
Изобразительное искусство
Музеи и монументы, что тянутся вдоль Национальной аллеи (National Mall) в Вашингтоне (округ Колумбия), вмещают колоссальное богатство произведений искусства и артефактов - документальных свидетельств прошлого и настоящего американского искусства и общества.
Портрет Энди Уорхола работы Джеймса Браунинга Уайета(Smithsonian Institute)
Слайд 72Изобразительное искусство
Новейшая достопримечательность Национальной аллеи - сад скульптуры при Национальной художественной
галерее (National Gallery of Art Sculpture Garden).
Первой американской школой живописи, получившей мировую известность, была "школа реки Гудзон", возникшая в 1820 году.
Как и в случае музыки и литературы, эта школа появилась лишь после того, как художники увидели, что Новый Свет предлагает им темы, присущие только ему.
Слайд 73Изобразительное искусство
Непосредственность и простота взгляда живописцев этой школы оказали влияние на
последующих художников, например Уинслоу Хомера (Winslow Homer), который изображал сельскую Америку.
Жизнь городского среднего класса нашла своего художника в лице Томаса Икинса (Thomas Eakins) - бескомпромиссного реалиста, чья непоколебимая честность бросала вызов мещанской склонности к романтической сентиментальности.
Начиная с 1900 года история американской живописи и скульптуры - это в значительной мере цепь бунтов (revolts) против традиции.
"К черту художественные ценности!" - объявил Роберт Генри. Он стоял во главе направления в живописи, которое критики окрестили "школой мусорщиков" ("ash-can"), потому что она стремилась изображать жизнь городского дна.
Слайд 74Изобразительное искусство
Абстрактный экспрессионизм - первое чисто американское движение, созданное американскими художниками
после Войны.
Представители - Джексон Поллок (Jackson Pollock), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) и Марк Ротко (Mark Rothko).
Художники следующего поколения предпочитали иную форму абстракции, а именно произведения в смешанной технике.
Среди них Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, которые используют в своих композициях фотографии, газеты и всякие выброшенные за ненадобностью предметы.
Поп-художники, например Энди Уорхол, Ларри Риверс и Рой Лихтенстайн, с сатирическим усердием воспроизводили повседневные предметы и образы американской массовой культуры: бутылки из-под кока-колы, жестянки с супом, комиксы.
Сегодня художники в Америке, как правило, стараются не связывать себя рамками школ, стилей или огранивать себя каким-то одним материалом.
Самый заметный вклад Америки в мировое искусство - это насмешливая шаловливость, ощущение того, что одна из главных целей, для которых создается любое новое произведение искусства, - вступить в нескончаемый спор о том, что же такое само искусство.
Слайд 75Кино
Кино - не американское изобретение.
Тем не менее, именно оно составляет
исключительный вклад Америки в мировую индустрию развлечений.
В начале XX века, когда эта форма искусства была еще новинкой, многие иммигранты нашли себе работу в кинопромышленности США.
Слайд 76Кино
Показ короткометражек в демонстрационных залах на первых этажах зданий, которые назывались
«никельодеонами» (входная плата в них составляла один "никель" (пятицентовик).
Создание предприятий нового типа - киностудий.
Во главе стояли Сэмюэль Голдвин, Карл Лемле, Адольф Зукор, Луис Б. Майер и братья Уорнер.
Крупнейшие студии располагались в Голливуде - пригороде Лос-Анджелеса (штат Калифорния).
Слайд 77Кино
В 30 - 40-е годы, "золотой век" Голливуда
Студии выпускали ежегодно около
400 картин, которые каждую неделю смотрели 90 миллионов американцев.
Производство фильмов стало бизнесом, и кинофирмы зарабатывали деньги, работая по так называемой студийной системе.
Крупнейшие студии держали на жалованье тысячи людей и владели сотнями кинотеатров в больших и маленьких городах по всей стране.
Слайд 78Кино
В конце 1940-х годов студийная система рухнула под напором двух обстоятельств:
1) федерального иска из нарушения антитрестовского законодательства, после чего производство фильмов и их показ были разделены, и
2) появления телевидения.
Выпуск фильмов резко сократился, но при этом невиданно выросли средние производственные затраты, потому что Голливуд стремился давать зрителям такие зрелища, которые они не могли увидеть на телеэкране.
Этот "синдром боевиков" продолжает ощущаться в Голливуде и сейчас.
Слайд 79Тема 3. История культуры Канады.
Слайд 80Происхождение слова «Канада» неясно.
Предполагают, что оно происходит от индейского «каната»
– собрание хижин или группа людей. Очевидно, так называли свои земли индейцы современного Квебека, с которыми столкнулись первые французские завоеватели.
В период французского колониального владычества в 16–17 вв. название Канада употреблялось наряду с официальным – Новая Франция.
С 1791 так именовались английские колонии в районе современных провинций Квебек и Онтарио.
С 1867 наименование было перенесено на всю страну между Атлантическим и Тихим океаном.
Слайд 81Культура Канады
Разнообразие является наиболее характерной чертой культуры Канады, что естественно для
такой большой страны с относительно малым населением, которое делится на многочисленные группы по территориальному и этническому признаку.
Французы и британцы.
1760 - Великобритания завоевала Новую Францию, французскую колонию, располагавшуюся на берегах реки Св. Лаврентия
В Квебеке и Акадии (части Приморских провинций) французский язык и французские традиции сохранялись и даже развивались, чему немало способствовало влияние Римско-католической церкви.
Англоязычные иммигранты (лоялисты из США) после победы Американской революции обосновались в колониях Верхняя Канада (позднее Онтарио) и Нью-Брансуик. Они привнесли с собой элементы американской культуры;
Эти два источника дали начало особой культуре англоязычной Канады, которая связана с американской и британской, но имеет свои характерные особенности.
Слайд 82Культура Канады
В 1867, когда была создана Конфедерация колоний Онтарио, Квебек, Нью-Брансвик
и Новая Шотландия, возникло новое государство Канада;
Два народа, каждый со своей культурой.
Временами эти культурные различия приобретали политическое звучание, и в 1960–1970-х годах в Квебеке возникло сильное сепаратистское движение.
Тенденция к отделению Квебека привела к тому, что обе основные этнические группы Канады стали проявлять большой интерес к литературе и культурным традициям друг друга.
Хотя этот взаимный интерес не привел к слиянию двух канадских культур, но постепенно канадцы пришли к осознанию того, что при всем своем внешнем несходстве, английская и французская культура в Канаде имеют много общего;
в формировании их облика значительную роль играло воздействие окружающей среды, а также общее для обеих культур стремление сохранить свою индивидуальность под давлением могущественного соседа – Соединенных Штатов.
Слайд 83Канадская культура
К началу 1970-х годов более четверти канадцев не принадлежали ни
к французской, ни к английской этническим группам;
Настойчивость, с которой франкоканадцы оберегали свои культурные традиции, послужила примером для других этнических меньшинств, которые также постарались сохранить свои традиции.
Другие этнические группы:
Немцы в южном Онтарио
Исландцы в районе озера Виннипег
Украинцы в степных провинциях,
Русские духоборы в Британской Колумбии
Голландские фермеры в долине реки Фрейзер
Большие общины китайцев и сикхов в Ванкувере и Виктории,
а также прибывшие позднее итальянцы и португальцы, обосновавшиеся в городах Онтарио и Квебека - все они сохранили свой язык, народные песни и танцы, праздники, этнические связи и религиозные верования и обряды.
Слайд 84Канадская культура
Культура коренного населения.
У всех индейских племен, проживавших на территории
Канады, была развита культура, внешним выражением которой служили песни, повествования и ритуальные драматические представления.
Одна из таких культур была создана племенами рыболовов (хайда, цимшиан, квакиутль, нутка и белла-кула), обитавшими на тихоокеанском побережье Британской Колумбии и занимавшимися промыслом лосося; обильная добыча лосося летом позволяла обеспечить себя пищей на всю зиму и оставляла досуг, который позволил им создать сложную культуру; они разыгрывали сложные драматические представления, занимались резьбой по дереву, изготавливая массивные геральдические столбы с изображениями священных животных (тотемов) более 15 м высотой и резные маски для религиозных церемоний. Это было одно из наиболее монументальных и изощренных направлений в первобытном искусстве, достигшее апогея в 1870–1880-х годах.
Во время больших праздников – потлачей – воздвигались резные столбы, а танцующие надевали маски, происходил обмен подарками.
Расцвет этой культуры продолжался недолго, и уже в 1920-х годах традиция стала приходить в упадок.
Слайд 85Канадская культура
Эскимосы никогда не образовывали сложных общин, связанных общими религиозными ритуалами.
Поселения эскимосов – это скопления семейных групп, которые ведут кочевой образ жизни и охотятся в суровых условиях Арктики.
За последние полторы тысячи лет, со времени доисторической культуры Туле, они занимаются изготовлением небольших резных изделий из камня, оленьих рогов и моржовых клыков.
Первоначально это были изображения животных, выполненные в столь же реалистической манере, как палеолитические пещерные рисунки, и создавались они с той же целью – привлечь животных того вида, на который велась охота.
Слайд 86Тема 4. Канадская литература, живопись, архитектура
Слайд 87Канадская литература
Франкоязычная литература
Литература на английском языке
Литература на французском языке
Слайд 88Франкоязычная литература
На рубеже веков франкоязычная литература Канады
- сохраняет верность своей
национально-религиозной и в целом весьма консервативной направленности
- постепенно освобождается от локальных религиозно-эстетических догм.
XIX век - веком фактического становления и выработки основных принципов франко-канадской литературы.
Общественные условия, в которых она развивалась, следует признать неблагоприятными, а во второй половине века, в связи с усилением роли католической церкви, они еще больше ухудшаются.
Франко-канадская литература в основном подчинилась официальной католической идеологии (которая не уступала своих позиций вплоть до середины XX в.) и не сумела создать почти никаких шедевров.
Слайд 89Франкоязычная литература
Франко-канадская литература выполнила свою задачу в ею самой установленных границах
«патриотической школы» и «национального долга».
В эпических поэмах и исторических романах она воспела военные подвиги «канадцев прошлого» (так назывался роман Луи Фрешетта (1839—1908), которого современники называли «малым Виктором Гюго»), величие религии, суровые прелести крестьянской жизни, огражденной от вредоносного влияния города.
Церковь поощряла это направление, распространяя мифы о богоизбранничестве нации, которой суждено сыграть мессианскую роль на новом континенте.
Церковь следила не только за содержанием, но и за формой литературы.
Слайд 90Франкоязычная литература
Церковь следила не только за содержанием, но и за формой
литературы.
Долгое время под подозрением был жанр романа;
Но с распространением романов В. Скотта клерикальная критика реабилитировала этот «фривольный» жанр, призвав местных писателей подражать великому шотландцу в описании канадского прошлого.
Новейшие французские литературные направления — например, символизм — подвергались немедленному осуждению.
Особым репрессиям в конце века подвергался театр, в силу чего совершенно не развивалась национальная драматургия.
Гонения на культуру, засилье авантюрно-исторического романа, своего рода компромисса между идейными требованиями церкви и вкусами жаждущей развлечения читательской массы, — все это сказывалось на творческих судьбах одаренных писателей.
Франкоканадская литература прошлого века во многом осталась литературой упущенных возможностей, ненаписанных книг.
Слайд 91Представители Франкоязычной литературы
Имя и творчество Э. Неллигана (1879—1941) становится символом надежды
и обновления для целой группы поэтов молодого поколения.
«Монреальская литературная школа». Основана в 1895 г.. Школа выполняла культурно-просветительские функции, однако с 1897 г. она все больше приобретает характер поэтического объединения.
Открытие журнал «Почва» в 1909 г. Руководителями группы становятся поэт Шарль Жиль (1871—1918) и Л. Фрешетта, и Альбер Ферлан.
Появление нового направления франко-канадского «почвенничества». Новая концепция стремится идеализировать современную крестьянскую жизнь, основанную, как полагают «почвенники», на непоколебимом религиозно-нравственном фундаменте, на животворящей связи крестьянина с землей.
Слайд 92Представители франкоязычной литературы
Л. Эмоном (1880—1913). Его роман «Мария Шапделен», опубликованный впервые в
1914 г., Наиболее известный «деревенский» роман 10-х годов отчетливо выражает идею канадского «почвенничества».
Романе стал программным для целого поколения прозаиков Квебека
К.-А. Гриньон в романе «Человек и его грех» (1933) придаст «почвенническому» роману большую психологическую силу.
Эти произведения явились крупной вехой в процессе становления реализма во франко-канадской литературе.
Слайд 93Литература на английском языке
У истоков англоязычной канадской литературы, возникшей еще до
1763 г., так же как у истоков франко-канадской словесности, — записки путешественников, открывавших неведомые земли Нового Света.
Джеймс Кук (1776—1780). Записки о третьем плавании были опубликованы посмертно (1784).
Александра Маккензи. Записки «Путешествие из Монреаля по реке Св. Лаврентия через Североамериканский континент к Ледовитому и Тихому океанам в 1789 и 1793 гг.» были написаны в конце XVIII в. (изд. 1801).
Слайд 94Литература на английском языке
Роман в письмах Фрэнсис Брук (1724—1789) «История Эмилии
Монтегю» (1769, 4 т.). Вера Брук в будущее Канады выражена в словах одного из ее героев: «Америка переживает период младенчества. Европа же — старости».
В первом англо-канадском романе, наряду с сильным европейским влиянием, появляются мотивы, которые в дальнейшем станут прочной принадлежностью литературной традиции: описание местной природы и сочувственное изображение коренных обитателей страны.
Описательность была свойственна не только прозе. В конце века появляются поэмы о канадской природе, созданные в соответствии с привычными образцами английской литературы.
Произведение Томаса Кери «Авраамовы поля» (1789, Квебек), где автор живописует край великих озер.
Слайд 95Литература на английском языке
Лоялисты писали англофильские верноподданнические стихи и памфлеты, исполненные
ненависти к американским революционерам.
Характерным образцом такой сатиры, переходящей в пасквиль, является поэма Джекобса Бейли (1731—1808) «Джек Рейбл» (1776).
Джонатан Оделл (1737—1818). «Американские времена» (1780). Стихи ее проникнуты яростной непримиримостью к убеждениям противника и грубыми выпадами против Вашингтона, Пейна и Джефферсона.
Таким образом, в течение XVIII в. англоканадская словесность остается на стадии подражания образцам высокоразвитой литературы метрополии и еще только начинает намечать свой круг тем и свою художественную манеру.
Слайд 96Литература на французском языке
XVIII век — сложный и трудный период в
духовном развитии французской Канады, в становлении национального самосознания жителей колонии, в формировании самостоятельной культурной традиции, подготавливавшей почву для возникновения собственно национальной литературы.
Духовный облик первой половины века, вплоть до 1763 г., определяется существованием французско-канадской литературы, представленной главным образом хрониками, путешествиями, историческими сочинениями, печатавшимися во Франции.
Тенденции, свойственные французской культуре того времени, переплетались в них с образами, материалом, темами, идущими от канадской действительности.
Дневниковые записи, столь характерные для литературы этого типа в XVII в., постепенно уступают место более обширным историческим повествованиям, в которых намечается тяга к синтетическому осмыслению действительности и временами появляются антиклерикальные и антиколониальные настроения.
Слайд 97Литература на французском языке
Помимо исторических сочинений, литература Новой Франции в XVIII в.
включала
- образцы эпистолярной прозы (письма Элизабет Бегон, содержащие ценные сведения о состоянии канадского общества накануне английского завоевания),
- ораторского красноречия (проповеди Франсуа-Ксавье Дюплесси, уроженца Канады, выступавшего с успехом на церковных кафедрах Франции, Германии, Фландрии) и
- поэзии (ироикомическая поэма Этьена Маршана «Волнения в лоне канадской церкви в 1728 году», написанная по случаю смерти архиепископа де Сент-Валье).
Все эти произведения свидетельствовали о процессе постепенного формирования франкоязычной культурной традиции, которая оказалась достаточно сильной и жизнеспособной, чтобы после 1763 г. стать основой возникновения подлинно национальной франко-канадской словесности.
Слайд 98Литература на французском языке
Политики «расфранцуживания», проводимая британским
Первыми — и единственными
до конца века — видами литературной продукции, предваряющей появление собственно литературы, была газетная проза, политический памфлет и парламентское красноречие.
В 1764 г. англичане Уильям Браун и Томас Джилмор основали первую канадскую типографию,
В 1764 отпечатана первая канадская газета — «Ла Газет де Кебек», ставшая официальным органом губернатора и выходившей на французском и английском языках.
Стали возникать и другие периодические издания.
Поначалу периодика носили чисто информационный характер, перепечатывали новости из европейских и американских газет, публиковали отрывки из произведений французских авторов.
Постепенно франко-канадская периодика насыщалась местным материалом и становилась важным средством в борьбе, которая развертывалась между патриотами и представителями британских властей, между либерально настроенной интеллигенцией и преданным монархическим учреждениям духовенством.
Слайд 99Литература на французском языке
Политическая публицистика Канады. Памфлет-брошюра Дю Кальве «Апелляция к
правосудию государства...» (1784).
Выступая от имени населения колонии, Дю Кальве требует отставки губернатора и введения конституционных прав и демократических свобод.
Последнее десятилетие века отмечено расцветом политического красноречия.
В ожесточенных парламентских дебатах формируется плеяда блестящих ораторов, — например Пьер Бедар (1762—1829) и др., — использовавших в борьбе за права своего народа идеи Великой французской революции и американской Войны за независимость.
В обстановке начинающейся борьбы за национальные права и сложного переплетения новых веяний и преданности старым традициям складывалась та специфическая духовная атмосфера, в которой предстояло возникнуть франко-канадской литературе.
Слайд 100Галерея канадских писателей
ЛИКОК, СТИВЕН (Leacock, Stephen) (1869–1944)
Тимоти Ирвин Фредерик Финдли, известный
в литературных кругах как «ТИФФ» (1930-2001)
ЭТВУД, МАРГАРЕТ ЭЛИНОР (Atwood, Margaret Eleanor) (р. 1939)
КРЕМАЗИ Октав (CRÉMAZIE Octave)
ЛИКОК, СТИВЕН (Leacock, Stephen) (1869–1944)
Литературные кляксы (Literary Lapses, 1910)
Чепуховые романы (Nonsense Novels, 1911)
Смешливые этюды маленького городка (Sunshine Sketches of a Little Town, 1912)
Путешествия с праздным богачом по сельским местам (Arcadian Adventures with the Idle Rich, 1914)
Мой чудный дядюшка (My Remarkable Uncle, 1942)
Монреаль: морской порт и город (Montreal: Seaport and City, 1942)
Наша Британская империя (Our British Empire, 1940)
Биография Ч.Диккенса (1933)
Труды по экономике, географии, образованию и литературной критике. труды по экономике, географии, образованию и литературной критике.
Слайд 102Тимоти Ирвин Фредерик Финдли
Тимоти Ирвин Фредерик Финдли, известный в литературных кругах
как «ТИФФ» (1930-2001) – один из наиболее выдающихся писателей Канады, кавалер высших орденов Канады и Франции. Его роман «Войны» (The Wars, 1977) был удостоен премии генерал-губернатора, пьеса «Мертворожденный любовник» (The Stillborn Lover, 1993) – премий Артура Эллиса и «Чэлмерс». Т. Финдли – единственный канадский автор, получивший высшую премию Канадской литературной ассоциации по всем трем номинациям: беллетристике (Not Wanted on Voyage, 1984), non-fiction (Inside Memory: Pages from a Writer’s Workbook, 1990) и драматургии (The Stillborn Lover, 1993). Мировую славу ему принес роман «Паломник» (Pilgrim, 1999), удостоенный сразу нескольких престижных канадских премий. «Если копнуть поглубже» (Spadework, 2001) – последний роман Т.Финдли – своего рода объяснение в любви г. Стратфорду и Шекспировскому театральному фестивалю, в котором он сам не раз принимал участие и как организатор, и как актер, и как драматург.
Слайд 103ЭТВУД, МАРГАРЕТ ЭЛИНОР (Atwood, Margaret Eleanor) (р. 1939)
ЭТВУД, МАРГАРЕТ ЭЛИНОР (Atwood,
Margaret Eleanor) (р. 1939), канадская писательница, критик. Одна из ведущих фигур на мировой литературной арене, ее произведения переведены более чем на 20 языков. При том что героинями Этвуд являются женщины, темы ее произведений универсальны: упущенные возможности, не сложившиеся отношения, призраки прошлого в настоящем, неведение и непонимание, усложняющие бытие людей.
Родилась 18 ноября 1939 в Оттаве. В 1961 получила степень бакалавра в Торонтском университете, в 1962 – степень магистра в Колледже Рэдклифф в Кеймбридже (шт. Массачусетс, США). Преподавала в разных университетах Канады.
Работа отца, энтомолога по профессии, вынуждала семью Этвуд забираться в самые глухие, необитаемые районы канадского Севера, что оказало определяющее влияние на творчество будущей писательницы. В ранних поэтических сборниках, первой своей книге Двойная Персефона (Double Persephone, 1961), а также в сборниках Детская игра (The Circle Game, 1966; премия генерал-губернатора, 1966) и Звери в этой стране (Animals in That Country, 1968), Этвуд прославляет мир природы, осуждает приверженность материальным интересам. С восторгом встреченный критикой, первый ее роман, Лакомый кусочек (The Edible Woman, 1969), продемонстрировал способность воссоздать внешнюю сторону жизни современной женщины. Ее героиня («лакомый кусочек») ощущает себя жертвой, воплощая собой «среднюю женщину», которую общество потребления воспринимает как безликую вещь.
Слайд 104КРЕМАЗИ Октав (CRÉMAZIE Octave)
КРЕМАЗИ Октав (CRÉMAZIE Octave)
- канадский поэт, немало
способствовавший возникновению и развитию канадской литературы на французском языке. Первые стихи опубликовал в 1854 г. С 1861 г. издавал первый во французской Канаде литературный журнал "Канадские вечера". В 1862 г. карточные долги вынудили его бежать во Францию. Здесь написаны изданные посмертно письма о литературе ("Письма и отрывки из писем", 1886), в которых Кремази проявил себя как незаурядный литературный критик. Во Франции издана неоконченная поэма "Прогулка трех мертвецов". Патриотические стихи Кремази, тяжеловесность которых сам он впоследствии признавал, имели в Канаде широкую известность ("Знамя", "Песня старого солдата" и др. Кремази умер во Франции, однако в 1906 г. в Монреале ему был поставлен памятник. (1827-1879).
175 лет со дня рождения
Слайд 106
Тема 5. Религии США и Канады
История формирования и развития религий в
США.
Религиозный плюрализм.
Роль религии в жизни американцев и «гражданская религия США».
Религии Канадского общества.
Слайд 107Религии в Канаде
Большинство канадцев являются христианами:
54,2% - католики,
42% -
протестанты,
православные - 3% и т. д.
Множество представителей других конфессий - иудеев, мусульман, индуистов, буддистов и др.
Около 10% населения страны считают себя атеистами.
Слайд 108Религии в США
-- 163 млн американцев (63 процента) считают себя принадлежащими
к какой-либо конкретной конфессии;
-- Римская католическая церковь является крупнейшей конфессией, имея около 60 млн последователей;
-- Общее число последователей протестантских церквей в Америке достигает 94 млн человек, они разделяются на 220 различных течений. "Юниверсал алманак" 1997 г. разделяет все эти протестантские направления на 26 крупных "семейств", имеющих от ста тысяч последователей, но отмечает также, что в Америке есть тысячи независимых самоопределяющихся групп верующих;
-- В США имеется более 300 тысяч местных приходов;
-- Численность духовенства превышает 530 тыс. человек;
-- Около 3,8 млн евреев заявляют о своей религиозной принадлежности (еще 2 млн заявляют о своей принадлежности к еврейской культуре или своем этническом еврейском происхождении);
-- В Америке живет около 3,5-3,8 млн мусульман; ислам является самой быстрорастущей в США религией.
-- Каждую неделю число американцев, посещающих религиозные мероприятия, превышает число зрителей на спортивных соревнованиях;
Слайд 109Тема 7. Общество и система ценностей.
Слайд 110
Женщина в американском обществе.
Американская семья.
Американский этикет.
СМИ и индустрия развлечений.
Спорт
и американская культура.
Национальные праздники
Слайд 111Американское /канадское общество
Американская / канадская семья. Этикет. (2 часа)
«Американская мечта»
Институт семьи
американского / канадского общества.
Роль женщины в американском обществе.
Двойные стандарты общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни.
Борьба женщин за “индивидуализм” и равенство. За равные права в доме и на работе.
Ценности американского общества
Слайд 112Праздники в Канаде
New Year's Day / Новый Год
1 января
Good Friday /
Святая Пятница
апрель
Easter Monday / Пасхальный Понедельник
апрель
Victoria Day / День Виктории
понедельник, предшествующий 25 мая
(Именины Монарха)
Празднуется в Канаде со времен Королевы Виктории (1837-1901).
Слайд 113Праздники в Канаде
Canada Day / День Канады
1 Июля
Labor Day / День
Труда
первый понедельник Сентября
Thanksgiving Day / День Благодарения
второй понедельник Октября
Remembrance Day / День поминовения
11 НоябряLabor Day / День Труда
первый понедельник Сентября
Thanksgiving Day / День Благодарения
второй понедельник Октября
Remembrance Day / День поминовения
11 Ноября
Christmas / Рождество
25 декабря
Boxing Day / День подарков
26 декабря