Слайд 1МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа № 7 г. Кирова
Город Киров
ул. Ленина,
105
тел./ факс: 64-76-67
e-mail: vsh-7@mail.ru
Учитель иностранного языка
I квалификационной категории
Пасынкова Галина Михайловна
Слайд 2Обучение чтению с использованием словаря
(Программа курса по английскому языку)
Слайд 3Обоснование курса
Чтение с использованием словаря как вид речевой
деятельности занимает весьма скромное место при обучению иностранному языку в дневных школах. Что же касается вечерней школы, то здесь этот вид чтения выходит на первое место. Не секрет, что в вечернюю школу зачастую идут дети, не желающие или не умеющие учиться, с большим перерывом в обучении, из коррекционных школ, из воспитательных колоний, сельской местности, где не изучался иностранный язык. Интерес же к предмету приходит с первым успехом. И как раз чтение с использованием словаря является тем видом деятельности, в котором при желании его легче всего добиться. К тому же этот вид деятельности, пожалуй, единственный, которым слабоуспевающий ученик может заниматься самостоятельно. Но для этого он должен иметь определенные навыки. На их развитие и направлен данный курс.
Слайд 4Подготовительный этап
Эффективному обучению чтению способствует умение пользоваться
словарем. Чтобы эта работа не носила эпизодический характер, необходимо целенаправленно организовать обучение рациональному использованию словаря. Эту работу можно проводить в несколько этапов. На первом - необходимо повторить алфавит английского языка. Этому способствуют упражнения на развитие техники пользования словарем:
Расположите слова в алфавитном порядке;
Какая буква следует за буквой G;
Какая буква предшествует букве К.
Слайд 5Подготовительный этап
Нужно познакомить учащихся с условными обозначениями и
сокращениями в словаре:
inf (infinitive) – неопределенная форма глагола;
v (verb) – глагол;
pl (plural) – множественное число;
sl (slang) – сленг, жаргон и т. п;
n (noun) – имя существительное;
num (numeral) – числительное;
a (adjective) – имя прилагательное;
p.p. (past participle) – причастие прошедшего времени;
prep. (preposition) – предлог;
sing. (singular) – единственное число и т. п.
Слайд 6Подготовительный этап
Закрепляя материал, целесообразно проводить игры и
соревнования. С особым интересом учащиеся соревнуются в установке с ограничением времени поиска слов в словаре:
Кто быстрее найдет слова по теме «Животные»: wolf, fox, elephant, lion, cat, tiger, dog, horse, pig, mouse.
Расположите в алфавитном порядке: teacher, pupil, school, pencil, box, bell.
Расположите слова, соблюдая внутренний алфавитный порядок: air, accord, algebra, about, author, absent.
Расположите слова в две колонки «существительные - прилагательные»: agrarian, corridor, brown, game, milk, moral, impossible, angry, black, frost, bridge, economical.
Слайд 7Подготовительный этап
На этом же этапе целесообразно
изучение транскрипции: это и самоцель (освоение лексики и работа со словарем основаны на умении пользоваться транскрипцией), и вспомогательное средство при обучении чтению. Кроме того, обучившись чтению транскрипции, учащиеся будут в дальнейшем чувствовать себя увереннее при самостоятельной работе с текстом.
Посвятив начальному этапу обучения работе со словарем 1 – 2 ч, можно перейти к формированию экономных и быстрых действий, направленных на поиск слов в словаре. На этом этапе совершенствуются технические навыки и формируется ряд языковых навыков для поиска лексических единиц в словаре.
Слайд 8Обучение работе
со словарем
Необходимо выполнить ряд упражнений,
активизирующих знание английского алфавита:
Откройте словарь на странице с буквами N, J, F;
Найдите слово «friend». На какой оно странице?
После какой буквы идут O, R, W;
Прочитайте английский алфавит от Q до конца;
Расположите слова в алфавитном порядке: freedom, bed, alphabet, minimum, driver, flower, word, ship.
Какое из слов должно стоять первым: girl, sun, unit, town, boy, planet, rain, book
Слайд 9Обучение языковому грамматическому навыку
Цель работы на
данном этапе – поупражняться в определении лексической единицы как части речи (дать учащимся справку об отличительных признаках частей речи). Например, существительные имеют следующие признаки:
Артикли: a, an, the – a table, an apple, the day;
Окончание: s, указывающее на множественное число: cow – cows, или ‘s, указывающее на притяжательный падеж: son’s ball;
Употребляются с указательными и притяжательными местоимениями: this doll, that book, my room, his pen.
Слайд 10Обучение языковому грамматическому навыку
Основное место в формировании
языкового грамматического навыка должны занимать упражнения типа:
По обозначениям после слов определите грамматическую категорию: cow – n.; creep – v;
Определите грамматическую категорию подчеркнутых слов, найдите их в словаре: I go to school. She reads an interesting book. My doll is nice.
Какими частями речи являются подчеркнутые слова: The sun gives us heat and light. We speak about the weather every day. Her dress was very beautiful.
Переведите: It is difficult to swim when the wind blows. You can see many cows and sheep in the English meadows. Our neighbours usually work in the garden.
Слайд 11Обучение навыку языкового ретрансформирования
Довольно часто нужное слово,
важное для понимания предложения или абзаца, находится не в словарной, а в личной форме. Поэтому необходимо научить детей ретрансформировать такие слова в их словарную форму:
Образуйте словарную форму существительных: dresses, daughter’s books, factories, wolves.
Образуйте словарную форму подчеркнутых глаголов, найдите их значение в словаре: Kate is in the yard. My friend went to Moscow. His father reads newspapers every day. Pete is writing a letter.
Слайд 12Обучение умению выбирать значения
Конечным результатом поиска слова
должен стать правильный выбор его значения. Нужно привести примеры полисемии в английском языке: Blast – 1) порыв ветра; 2) звук духового инструмента; 3) взрыв. Game – 1) игра; 2) дичь.
Наиболее эффективные упражнения, смысл которых заключается в подборе предложений с одним и тем же многозначным словом, употребленном в разных значениях: What a light room. Stone is heavy, but paper is light. Suddenly all the lights on the New Year tree lit up.
Можно также организовать работу, обратную данной, например: найти значения слова power в словаре и составить предложения.
Задача третьего этапа – формирование основ умениия читать с рациональным использованием лексики, представленной в словаре. Необходимо уделить внимание целостному восприятию текста, догадке, умению сокращать текст.
Слайд 13Обучение умению целостного восприятия текста и техническим навыкам чтения
Целостное восприятие текста влияет на число обращений к словарю. Чтобы уметь воспринимать текст в целом, нужно сформировать навыки чтения и его скорость, чему способствуют следующие задания:
Кто быстрее прочитает указанный отрывок;
Читаем текст по цепочке, каждый по два предложения;
Побеждает тот, кто дольше всех прочитает текст без ошибки;
Этот текст можно прочитать за одну минуту. Кто быстрее?
Прочитай микротекст, попытайся понять основное содержание;
Прочитав микротекст, ответь, о ком или о чем идет речь;
Прочитай микротекст, убедись в том, что для его понимания нет необходимости обращаться к словарю.
Слайд 14Обучение догадке
Чтение будет более эффективным, если
ученик сможет без словаря понять большее количество слов в тексте. Нужно сформировать механизм догадки на основе специальных упражнений:
Из контекста догадайтесь о значении выделенных слов:
I was born in Moscow, so Moscow is my birthplace. A waterfall is place where a river falls from a high place to a lower place.
Догадайтесь о значении подчеркнутых слов: The see waters today are much more dangerous. People all over the world think and speak so much about ecology. Many rivers and lakes are poisoned.
Определите значение однокоренных слов: adventure, adventurer, adventurous; memory, memorial, memorable; popular, popularity, popularize.
.
Слайд 15Обучение догадке
Ознакомление с интернациональными словами также способствует
сокращению обращений к словарю:
Переведите без словаря: absolute, ballet, dramatic, leader, record, portrait.
Догадайтесь о смысле слов по их графическому и фонетическому сходству: hotel, basket-ball, compliment, France, planet, surprise, culture, history.
Слайд 16Обучение умению
сокращать текст
Общий смысл предложения
можно понять, не выискивая в словаре всех слов. Сократить текст можно за счет слов, которые несут второстепенную информацию. Можно порекомендовать следующие упражнения:
Прочитайте микротекст и найдите в словаре только подчеркнутые слова;
Прочитайте текст, сократите его за счет слов, содержащих второстепенную информацию.
Слайд 17Литература
Журнал «Иностранные языки в школе»:
Вольтер Э. Г. Психолого-педагогический аспект
перевода и самоперевода на уроке иностранного языка. № 1 – 95, с. 21.
Гордиевских О. В. Организация обучения чтению со словарем. № 1 – 97, с. 33.
Капаева А. Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам. № 3 – 01, с. 12.
Федотова И. М. Об изучении транскрипции на начальном этапе обучения. № 1 – 98, с. 28.