Слайд 1Приемы работы по достижению метапредметных и личностных результатов в области филологии
(предмет - английский язык)
Любодеева Н.С.
Учитель английского языка
МБОУ НШ №200
Слайд 2«Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные,
но метапредметные и личностные результаты.
Под метапредметными результатами понимают:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Слайд 3Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
метапредметы
- самостоятельные учебные предметы в учебном плане
метакурсы (например, элективы)
метапредметный компонент в содержании учебного курса:
- метапредметные уроки
-предметный урок + метапредметная тема
Слайд 4В качестве метапредметов доктором психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены:
«Знание», «Знак»,
«Проблема», «Задача».
Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.
Например: Занятие по теме «Let’s help the planet», метатема « Проблема». В 3 классе оно проходило в форме дебатов, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами загрязнения окружающей среды. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем, связанных с загрязнением планеты, они не только предлагали пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.
Слайд 5Метатемы любой педагог может подобрать таким образом, что им найдется применение практически
к любой теме любого предмета.
При выборе метапредметной темы учитывается возраст, степень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом уроков английского.
Слайд 7
Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, является исследовательская и проектная деятельность.
Проектная
деятельность может решить следующие задачи:
овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;
выделение нужной информации, ее обобщение;
формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
развитие способности к самоанализу и самооценке;
развитие творческих способностей;
повышение интереса к изучаемому языку.
Слайд 8На практике хорошо работают следующие приёмы:
составление ментальных карт
деревьев понятий
кластеров
денотатных графов
схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»)
графические модели
приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Слайд 9Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое
изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
Слайд 10На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант -
приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Food», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают
названия полезных продуктов, на нижних - вредных.
В качестве вывода предлагается подобрать известную английскую пословицу.
Слайд 11
Планируемые образовательные метапредметные результаты по английскому языку:
Коммуникативные (развитие умений общаться, вести
дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).
Для достижения данных результатов привлекаю детей к ведению урока посредством таких заданий как:
- подготовить диалог по теме как образец;
- найти определённый материал в Интернете;
- подготовить контрольные вопросы по теме;
- составить коллаж по теме;
- провести анкетирование по заданной теме;
- составить рассказ-загадку;
- дать литературный перевод стихотворения или прозы;
- нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован рисунок;
- дополнить словарный минимум по теме, используя словари.
Слайд 12Планируемые образовательные метапредметные результаты по английскому языку:
Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение
в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).
- прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;
- озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;
- сравни тексты и укажи их различия;
- составь кроссворд с изучаемыми словами;
- отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;
- выбери задание себе сам и т. д.
Слайд 13Планируемые образовательные метапредметные результаты по английскому языку:
Регулятивные (формирование рациональных навыков овладения
ИЯ, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением). Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания:
- прочитай начало рассказа и придумай продолжение;
- посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне;
- подготовь презентацию твоих любимых фильмов;
- придумать загадку;
- составить чайнворд;
- кроссворд, ребус;
- конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков;
- составить тест по заданной теме
Слайд 14Личностными результатами иностранного языка являются:
общее представление о мире как о
многоязычном и поликультурном сообществе
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми
знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.
Слайд 15Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих
образовательных технологий:
технология проектной деятельности
использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ )
реализация системно- деятельностного подхода:
Слайд 16Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики
проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Слайд 17При освоении личностных действий с применением ИКТ ведётся формирование:
критического отношения к
информации и избирательности её восприятия;
уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основ правовой культуры в области использования информации.
Слайд 20Осуществление образовательных, личностных и метапредметных результатов на уроках английского языка позволяет
достичь главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.