Слайд 1«Управление качеством образования. Работа со слабоуспевающими учащимися.»
Учитель английского языка
МБОУ г.
Мурманска СОШ №41
Петрова Т.А
Слайд 2Поставь над собой 100 учителей, - они окажутся
бессильными, если ты
не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя?
Л.Н. Толстой
Слайд 3 НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает
на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
Слайд 4Причины неуспеваемости
низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
задержка психического развития
не
сформированы элементарные организационные навыки
отсутствие внимания со стороны родителей
отсутствие терпения у учителя
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
прогулы
пропуски занятии по болезни
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний
общая неспособность к интеллектуальному труду.
боязнь учителей, школы.
Слайд 5Признаки отставания и неуспеваемости:
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения,
сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения, не задает вопросов по существу изучаемого. Он не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.
Ученик, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Слайд 6Способы обнаружения отставаний у учащихся
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в
работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.
Слайд 7Дети с проблемами школьной успеваемости можно поделить на 3 группы
1 группа.
Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Слайд 8ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ
СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и
старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
Слайд 9 Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество
знаний учащихся
Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеями молодых слушателей критикуют деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после ваших слов, вы не ощутите.
Будьте предельно откровенны.
Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите.
Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
Слайд 10В обучении учитель должен применять
Опережающее обучение
Различные формы работы на уроке
Взаимоопрос, самоконтроль
Конспекты
– блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Слайд 11Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором
ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
"разрезная азбука".
Задания с использованием ИКТ
Слайд 12Актуальная проблема нашей школы
«Не потерять», «не упустить» учащихся с низкими
учебными возможностями.