Слайд 1ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИНТОНАЦИИ
Слайд 2 Я хотела бы привести примеры игровых форм обучения английской
артикуляции и некоторым интонационным контурам английских предложений, конфигурация которых отличается от русской модели. Использование подобных игр могло бы существенно разнообразить и украсить урок. С другой стороны, игры помогли бы учителю ненавязчиво отработать с учащимися некоторые правила английской артикуляции и интонации.
Слайд 4 Используется для закрепления модели постепенной нисходящей ступенчатой шкалы в нейтральных
общих вопросах английского языка
со структурой:
вспомогательный глагол
сказуемое
дополнение
подлежащее
Слайд 5 в таких предложениях интонационный центр обычно размещается на каком-либо
конечном элементе, в то время как в русском языке - на глаголе
Do you need this box?
Did you like the opera?
Тебе нужна эта коробка?
Вам понравилась эта опера?
Слайд 6 Смещение интонационного центра в английском общем вопросе на смысловой
глагол по типу русской модели придает ему эмфатический характер и несколько иной смысл:
Сравните:
Did you finish the letter?
Do you speak French? (оr do you only understand some French words?)
Do you speak French?
Did you finish the letter? (оr do you have to work on it tomorrow, too?)
Слайд 7ХОД ИГРЫ
Ведущий (один из учащихся) изображает с помощью мимики
и жестов принадлежность к какой-либо профессии. Затем другие учащиеся задают ему вопросы типа:
Do you work with a lot of people?;
Do you work outside/inside?;
Do you use tools?;
Do you use pen/paper.
Слайд 8Игра
“Have you moved the desk?”
Используется для закрепления той же английской
модели.
Слайд 9ХОД ИГРЫ
Учитель просит ведущего (одного из учащихся) выйти из
класса на две минуты. В это время остальные учащиеся должны что-нибудь изменить в классе, например, вымыть доску, открыть окно, передвинуть в другое место парту, положить что-нибудь на пол и т.п. Затем ведущего просят вернуться в класс.
Слайд 10 Он должен обнаружить, какое было внесено изменение, задавая при
этом другим ученикам вопросы типа:
соблюдая при этом правильность английской интонационной модели.
Have you moved the desk?
Have you cleaned the board?
Слайд 11Игра
“Taboo”
Используется для закрепления той же английской модели
Слайд 12ХОД ИГРЫ
Один из учащихся (ведущий) пытается отвечать на вопросы,
задаваемые ему классом, не произнося при этом нескольких запрещенных слов, которые являются “taboo”, например: yes, no, black, white. Вопросы при этом должны строиться таким образом, чтобы заставить ведущего использовать именно эти запрещенные слова
Do you live in Moscow?
Have you got a pet?
Слайд 13Игра
“Guess what?”
Используется для закрепления той же английской модели.
Слайд 14ХОД ИГРЫ
Для проведения этой игры желательно повесить на доску
изображение шумной улицы, парка, внутреннего интерьера дома с многочисленными комнатами и т.п. Учитель сообщает классу, что некий предмет (например, коробок спичек) “спрятан” на этой картинке. Затем учащиеся задают учителю вопросы с целью выяснить, где же спрятан предмет. Вопросы должны быть типа
Can you see it under the table?
Can you see it behind the cupboard?
Can you see it in the drawer?
Слайд 17 Используется для закрепления английской интонационной модели перечисления, согласно которой
все пункты перечисления во фразе, за исключением последнего, произносятся, как правило, с низким восходящим тоном Low Rise, что несколько отличается от русской интонационной модели. Последний пункт перечисления обычно произносится в английском предложении с нисходящим тоном.
Слайд 18ХОД ИГРЫ
Учитель пишет на доске “меню” блюд, которые могут
быть поданы на завтрак, обед или ужин, и просит студентов перечислить, что они ели вчера. Каждый следующий учащийся повторяет фразу, произнесенную предыдущим учащимся, и добавляет к ней еще одно блюдо.
Слайд 19Учащийся 1: Yesterday I had an egg for breakfast.
Учащийся 2: Yesterday
I had an egg / and a glass of milk for breakfast.
Учащийся 3: Yesterday I had an egg / and a glass of milk / and a piece of toast for breakfast…
Слайд 20Игра
“Odd man out”
Используется для закрепления той же английской модели
перечисления.
Слайд 21ХОД ИГРЫ
Учитель должен заранее подготовить несколько списков людей
или предметов. При этом в каждом таком списке все пункты перечисления, за исключением одного, должны иметь какую-либо общую черту. Каждому учащемуся выдается один такой список, который нужно прочитать с правильной английской интонацией и звуками. Другие учащиеся должны угадать, какой пункт в этом списке лишний, то есть найти “the odd man out”.
Слайд 22НАПРИМЕР:
Theatre, cinema, town hall, park and hospital.
John, David, Sally, Adam and
Christopher.
Teacher, bus conductor, milkman, father and shopkeeper.
Dollar, gramme, peseta, franc and rouble.
Long, short, clever, tall and high.
Canada, U.S.A., Spain, Australia and Hong Kong.
Friday, December, Wednesday, Sunday and Monday.
River, street, motorway, road and avenue.
Слайд 24 Используется для закрепления английского тона Fall-Rise, состоящего из резкого
нисходящего движения с последующим легким и постепенным подъемом. Этот тон не существует в русском языке. Данная игра способствует тренировке использования тона Fall-Rise в вежливых поправках.
Слайд 25ХОД ИГРЫ
Преподаватель обращается к классу с различными восклицаниями или
вопросами типа Are you French / Scottish / American? Учащиеся должны по очереди очень вежливо исправить учителя, используя при этом тон Fall-Rise, например: Oh, British; Norwegian; Danish; Italian; German; Spanish; Dutch; Swiss. После нескольких примеров учитель может предоставить роль ведущего одному из учащихся.
Ведущий: They’re coming today, aren’t they?
Учащиеся: Monday; To-morrow; Next week.
Ведущий: That's wrong.
Учащиеся: It isn’t; It shouldn’t be; I don’t think so; Some of it is right.
Слайд 26Игра
“Jingles”
Используется для закрепления правильной артикуляции английских звуков и интонации.
Проводится на среднем и высоком уровнях обучения английской фонетике.
Слайд 27ХОД ИГРЫ
Игра проводится в форме “вопрос - ответ”. При
этом последнее слово ответа должно рифмоваться с последним словом вопроса. Учитель начинает игру, задав первый вопрос типа How are you today?, и просит одного из учащихся дать ответ в рифму, например, Not as well as yesterday. Следующий вопрос задает уже другой учащийся. Таким образом, игра продолжается по кругу: одни студенты задают вопросы, другие отвечают.
Учащийся 1: Where did you go last night?
Учащийся 2: Nowhere, I had a letter to write.
Учащийся 3: Who did you meet?
Учащийся 4: My friend down the street.
Учащийся 5: What did you do?
Учащийся 6: I sat at home and drew.
Слайд 28 Если учащиеся справляются с задачей игры успешно, то правила
можно усложнить, предложив строить ответ таким образом, чтобы он сохранял одновременно и ритмическую модель вопроса.
Учащийся 1: Where did you go?
Учащийся 2: Out in the snow.
В ходе игры учитель следит за правильным произнесением учащимися английских звуков и соблюдением интонационных моделей, исправляет фонетические ошибки.