Слайд 1ОБУЧЕНИЕ АЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Учителя английского языка МОАУ СОШ №10 «Центр
образования»
Кривченкова Миляуша Фирзинатовна,
Гарипова Эльвина Шарифулловна
Слайд 2ДЕТИ С ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Слайд 3КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ:
Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети с
нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с ЗПР(с задержкой психического развития) ;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 03.07.2016) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(С ИЗМ. И ДОП., ВСТУП. В СИЛУ С15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 5СТАТЬЯ 79. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
п4. Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 6ГДЕ УЧАТСЯ ДЕТИ С ОВЗ?
Массовые школы
Не учатся
Специализированные школы
Интернаты
Обычные классы
Обучение на дому
Классы коррекции
Слайд 7ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 8ИНКЛЮЗИВНОЕ (ВКЛЮЧАЮЩЕЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
– это образование, при котором все дети, несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 9СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Детей с инвалидностью до
18 лет 620 300
Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
Слайд 10
Основополагающий принцип инклюзивного образования
все люди должны иметь возможность учиться вместе,
независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Слайд 11ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗИРУЕТСЯ НА ВОСЬМИ ПРИНЦИПАХ:
Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 12СУЩЕСТВУЮЩИЕ
БАРЬЕРЫ:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей
и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Слайд 13ЧТО НЕОБХОДИМО:
создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;
подготовку специалистов и методик совместного
образования детей-инвалидов в массовой школе;
разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких регионах России, включая и сельские школы;
предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;
обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования и внедрения моделей инклюзивного образования;
создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Слайд 14УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе
основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой
учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 15УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
Слайд 16ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к
детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 17ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа,
дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.