Слайд 1
Развитие критического мышления на уроках математики
Учиться вместе, а не просто
что-то выполнять вместе —
вот суть данного подхода.
МКОУ «Медведская СОШ»
учитель математики Лисюк Марина Александровна
Слайд 2Технология критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана
в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 3Определение критического мышления:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным,
а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Слайд 4
«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не
будет способен создавать что-нибудь выдающееся»
И.В.Мичурин
Слайд 5Основная идея ТРКМ
Создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с
учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Слайд 6Основная идея технологии развития
критического мышления –
создать такую атмосферу учения, при
которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 8Функции трех фаз технологии
развития критического мышления
Слайд 11Роль учителя в ТРКМ:
направляю усилия учеников в определенное русло;
сталкиваю различные суждения;
создаю
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливаю новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 12Ученик в ТРКМ учится:
формировать собственное мнение;
совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
решать
проблемы;
аргументировано спорить;
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Слайд 13Основные приемы ТРКМ
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 15Какие виды призм бывают?
Какие фигуры могут лежать в основании?
Сколько рёбер имеет
треугольная призма?
Куб можно назвать призмой? Почему?
Сколько граней у четырёхугольной призмы?
Где встречается слово
«призма»?
призма
Математика
Слайд 16Таблица
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 18Прием «Представление информации в кластерах».
Пирамида
Правильная Усеченная Неправильная
Ребра Грани
Вершины Основание
Кластер
Слайд 20
Инсерт- маркировка текста значками по мере его чтения.
«v» - уже знал
«+»
- новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Слайд 21призма
Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n-угольники, лежащие в
параллельных плоскостях(v), а остальные n граней – параллелограммы (боковые грани) (+). Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)
Слайд 23 Концептуальная таблица «Многогранники»
и не верю»
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?
5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?
6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?
7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны?
Слайд 29
Прием “Лови ошибку”
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий
ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Слайд 31
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.
Слайд 32
Что дает ТРКМ ученику:
Повышение эффективности восприятия информации ;
Повышение интереса как к
изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Умение ответственно относиться к собственному образованию;
Умение работать в сотрудничестве с другими;
Повышение качества образования;
Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Слайд 33
Что дает ТРКМ учителю:
Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
Возможность
использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
Слайд 34Список использованной литературы
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.
Пособие для учителя. – М., 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык. 2002. № 29. С. 3
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.