Слайд 1Теория вероятностей в задачах ОГЭ
Захаркина Ирина Андреевна
Учитель математики МОУ СОШ №
34
Слайд 2Теория вероятностей на итоговой аттестации выпускников 9 класса
Каждый ребёнок сталкивается в
своей жизни ежедневно с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Круг вопросов, связанных с осознанием соотношения понятий вероятности и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и реальных жизненных коллизиях – всё это, несомненно, находится в сфере реальных интересов становления и развития личности.
Слайд 3Задания по теории вероятностей
Задания направлены на математические ситуации в повседневной жизни.
Такие задачи приходится решать на вокзалах, в банках, в магазинах, при вызове такси и во время ремонта квартиры. Задание является несложным, так как основано на использовании жизненных наблюдений и здравого смысла.
Примерное время выполнения учащимся задания изменяется от 3 до 10 минут, с учетом уровня изучения математики в данном учебном заведении, знаний и умений самого выпускника и его психологической готовности к сдаче экзамена.
Слайд 4Выпускник должен знать:
Находить частоту события, используя собственный жизненный опыт и готовые
статистические данные.
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Решать практико-ориентированные задачи, требующих перебора вариантов.
Уметь сравнивать шансы наступления случайных событий и оценивать вероятности их наступления в практических ситуациях.
Слайд 5Опыт показывает, что достаточно выделить 1-2 урока на заключительное повторение теории
вероятностей.
1.Включать в изучение темы «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» задания из Федерального банка тестовых заданий (в настоящее время задачи по комбинаторике отсутствуют в банке тестовых заданий ЕГЭ).
2.В содержание текущего контроля включать экзаменационные задания.
3.Итоговое повторение построить исключительно на отработке предметных компетенций, требующих преодоления минимального тестового балла.
Слайд 6Проблемы при решении задач на вероятность
Незнание формулы;
Связаны с неумением читать:
ученики иногда не видят частицу «не»;
Путаются, если в условии сказано, что порядок определяется жеребьевкой и при решении задачи совсем неважно каким по счету должен выступать спортсмен;
Вычислительные.
Слайд 7Если опыт, в котором появляется событие А, имеет конечное число n
равновозможных исходов, то вероятность события А равна
m–число благоприятных исходов,
n - число всех возможных исходов.
Слайд 8Свойство 1. Вероятность достоверного события равна единице: Р(А) = 1.
Свойство 2.
Вероятность невозможного события равна нулю: Р(А) = 0.
Свойство 3. Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей: 0 ≤ Р(А) ≤ 1.
Слайд 9Алгоритм нахождения вероятности события А
Определить, в чём состоит случайный эксперимент (опыт)
и какие у него элементарные события (исход).
Найти общее число возможных исходов n.
Определить какие события благоприятствуют интересующему нас событию А и найти число m. События можно обозначать любой буквой.
Найти вероятность события А по формуле
Р(А) = m/n
Слайд 11Задача 1
На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 1 с мясом,
8 с капустой
и 3 с вишней. Илья наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней.
Слайд 12Решение ЗАДАЧИ 1
1) Благоприятное событие А ?
пирожки с вишней;
2)
Количество всех событий группы: n =?
n=1+8+3=12 пирожков;
3) Количество благоприятных событий: m=?
Соответствует количеству пирожков с вишней m=3
4) Р(А) = 3/12 = 0,25.
Ответ: 0,25
Слайд 13Задача 2
В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 2
чёрных, 6 жёлтых
и 4 зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся
ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.
Слайд 14Решение ЗАДАЧИ 2
1) Благоприятное событие А ?
желтое такси;
2) Количество
всех событий группы: n =?
n=12 такси;
3) Количество благоприятных событий: m=?
Соответствует количеству желтых такси m=6
4) Р(А) = 6/12= 0,5
Ответ: 0,5
Слайд 15Задача 3
У бабушки 25 чашек: 3 с красными цветами, остальные с
синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того,
что это будет чашка с синими цветами.
Слайд 16Решение ЗАДАЧИ 3
1) Благоприятное событие А ?
чашки с синими цветами;
2) Количество всех событий группы: n =?
n=25 чашек;
3) Количество благоприятных событий: m=?
Соответствует количеству чашек с синими цветами m = 25 - 3=22 чашки;
4) Р(А) = 22/25 = 0,88.
Ответ: 0,88
Слайд 17Задача 4
На экзамене 50 билетов, Яша не выучил 3 из них.
Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.
Решение:
1) 50 - 3 = 47 билетов;
2) 47/50 = 0,94.
Ответ: 0,94
Слайд 18Задача 5
Родительский комитет закупил 20 пазлов для подарков детям в связи
с
окончанием учебного года, из них 9 с машинами и 11 с видами городов. Подарки распределяются случайным образом между 20 детьми, среди которых есть Саша. Найдите вероятность того, что Саше достанется пазл с машиной.
Решение:
1) 9/20 = 0,45.
Ответ: 0,45
Слайд 19Задача 6
Вероятность того, что новая шариковая ручка пишет плохо (или не
пишет), равна 0,12. Покупатель в магазине выбирает одну шариковую ручку. Найдите вероятность того, что эта ручка пишет хорошо.
Решение:
1) 1 – 0,12 = 0,88.
Ответ: 0,88
Слайд 20Задача 7
В магазине канцтоваров продаётся 132 ручки: 34 красных, 39 зелёных,
5 фиолетовых, остальные синие и чёрные, их поровну. Найдите вероятность того, что случайно выбранная в этом магазине ручка будет зелёной или чёрной.
Решение:
1) 34 + 39 + 5 = 78 ручек;
2) 132 – 78 = 54 ручки (синие и черные);
3) 54 / 2 = 27 ручек (синие или черные);
4) 39 + 27 = 66 ручек (зеленые и черные);
5) 66/132 = 0,5.
Ответ: 0,5
Слайд 21Задача 8
В лыжных гонках участвуют 11 спортсменов из России, 6 спортсменов
из Норвегии и 3 спортсмена из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России.
Решение:
1) 11 + 6 + 3 = 20 спортсменов;
2) 11/20 = 0,55.
Ответ: 0,55
Слайд 22Задача 9
В лыжных гонках участвуют 11 спортсменов из России, 6 спортсменов
из Норвегии и 3 спортсмена из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен не из России.
Решение:
1) 11 + 6 + 3 = 20 спортсменов;
2) 9/20 = 0,45.
Ответ: 0,45
Слайд 23Задачи открытого банка ОГЭ
Урок 2
Слайд 24В случайном эксперименте монету бросают два раза. Найдите вероятность того, что
орел выпадет ровно 1 раз.
Выпишем все возможные исходы используя метод логического перебора:
ОО, ОР, РО, РР - 4
Благоприятные: ОР, РО – 2
Вероятность p= 2/4=0,5
Слайд 25В случайном эксперименте монету бросают четыре раза. Найдите вероятность того, что
решка выпадет два раза.
Выпишем все возможные исходы, используя метод логического перебора:
ОООО, ОООР, ООРО,ОРОО,РООО,
РРОО, РОРО,РООР, ОРРО, ОРОР, ООРР, ОРРР, РРРО, РОРР, РРОР, РРРР - 16
Благоприятные: – 6
Вероятность p= 6/16=0,375
Ответ: 0,375
Слайд 26Игральную кость бросают два раза.
Найдите вероятность того, что сумма
выпавших очков будет
равна 7.
Состовляется таблица, с помощью которой находятся все возможные исходы и все благоприятные исходы;
Всего исходов – 36
Благоприятных исходов - 6
Вероятность
р = 6/36 = 1/6
Слайд 27Люда дважды бросает игральный кубик. В сумме у неё выпало 9
очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 5 очков.
Первое бросание Второе бросание Сумма очков
3 + 6 = 9
4 + 5 = 9
5 + 4 = 9
6 + 3 = 9
Равновозможных исходов – 4
Благоприятствующих исходов – 2
Вероятность события р = 2/4 = 0,5
Слайд 28Правила
Два события называются несовместными, если они не могут появиться одновременно в
одном и том же испытании.
Вероятность появления хотя бы одного из двух несовместных событий, равна сумме вероятностей этих событий.
р = р(а) +р(b)
Слайд 29На экзамене по геометрии школьнику достается один вопрос из списка экзаменационных
вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, относящихся одновременно к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что школьнику на экзамене достанется вопрос по одной из этих тем.
События «вопрос о вписанной окружности» и «вопрос о параллелограмме» - несовместные, поэтому вероятность выбрать один из них равна сумме вероятностей:
р = 0,2+0,15=0,35
Слайд 30Правила
События называются независимыми, если наступление одного из них не влияет на
вероятность наступления другого события.
Если событие С означает совместное наступление двух независимых событий А и В, то вероятность события С равна произведению вероятностей событий А и В
Р(С) = Р(А) · Р(В)
Слайд 31В одной вазе 12 конфет, 4 из которых шоколадные, а в
другой вазе 8 конфет, 6 из которых шоколадные. Из каждой вазы взяли по одной конфете. Какова вероятность того, что обе конфеты шоколадные?
1) 4/12 вероятность того, что взята шоколадная конфета из первой вазы;
2) 6/8 вероятность того, что взята шоколадная конфета из второй вазы;
3) Р = 4/12 · 6/8 = ¼ = 0,25
Ответ: 0,25
Слайд 32Стрелок 4 раза стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при
одном выстреле равна 0,7. Найдите вероятность того, что стрелок первый раз попал в мишень, а последние 3 раза промахнулся.
Решение.
Пусть A - событие, состоящее в том, что мишень поражена стрелком при одном выстреле, B - событие, состоящее в том, что мишень поражена.
Так как вероятность попасть в мишень при одном выстреле равна 0,7, то вероятность попадания при первом выстреле равна P1(A) = 0,7, тогда вероятность того, что, стреляя второй раз, стрелок промахнулся, равна P2 = 1 - 0,7 = 0,3. Вероятность того, что, стреляя третий раз, стрелок промахнулся, равна P3 = 1 - 0,7 = 0,3. Вероятность того, что, стреляя четвертый раз, стрелок промахнулся, равна P3 = 1 - 0,7 = 0,3. Все события независимы.
Вероятность того, что стрелок первый раз попал в мишень, а последние 3 раза промахнулся. P(B)= P1(A)∙ P2∙ P3∙ P4 = 0,7∙0,3∙0,3∙0.3 = 0,0189
Ответ: 0,0189.