Презентация, доклад по теме Теория чисел

Содержание

Числовые множестваДелимостьЧётностьДеление с остаткомКаноническое разложение числаВзаимно простые числаПоследовательности: арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессияМетод «Оценка плюс пример»Необходимая теория

Слайд 1Теория чисел
Готовимся к ЕГЭ

Теория чиселГотовимся к ЕГЭ

Слайд 2Числовые множества
Делимость
Чётность
Деление с остатком
Каноническое разложение числа
Взаимно простые числа
Последовательности: арифметическая прогрессия, геометрическая

прогрессия
Метод «Оценка плюс пример»

Необходимая теория

Числовые множестваДелимостьЧётностьДеление с остаткомКаноническое разложение числаВзаимно простые числаПоследовательности: арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессияМетод «Оценка плюс пример»Необходимая теория

Слайд 3Множества чисел

Множества чисел

Слайд 4Повторим
Рациональные числа
2
Иррациональные числа
3
Действительные числа
4

ПовторимРациональные числа2Иррациональные числа3Действительные числа4

Слайд 5Натуральные числа
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

10, 11, 12, … –
ряд натуральных чисел N


Натуральные   числа1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, … –

Слайд 6Простые числа
Если натуральное число имеет только два делителя – само

себя и 1, то его называют простым числом.

2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37, 41, 43, 47, 53, 59, 61, 67, 71, 73, 79, 83, 89, 97, 101, 103, 107, 109, 113, 127, 131, 137, 139, 149, 151, 157, 163, 167, 173, 179, 181, 191, 193, 197, 199, 211, 223, 227, 229, … – простые числа.

1. Любое, натуральное число а > 1 имеет хотя бы один простой делитель.

2. Множество простых чисел бесконечно.

3. Расстояние между двумя соседними простыми числами может быть больше любого наперед заданного натурального числа.

Простые числа Если натуральное число имеет только два делителя – само себя и 1, то его называют

Слайд 7Cоставные числа
Если натуральное число имеет более двух делителей, то его

называют составным числом.

1 не является ни простым, ни составным числом.

4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 62, 63, … – составные числа

Основная теорема арифметики. Любое натуральное число (кроме 1) либо является простым, либо его можно разложить на простые множители.

Примеры: 210 = 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7; 56 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 7.

Cоставные числа Если натуральное число имеет более двух делителей, то его называют составным числом.1 не является ни

Слайд 8Основная теорема арифметики
Всякое число можно разложить на простые множители.
Такое разложение

единственно с точностью до порядка множителей и называется каноническим разложением. Утверждение о существовании и единственности канонического разложения носит название основной теоремы арифметики.
Основная теорема арифметикиВсякое число можно разложить на простые множители. Такое разложение единственно с точностью до порядка множителей

Слайд 9Делимость натуральных чисел
Для двух натуральных чисел a и b если существует

натуральное число q такое, что выполняется равенство a = bq, то говорят, что число a делится на число b.

a – делимое
b – делитель
q – частное

a : b = q

Делимость натуральных чиселДля двух натуральных чисел a и b если существует натуральное число q такое, что выполняется

Слайд 101о Если a ⋮ с и с ⋮ b, то a

⋮ b.

2о Если a ⋮ b и с ⋮ b, то (a ± c) ⋮ b.
(по умолчанию a > c)

Пример: 144 ⋮ 12 и 12 ⋮ 3, то 144 ⋮ 3.

Пример: 84 ⋮ 3 и 63 ⋮ 3, то (84 + 63) ⋮ 3.

Следствие из 2о Если a ⋮ b и с не делится на b, то (a ± c) не делится на b.

Пример: 48 ⋮ 3 и 52 не делится на 3, то (48 + 52) не делится на 3.

Свойства делимости

1о Если a ⋮ с и с ⋮ b, то a ⋮ b.2о Если a ⋮ b

Слайд 11
3о Если a ⋮ b и a ⋮ с (где b

и с-взаимно простые), то а ⋮ bс.


4о Если a ⋮ b и (a + c) ⋮ b, то c ⋮ b.

5о Если a ⋮ b и с ⋮ d, то ac ⋮ bd.

Пример: 48 ⋮ 3 и (48 + 57) ⋮ 3, то 57 ⋮ 3.

Пример: 81 ⋮ 3 и 56 ⋮ 4, то (81∙56) ⋮ (3∙4).

Свойства делимости

Пример: 60 ⋮ 6 и 60 ⋮ 5, то 60 ⋮ (6∙5).

3о Если a ⋮ b и a ⋮ с (где b и с-взаимно простые), то а ⋮

Слайд 127о Если a ⋮ b и с  N, то ac

⋮ b.

8о Если a ⋮ b и с ⋮ b, то для любых n, k  N
следует (an + ck) ⋮ b.

Пример: 48 ⋮ 3 и 13  N, то (48∙13) ⋮ 3.

Пример: 81 ⋮ 9 и 54 ⋮ 9, то (81∙17 + 54∙28) ⋮ 9.

Свойства делимости

6о Если a ⋮ b и с  N, то ac ⋮ bc, и наоборот.

Пример: 48 ⋮ 12 и 11  N, то (48∙11) ⋮ (12∙11), и обратно.

7о Если a ⋮ b и с  N, то ac ⋮ b.8о Если a ⋮ b

Слайд 13Свойства делимости
10о Если ab ⋮ p (где р-простое), то либо a

⋮ p, либо b ⋮ p.

Пример: 176 = 8∙22 ⋮ 11 Очевидно, 22 ⋮ 11

9о Среди n последовательных натуральных
чисел одно и только одно делится на n.

Пример: среди трех последовательных натур. чисел 111, 112, 113 только одно делится на 3. (111 ⋮ 3)

Свойства делимости10о Если ab ⋮ p (где р-простое), то либо a ⋮ p, либо b ⋮ p.

Слайд 14На 2: необходимо и достаточно, чтобы последняя цифра числа делилась на

2.

Пример: 56738 ⋮ 2 т.к. 8 ⋮ 2.

Признаки делимости

Для того, чтобы натуральное число делилось

На 5: необходимо и достаточно, чтобы последняя цифра числа делилась на 5 (0 или 5).

Пример: 56735 ⋮ 5 т.к. 5 ⋮ 5.

На 10: необходимо и достаточно, чтобы цифра единиц была 0.

Пример: 56730 ⋮ 10.

На 2: необходимо и достаточно, чтобы последняя цифра числа делилась на 2.Пример: 56738 ⋮ 2 т.к. 8

Слайд 15На 4: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 4 число, образованное

двумя последними цифрами.

Пример: 56736 ⋮ 4, т.к. 36 ⋮ 4.

Признаки делимости

Для того, чтобы натуральное число делилось

На 25: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 25 число, образованное двумя последними цифрами.

Пример: 56775 ⋮ 25, т.к. 75 ⋮ 25.

На 8: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 8 число, образованное тремя последними цифрами.

Пример: 56552 ⋮ 8, т.к. 552 ⋮ 8.

На 4: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 4 число, образованное двумя последними цифрами.Пример: 56736 ⋮ 4,

Слайд 16На 125: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 125 число, образованное

тремя последними цифрами.

Пример: 56375 ⋮ 125, т.к. 375 ⋮ 125.

Признаки делимости

Для того, чтобы натуральное число делилось

На 3: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр делилась на 3.

Пример: 56742 ⋮ 3, т.к. (5+6+7+4+2) ⋮ 3.

На 9: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр делилась на 9.

Пример: 56545 ⋮ 9, т.к. (5+6+7+4+5) ⋮ 9.

На 125: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 125 число, образованное тремя последними цифрами.Пример: 56375 ⋮ 125,

Слайд 17На 11: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр, взятых со

знаком «+», стоящих на нечетных местах, и сумма цифр, взятых со знаком «–», стоящих на четных местах, делилась на 11.

Пример: 8637519 ⋮ 11, т.к. (9-1+5-7+3-6+8) ⋮ 11.

Признаки делимости

Для того чтобы натуральное число делилось

На 7 (на 13): необходимо и достаточно, чтобы сумма чисел, образующих грани, взятых со знаком «+» для нечетных граней и со знаком «–» для четных граней, делилась на 7 (на 13).

Пример: 254 390 815 ⋮ 7, т.к. (815-390+254) ⋮ 7.

На 11: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр, взятых со знаком «+», стоящих на нечетных местах,

Слайд 18Натуральные числа от 1 до 10 разбили на 2 группы так,

что произведение чисел в первой группе делится на произведение чисел во второй группе. Какое наименьшее значение может принимать частное от деления первого произведения на второе?

А теперь самостоятельно…

Натуральные числа от 1 до 10 разбили на 2 группы так, что произведение чисел в первой группе

Слайд 19А теперь самостоятельно…

А теперь самостоятельно…

Слайд 20Обозначения
n! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙

5 ∙ … ∙ (n – 3)(n – 2)(n – 1)n

Примеры: 6! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720

2! = 1 ∙ 2 = 2

1! = 1

0! = 1

Обозначения n! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ … ∙ (n –

Слайд 21Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 22Дано трёхзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля), не

кратное 100.
а) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 82?
б) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 83?
в) Какое наибольшее натуральное значение может иметь частное данного числа и суммы его цифр?

А теперь задачи уровня С6…

Дано трёхзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля), не кратное 100.а) Может ли частное этого

Слайд 23Дано трёхзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля), не

кратное 100.
а) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 82?
б) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 83?
в) Какое наибольшее натуральное значение может иметь частное данного числа и суммы его цифр?

А теперь задачи уровня С6…

Дано трёхзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля), не кратное 100.а) Может ли частное этого

Слайд 24Деление с остатком
a = bq + r
a – делимое
b – делитель
Пример:

37 : 15 = 2 (ост. 7)
а = 37, b = 15, тогда 37 = 15 ∙ 2 + 7;
где q = 2, r = 7.

q – неполное частное
r – остаток

Замечание. Если а ⋮ b, то можно считать, что r = 0.

Деление с остаткомa = bq + ra – делимоеb – делительПример:  37 : 15 = 2

Слайд 25
Упражнение 3:
Докажите, что число 1000…..0004 (между 1 и 4

стоит любое число нулей) не является квадратом целого числа.


Упражнение 1: Найдите частное и остаток от деления
7 на 2
15 на 4
2017 на 5
2017 на 13
9 на 8
8 на 9

А теперь самостоятельно…

Упражнение 3: Докажите, что число 1000…..0004  (между 1 и 4 стоит любое число нулей)  не

Слайд 261, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 16, 24, 32, 48,

96

Делители числа 72:

Наибольший общий делитель (НОД)

1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 18, 24, 36, 72

Делители числа 96:

Среди них есть одинаковые:

Их называют общими делителями чисел 72 и 96, а
наибольшее из них называют наибольшим общим
делителем (НОД) чисел 72 и 96.

Найти НОД чисел: 72 и 96.

НОД (72; 96) = 24

1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 24

1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 16, 24, 32, 48, 96Делители числа 72:Наибольший общий делитель (НОД)1,

Слайд 27Наибольший общий делитель (НОД)
Два натуральных числа a и b называют взаимно

простыми числами, если у них нет общих делителей, отличных от 1, т.е. НОД(a, b) = 1.

Пример: 35 и 36 взаимно простые числа,
т.к. НОД (35; 36) = 1.

Свойства взаимно простых чисел.
Пусть числа a и b взаимно просты. Тогда справедливы следующие утверждения.
1. Если некоторое число делится на a и b, то оно делится и на их произведение ab.
2. Если an делится на b, то n делится на b.

Наибольший общий делитель (НОД)Два натуральных числа a и b называют взаимно простыми числами, если у них нет

Слайд 28Упражнение: Какие цифры можно вставить вместо звёздочек в записи 35*4*, чтобы

полученное число делилось на 45?

А теперь самостоятельно…

Решение: Число 35*4* делится на 45, значит делится на 5 и на 9.
Осюда последняя цифра числа 35*4* - 0 или 5.
Если последняя цифра числа 35*4* - 0, и сумма цифр этого числа должна делиться на 9, то 3 + 5 + * + 4 + 0 = 12 + * . Для * возможен один вариант – цифра 6, тогда искомое число – 35640.
Если последняя цифра числа 35*4* - 5, и сумма цифр этого числа должна делиться на 9, то 3 + 5 + * + 4 + 5 = 17 + * . Для * возможен один вариант – цифра 1, тогда искомое число – 35145.

Упражнение: Какие цифры можно вставить вместо звёздочек в записи 35*4*, чтобы полученное число делилось на 45?А теперь

Слайд 2918, 36, 54, 72, 90, 108, 126, 144, …
Кратные числа 12:
Наименьшее

общее кратное (НОК)

12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108, …

Кратные числа 18:

Среди них есть одинаковые:

Их называют общими кратными чисел 12 и 18, а
наименьшее из них называют наименьшим общим
кратным (НОК) чисел 12 и 18.

Найти НОК чисел: 12 и 18.

НОК (12; 18) = 36

36, 72, 108, 144, …

18, 36, 54, 72, 90, 108, 126, 144, …Кратные числа 12:Наименьшее общее кратное (НОК)12, 24, 36, 48,

Слайд 30Упражнение. Найдите канонические разложения чисел 3780 и 7056.
С помощью полученных

разложений найдите НОД (3780; 7056) — наибольший общий делитель этих чисел и НОК(3780; 7056) – наименьшее общее кратное этих чисел.

Разложение на простые множители

Упражнение. Найдите канонические разложения чисел 3780 и 7056. С помощью полученных разложений найдите НОД (3780; 7056) —

Слайд 31Разложение на простые множители
3780 = 22 ∙ 33 ∙ 5 ∙

7

2
2
3
3
3
5
7

3780
1890
945
315
105
35
7
1

2
2
2
2
3
3
7
7

7056
3528
1764
882
441
147
49
7
1

7056 = 24 ∙ 32 ∙ 72

НОД (3780; 7056)=
= 22 ∙ 32 ∙ 7 = 252

НОК (3780; 7056)=
= 24 ∙ 33 ∙ 5 ∙ 72 =
= 105840

Разложение на простые множители3780 = 22 ∙ 33 ∙ 5 ∙ 722333573780	1890	 945 315	 105  35

Слайд 32А теперь самостоятельно…
Решение: а) р2 имеет три делителя: 1; р; р2;


б) р3 имеет четыре делителя: 1; р; р2;р3; в) рn имеет n + 1 делителей
А теперь самостоятельно…Решение: а) р2 имеет три делителя: 1; р; р2; б) р3 имеет четыре делителя: 1;

Слайд 33Натуральные и целые числа
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

9, 10, 11, 12, … –
ряд натуральных чисел N или (Z+)

-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10, -11, … –
ряд противоположных натуральным чисел Z–

…, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, … –
ряд целых чисел Z (Z+ и Z– и 0)

Натуральные  и целые числа1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, …

Слайд 34Задумано несколько целых чисел. Набор этих чисел и их все возможные

суммы (по 2, по 3 и т.д.) выписываются на доску в порядке неубывания. Например, если задуманы числа 2; 3 и 5, то на доске будет набор 2; 3; 5; 5; 7; 8; 10.
а) На доске выписан набор : -11; -7; -5; -4; -1; 2; 6. Какие числа были задуманы?
б) Для некоторых задуманных различных чисел в наборе, выписанном на доске, число 0 встречается ровно 4 раза. Какое наименьшее количество чисел было задумано?
в) Для некоторых задуманных чисел на доске выписан набор. Всегда ли можно по этому набору однозначно определить задуманные числа?

А теперь задачи уровня С6…

Ответ: а) -7, - 4, 6; б) 5; в) нет

Задумано несколько целых чисел. Набор этих чисел и их все возможные суммы (по 2, по 3 и

Слайд 35А теперь задачи уровня С6…
Решение: а) (Для знакомых с комбинаторикой: если

задумано n чисел, то объём набора равен 2n - 1. Ведь, по сути, мы рассматриваем всевозможные подмножества n-элементного множества (а их всего 2n ), за исключением пустого множества). Если задумано три числа, то набор состоит из семи чисел; Допустим, что задуманы одно отрицательное число a и два положительных. Пусть а = -11. Поскольку все остальные числа набора должны быть больше a. Но тогда задумано число 2 ( -11 + 2 = -9), а его нет в наборе, или задумано число 6
( -11 + 6 = -5), это число есть в наборе, но другого положительного, большего 6 нет. Противоречие показывает, что задуманы два отрицательных числа и одно положительное. Подходит -7, - 4, 6.
б) Пусть задуманы три числа. Четырех нулей среди них быть не может, поскольку среди задуманных чисел возможен набор из 0 и двух противоположных чисел, тогда появятся только три нуля. Пусть задуманы четыре числа. Опять могут появиться только три 0.
Две пары противоположных чисел могут дать нам три 0. Другие варианты – это такой же случай, как с тремя задуманными числами.
Если задуманы пять чисел, то четыре 0 в полученном наборе возможен. Например, две пары противоположных чисел и 0.
в) задуманные числа не всегда можно однозначно восстановить по набору. Например, задумаем сначала числа -3, 1, 2, а потом числа 3, - 1, -2. В обоих случаях получим один и тот же набор -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3.
Взяли числа, дающие в сумме нуль, а потом поменяли у них знаки — набор не изменился.
А теперь задачи уровня С6…Решение: а) (Для знакомых с комбинаторикой: если задумано n чисел, то объём набора

Слайд 36А теперь задачи уровня С6…
Каждое из чисел 1, -2, -3, 4,

-5, 7, -8, 9, 10, -11 по одному записывают
на 10 карточках. Карточки переворачивают и перемешивают. На их чистых сторонах заново пишут по одному каждое из чисел 1, -2, -3, 4, -5, 7, -8, 9, 10, -11. После этого числа на каждой карточке складывают, а полученные 10 сумм перемножают.
а) Может ли в результате получиться 0?
б) Может ли в результате получиться 1?
в) Какое наименьшее целое неотрицательное число может в результате получиться?

Ответ: а) нет; б) нет; в) 4

А теперь задачи уровня С6…Каждое из чисел 1, -2, -3, 4, -5, 7, -8, 9, 10, -11

Слайд 37А теперь задачи уровня С6…
Решение: а) это невозможно, так как в

данном наборе ни для какого числа
нет ему противоположного по знаку, нет ни одного множителя, равного 0. Значит, 0 в произведении получиться не может.
б) в произведении каждый множитель должен быть нечётным, чтобы в результате получилось нечетное число. Следовательно, для каждого числа в паре должно быть одно число чётное, а другое нечётное. Однако из
условия вытекает, что указанная последовательность содержит 4 чётных числа и 6 нечётных. Делаем вывод, что два множителя обязательно будут чётными, значит и произведение обязательно будет четным. В частности, 1 получиться не может.
в) а = (1 - 2)( -2 + 1)( -3 + 4)(4 - 3)( -5 + 7)(7 - 5)( -8 + 9)(9 - 8)(10 - 11)( -11 + 10) = 4:
Следовательно, наименьшее неотрицательное значение равно 4. (Логика возможного набора чисел на карточках понятна – суммы должны принимать наименьшие значения).
А теперь задачи уровня С6…Решение: а) это невозможно, так как в данном наборе ни для какого числанет

Слайд 38Рациональные числа
Любое рациональное число можно записать в виде конечной десятичной дроби

или в виде бесконечной десятичной периодической дроби.

Рациональные числа – это числа вида ,
где m – целое число, а n – натуральное.
Q - множество рациональных чисел.

Примеры: = 0,17(857142); = 0,(285714);

6 = 6,000… = 6,(0); 7,432 = 7,432000… = 7,432(0).

Рациональные числаЛюбое рациональное число можно записать в виде конечной десятичной дроби или в виде бесконечной десятичной периодической

Слайд 39Рациональные числа
Верно и обратное утверждение:
Любую бесконечную десятичную периодическую дробь можно представить

в виде обыкновенной дроби.
Рациональные числаВерно и обратное утверждение:Любую бесконечную десятичную периодическую дробь можно представить в виде обыкновенной дроби.

Слайд 40Рациональные числа
Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :
Пусть

х = 1,(23) = 1,23232323…
Умножим х на 100, чтобы запятая переместилась вправо на один период:
100х = 123,232323…
х = 1,232323…
100х – х = 122,000000…
Т.е. 99х = 122, откуда х =

Пример (1 способ):


Рациональные числаЗаписать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :Пусть х = 1,(23) = 1,23232323…

Слайд 41Рациональные числа
Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :
Пусть

1,(23) = 1,232323… = 1 + 0,23 + 0,0023 + 0,000023 + …
Рассмотрим эту сумму 1 и суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии: S = 1 + S1, где S1 = b1 / (1 – q) – формула суммы бесконечно убывающей прогрессии со знаменателем q = 0,01, и первым членом b1 = 0,23:
S1 = =
S = 1 + =

Пример (2 способ):

Рациональные числаЗаписать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь :Пусть 1,(23) = 1,232323… = 1 +

Слайд 421. Числители дробей: x, 2x, 5x (по условию задачи).
2.

Знаменатели дробей: y, 3y, 7y (по условию задачи).

3. Дроби:

4. Из условия задачи следует: первая дробь
вторая дробь третья дробь

Ответ:

А теперь самостоятельно…

1.  Числители дробей: x, 2x, 5x (по условию задачи). 2.  Знаменатели дробей: y, 3y, 7y

Слайд 43Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 44Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 45Среди рациональных чисел нет такого, квадрат которого равен 2.
Иррациональные числа

Среди рациональных чисел нет такого, квадрат которого равен 2.Иррациональные числа

Слайд 46Иррациональные числа

Иррациональные числа

Слайд 47Если к положительным бесконечным десятичным дробям (периодическим и непериодическим) присоединить противоположные

им числа и число нуль, то получится множество чисел, которые называют действительными числами.

Множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел.

Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают R.

Действительные числа

Если к положительным бесконечным десятичным дробям (периодическим и непериодическим) присоединить противоположные им числа и число нуль, то

Слайд 48Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают

R.

Иррациональные и действительные числа

Термины «рациональное число», «иррациональное число» происходят от латинского слова ratio – разум (буквальный перевод: «рациональное число – разумное число», «иррациональное число – неразумное число»).

Примеры:

Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают R.Иррациональные и действительные числаТермины «рациональное число»,

Слайд 49Арифметическая
прогрессия
Арифметической прогрессией называется числовая
последовательность, каждый член которой, начиная
со

второго, равен предыдущему, увеличенному на одно
и то же число, которое называется разностью
арифметической прогрессии.

Формула n-ого члена – позволяет вычислить член арифметической прогрессии с любым заданным номером
аn= а1 + d(n – 1),
где а1 – первый член арифметической прогрессии и d – разность арифметической прогрессии

Арифметическая прогрессияАрифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, увеличенному на одно

Слайд 50Геометрическая прогрессия
Геометрической прогрессией называется
числовая последовательность, каждый член которой,
начиная со второго,

равен предыдущему, умноженному
на одно и то же число, которое называется
знаменателем геометрической прогрессии.
Геометрическая прогрессияГеометрической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой,начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и

Слайд 51Характеристическое
свойство прогрессий
Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее арифметическое

между предыдущим и последующим членами прогрессии

Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее геометрическое между предыдущим и последующим членами последовательности
(bn >0)

арифметическая

геометрическая

Характеристическое свойство прогрессийКаждый член последовательности начиная со второго есть среднее арифметическое между предыдущим и последующим членами прогрессииКаждый

Слайд 52Формулы суммы
n первых
членов прогрессий
арифметическая
геометрическая

Формулы суммы n первых членов прогрессийарифметическаягеометрическая

Слайд 53 Для оплаты пересылки четырех бандеролей понадобились 4 различные почтовые марки на

общую сумму 2 р. 80 к. Определить стоимость марок, приобретенных отправителем, если эти стоимости составляют арифметическую прогрессию, а самая дорогая марка в 2,5 раза дороже самой дешевой.

1. Пусть x рублей – стоимость самой дешевой марки.
2. Тогда 2,5x рублей – стоимость самой дорогой марки.
3. Стоимость всех четырех марок по условию есть сумма членов арифметической прогрессии,
т. е., x = 0,4.
4. Из формулы общего члена прогрессии имеем: a4=a1+3d, 2,5 = x + 3d, 1 = 0,4 + 3d, d = 0,2.
a2= 0,4 +0,2 = 0,6, a3= 0,6 + 0,2 = 0,8.
Ответ: 0,4; 0,6; 0,8; 1.

А теперь самостоятельно…

Для оплаты пересылки четырех бандеролей понадобились 4 различные почтовые марки на общую сумму 2 р. 80 к.

Слайд 54Формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии
|q| < 1

Формула суммы   бесконечно убывающей  геометрической прогрессии|q| < 1

Слайд 55Упражнение. Придумайте формулу n-го члена для следующих последовательностей:
а) 1; 3; 5;

7; : : : ; б) 5; 8; 11; 14; : : : ; в) 1; 4; 9; 16; : : : ; г) 1; - 2; 3; - 4; : : :

А теперь самостоятельно…

Упражнение. Придумайте формулу n-го члена для следующих последовательностей:а) 1; 3; 5; 7; : : : ; б)

Слайд 56А теперь самостоятельно…
1. Про арифметическую прогрессию (аn) известно, что а5 =

8, а52 = 12. Найдите разность арифметической прогрессии.

3. Члены некоторой бесконечной арифметической прогрессии изображены (рис.1) точками на координатной плоскости. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?

4. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …

А теперь самостоятельно…1. Про арифметическую прогрессию (аn) известно, что а5 = 8, а52 = 12. Найдите разность

Слайд 576. В геометрической прогрессии (bn) b1 = 8, b3 = 24.

Найдите b5. ( для q > 0 )
(72)

7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого. Найдите второй и четвёртый члены.
(1; 7)

А теперь самостоятельно…

10.В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? (1900)

8. За 16 дней Карл украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше, чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день. (52)
9.В сборнике по подготовке к экзамену-240 задач. Ученик планирует начать их решение 2 мая, а закончить 16 мая, решая каждый день на две задачи больше, чем в предыдущий день. Сколько задач ученик запланировал решить 12 мая? (22)

6. В геометрической прогрессии (bn) b1 = 8, b3 = 24. Найдите b5. ( для q >

Слайд 58 10.Решение:
280= а₁ + 20∙(10-1);
а₁= 280 - 20 ∙ 9 =

100;
S₁₀ = ½(100+280) ∙ 10 =1900.
Ответ:1900 человек вмещает амфитеатр.

8.Решение:
S₁₆=½ (2∙а₁ + 3∙15) ∙16;
472 =16 а₁ + 360;
а₁ = (472- 360):16=7.
а₁₆ =7+ 3 ∙ (16-1)=52.
Ответ: 52 коралла украл Карл в последний день.

9.Решение: 240=½(2 а₁ +2 ∙14) ∙ 15;
240:15= а₁ + 14; а₁ = 2;
а₁₁ = 2+2 ∙ 10 = 22.
Ответ:22 задачи надо решить 12 мая.

Решение

10.Решение:280= а₁ + 20∙(10-1);а₁= 280 - 20 ∙ 9 = 100;S₁₀ = ½(100+280) ∙ 10 =1900.Ответ:1900

Слайд 59А теперь задачи уровня С6…
Все члены конечной числовой последовательности натуральные числа.

Каждый член этой последовательности, начиная со второго, либо в 13 раз больше, либо в 13 раз меньше предыдущего. Сумма всех членов последовательности равна 6075.
Может ли последовательность состоять из трёх членов?
Может ли последовательность состоять из двух членов?
Какое наибольшее количество членов может быть в этой последовательности?
А теперь задачи уровня С6…Все члены конечной числовой последовательности натуральные числа. Каждый член этой последовательности, начиная со

Слайд 60Даны п различных натуральных чисел, составляющих арифметическую прогрессию, п ≥ 3.


а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 18?
б) Каково наибольшее значение п, если сумма всех данных чисел меньше 800?
в) Найти все возможные п, если сумма значений всех данных чисел равна 111.

А теперь задачи уровня С6…

Даны п различных натуральных чисел, составляющих арифметическую прогрессию, п ≥ 3. а) Может ли сумма всех данных

Слайд 61А теперь задачи уровня С6…
Возрастающие арифметические прогрессии состоят из натуральных

чисел.


а) Существуют ли такие прогрессии, для которых
б) Существуют ли такие прогрессии, для которых
в) Какое наибольшее значение может принимать произведение а3b3, если

А теперь задачи уровня С6… Возрастающие арифметические прогрессии состоят из натуральных чисел.а) Существуют ли такие прогрессии, для

Слайд 62Метод «Оценка плюс пример»

Метод «Оценка плюс пример»

Слайд 63«Оценка + пример» – это специальное математическое рассуждение, которое применяется в

некоторых задачах при нахождении наибольших или наименьших значений.

Суть метода: Нужно найти наименьшее значение некоторой величины А. Действуем в два этапа:

Оценка. Показываем, что выполнено неравенство
А  .
2) Пример. Предъявляем пример, когда достигается равенство А = .

Метод «Оценка плюс пример»

«Оценка + пример» – это специальное математическое рассуждение, которое применяется в некоторых задачах при нахождении наибольших или

Слайд 64Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 65Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 66На окружности некоторым образом расставили натуральные числа от 1 до 21

(каждое число поставлено по одному разу). Затем для каждой пары соседних чисел нашли разность большего и меньшего.
а) Могли ли все полученные разности быть не меньше 11?
б) Могли ли все полученные разности быть не меньше 10?
в) Помимо полученных разностей, для каждой пары чисел, стоящих через одно, нашли разность большего и меньшего. Для какого наибольшего целого числа k можно так расставить числа, чтобы все разности были не меньше k ?

А теперь задачи уровня С6…

Ответ: нет; да; 6.

На окружности некоторым образом расставили натуральные числа от 1 до 21 (каждое число поставлено по одному разу).

Слайд 67А теперь задачи уровня С6…
б) да. Покажем возможную расстановку:
в) 6.

Разобьем все числа на три группы по 7 чисел и начнем расстановку чисел от 1 до 7. Затем, когда будет расставлена вторая тройка чисел, можно заметить, что появится пара чисел через одно (8 и 2) разность между которыми равна 6. Меньшей разности получить невозможно.
А теперь задачи уровня С6…б) да. Покажем возможную расстановку: в) 6. Разобьем все числа на три группы

Слайд 68Простейшие примеры

Простейшие примеры

Слайд 69А теперь задачи уровня С6…

А теперь задачи уровня С6…

Слайд 70А теперь задачи уровня С6…

А теперь задачи уровня С6…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть