Необходимая теория
2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37, 41, 43, 47, 53, 59, 61, 67, 71, 73, 79, 83, 89, 97, 101, 103, 107, 109, 113, 127, 131, 137, 139, 149, 151, 157, 163, 167, 173, 179, 181, 191, 193, 197, 199, 211, 223, 227, 229, … – простые числа.
1. Любое, натуральное число а > 1 имеет хотя бы один простой делитель.
2. Множество простых чисел бесконечно.
3. Расстояние между двумя соседними простыми числами может быть больше любого наперед заданного натурального числа.
1 не является ни простым, ни составным числом.
4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 62, 63, … – составные числа
Основная теорема арифметики. Любое натуральное число (кроме 1) либо является простым, либо его можно разложить на простые множители.
Примеры: 210 = 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7; 56 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 7.
a – делимое
b – делитель
q – частное
a : b = q
2о Если a ⋮ b и с ⋮ b, то (a ± c) ⋮ b.
(по умолчанию a > c)
Пример: 144 ⋮ 12 и 12 ⋮ 3, то 144 ⋮ 3.
Пример: 84 ⋮ 3 и 63 ⋮ 3, то (84 + 63) ⋮ 3.
Следствие из 2о Если a ⋮ b и с не делится на b, то (a ± c) не делится на b.
Пример: 48 ⋮ 3 и 52 не делится на 3, то (48 + 52) не делится на 3.
Свойства делимости
5о Если a ⋮ b и с ⋮ d, то ac ⋮ bd.
Пример: 48 ⋮ 3 и (48 + 57) ⋮ 3, то 57 ⋮ 3.
Пример: 81 ⋮ 3 и 56 ⋮ 4, то (81∙56) ⋮ (3∙4).
Свойства делимости
Пример: 60 ⋮ 6 и 60 ⋮ 5, то 60 ⋮ (6∙5).
8о Если a ⋮ b и с ⋮ b, то для любых n, k N
следует (an + ck) ⋮ b.
Пример: 48 ⋮ 3 и 13 N, то (48∙13) ⋮ 3.
Пример: 81 ⋮ 9 и 54 ⋮ 9, то (81∙17 + 54∙28) ⋮ 9.
Свойства делимости
6о Если a ⋮ b и с N, то ac ⋮ bc, и наоборот.
Пример: 48 ⋮ 12 и 11 N, то (48∙11) ⋮ (12∙11), и обратно.
Пример: 176 = 8∙22 ⋮ 11 Очевидно, 22 ⋮ 11
9о Среди n последовательных натуральных
чисел одно и только одно делится на n.
Пример: среди трех последовательных натур. чисел 111, 112, 113 только одно делится на 3. (111 ⋮ 3)
Пример: 56738 ⋮ 2 т.к. 8 ⋮ 2.
Признаки делимости
Для того, чтобы натуральное число делилось
На 5: необходимо и достаточно, чтобы последняя цифра числа делилась на 5 (0 или 5).
Пример: 56735 ⋮ 5 т.к. 5 ⋮ 5.
На 10: необходимо и достаточно, чтобы цифра единиц была 0.
Пример: 56730 ⋮ 10.
Пример: 56736 ⋮ 4, т.к. 36 ⋮ 4.
Признаки делимости
Для того, чтобы натуральное число делилось
На 25: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 25 число, образованное двумя последними цифрами.
Пример: 56775 ⋮ 25, т.к. 75 ⋮ 25.
На 8: необходимо и достаточно, чтобы делилось на 8 число, образованное тремя последними цифрами.
Пример: 56552 ⋮ 8, т.к. 552 ⋮ 8.
Пример: 56375 ⋮ 125, т.к. 375 ⋮ 125.
Признаки делимости
Для того, чтобы натуральное число делилось
На 3: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр делилась на 3.
Пример: 56742 ⋮ 3, т.к. (5+6+7+4+2) ⋮ 3.
На 9: необходимо и достаточно, чтобы сумма его цифр делилась на 9.
Пример: 56545 ⋮ 9, т.к. (5+6+7+4+5) ⋮ 9.
Пример: 8637519 ⋮ 11, т.к. (9-1+5-7+3-6+8) ⋮ 11.
Признаки делимости
Для того чтобы натуральное число делилось
На 7 (на 13): необходимо и достаточно, чтобы сумма чисел, образующих грани, взятых со знаком «+» для нечетных граней и со знаком «–» для четных граней, делилась на 7 (на 13).
Пример: 254 390 815 ⋮ 7, т.к. (815-390+254) ⋮ 7.
А теперь самостоятельно…
Примеры: 6! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720
2! = 1 ∙ 2 = 2
1! = 1
0! = 1
А теперь задачи уровня С6…
А теперь задачи уровня С6…
q – неполное частное
r – остаток
Замечание. Если а ⋮ b, то можно считать, что r = 0.
Упражнение 1: Найдите частное и остаток от деления
7 на 2
15 на 4
2017 на 5
2017 на 13
9 на 8
8 на 9
А теперь самостоятельно…
Делители числа 72:
Наибольший общий делитель (НОД)
1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 18, 24, 36, 72
Делители числа 96:
Среди них есть одинаковые:
Их называют общими делителями чисел 72 и 96, а
наибольшее из них называют наибольшим общим
делителем (НОД) чисел 72 и 96.
Найти НОД чисел: 72 и 96.
НОД (72; 96) = 24
1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 24
Пример: 35 и 36 взаимно простые числа,
т.к. НОД (35; 36) = 1.
Свойства взаимно простых чисел.
Пусть числа a и b взаимно просты. Тогда справедливы следующие утверждения.
1. Если некоторое число делится на a и b, то оно делится и на их произведение ab.
2. Если an делится на b, то n делится на b.
А теперь самостоятельно…
Решение: Число 35*4* делится на 45, значит делится на 5 и на 9.
Осюда последняя цифра числа 35*4* - 0 или 5.
Если последняя цифра числа 35*4* - 0, и сумма цифр этого числа должна делиться на 9, то 3 + 5 + * + 4 + 0 = 12 + * . Для * возможен один вариант – цифра 6, тогда искомое число – 35640.
Если последняя цифра числа 35*4* - 5, и сумма цифр этого числа должна делиться на 9, то 3 + 5 + * + 4 + 5 = 17 + * . Для * возможен один вариант – цифра 1, тогда искомое число – 35145.
12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108, …
Кратные числа 18:
Среди них есть одинаковые:
Их называют общими кратными чисел 12 и 18, а
наименьшее из них называют наименьшим общим
кратным (НОК) чисел 12 и 18.
Найти НОК чисел: 12 и 18.
НОК (12; 18) = 36
36, 72, 108, 144, …
Разложение на простые множители
2
2
3
3
3
5
7
3780
1890
945
315
105
35
7
1
2
2
2
2
3
3
7
7
7056
3528
1764
882
441
147
49
7
1
7056 = 24 ∙ 32 ∙ 72
НОД (3780; 7056)=
= 22 ∙ 32 ∙ 7 = 252
НОК (3780; 7056)=
= 24 ∙ 33 ∙ 5 ∙ 72 =
= 105840
А теперь задачи уровня С6…
Ответ: а) -7, - 4, 6; б) 5; в) нет
Ответ: а) нет; б) нет; в) 4
Рациональные числа – это числа вида ,
где m – целое число, а n – натуральное.
Q - множество рациональных чисел.
Примеры: = 0,17(857142); = 0,(285714);
6 = 6,000… = 6,(0); 7,432 = 7,432000… = 7,432(0).
Пример (1 способ):
–
Пример (2 способ):
А теперь самостоятельно…
Множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел.
Все рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел, которое обозначают R.
Действительные числа
Иррациональные и действительные числа
Термины «рациональное число», «иррациональное число» происходят от латинского слова ratio – разум (буквальный перевод: «рациональное число – разумное число», «иррациональное число – неразумное число»).
Примеры:
Формула n-ого члена – позволяет вычислить член арифметической прогрессии с любым заданным номером
аn= а1 + d(n – 1),
где а1 – первый член арифметической прогрессии и d – разность арифметической прогрессии
Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее геометрическое между предыдущим и последующим членами последовательности
(bn >0)
арифметическая
геометрическая
1. Пусть x рублей – стоимость самой дешевой марки.
2. Тогда 2,5x рублей – стоимость самой дорогой марки.
3. Стоимость всех четырех марок по условию есть сумма членов арифметической прогрессии,
т. е., x = 0,4.
4. Из формулы общего члена прогрессии имеем: a4=a1+3d, 2,5 = x + 3d, 1 = 0,4 + 3d, d = 0,2.
a2= 0,4 +0,2 = 0,6, a3= 0,6 + 0,2 = 0,8.
Ответ: 0,4; 0,6; 0,8; 1.
А теперь самостоятельно…
А теперь самостоятельно…
3. Члены некоторой бесконечной арифметической прогрессии изображены (рис.1) точками на координатной плоскости. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
4. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …
7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого.
Найдите второй и четвёртый члены.
(1; 7)
А теперь самостоятельно…
10.В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? (1900)
8. За 16 дней Карл украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше, чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день. (52)
9.В сборнике по подготовке к экзамену-240 задач. Ученик планирует начать их решение 2 мая, а закончить 16 мая, решая каждый день на две задачи больше, чем в предыдущий день. Сколько задач ученик запланировал решить 12 мая? (22)
8.Решение:
S₁₆=½ (2∙а₁ + 3∙15) ∙16;
472 =16 а₁ + 360;
а₁ = (472- 360):16=7.
а₁₆ =7+ 3 ∙ (16-1)=52.
Ответ: 52 коралла украл Карл в последний день.
9.Решение:
240=½(2 а₁ +2 ∙14) ∙ 15;
240:15= а₁ + 14;
а₁ = 2;
а₁₁ = 2+2 ∙ 10 = 22.
Ответ:22 задачи надо решить 12 мая.
Решение
А теперь задачи уровня С6…
Метод «Оценка плюс пример»
А теперь задачи уровня С6…
Ответ: нет; да; 6.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть