Презентация, доклад по теме Прогрессии (9 класс)

Содержание

Термин «прогрессия»имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.).

Слайд 1АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ
Учитель математики МБОУ СОШ № 25 г.Сургут Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры
Шелыгинская Лариса Александровна
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ  И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИУчитель математики МБОУ СОШ № 25 г.Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-ЮгрыШелыгинская Лариса Александровна

Слайд 2Термин «прогрессия»
имеет латинское происхождение (progression, что означает
«движение вперёд») и был

введён римским автором Боэцием (VI в.).
Термин «прогрессия»имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.).

Слайд 3Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по

такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении.
Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать

Слайд 4Зная формулы, описывающие прогрессии, можно решить много интересных задач литературного, исторического

и практического содержания.
Зная формулы, описывающие прогрессии, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.

Слайд 5








Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Так, вспомним строки

из
"Евгения Онегина".
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить...

   

Прогрессии в литературе

Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями! Так, вспомним строки из

Слайд 6









    Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах

2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.

Прогрессии в литературе

Ямб

«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»

Прогрессия: 2; 4; 6; 8...

    Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных

Слайд 7Прогрессии в литературе
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:


Алмаз горит издалека —
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)
Прогрессии в литературе Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби,

Слайд 8Ямб
Я помню чудное мгновенье...

ЯмбЯ помню чудное мгновенье...

Слайд 9Ямб
Унылая пора, очей очарованье...

ЯмбУнылая пора, очей очарованье...

Слайд 10









Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных

слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.

Прогрессии в литературе

Хорей

«Я пропАл, как звЕрь в загОне»

Б. Л. Пастернак

Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...

Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют

Слайд 11








Классический хорей:
Листья падают в саду…
В этот старый

сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава
На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

Прогрессии в литературе

Классический хорей: Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю,

Слайд 12Хорей
Буря мглою небо кроет...

ХорейБуря мглою небо кроет...

Слайд 13НАЗАД, В ИСТОРИЮ!
Понятие числовой последо -вательности возникло и раз- вивалось задолго

до соз - дания учения о функциях.

На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий
АРХИМЕД
(ок. 287–212 гг. до н.э)

НАЗАД, В ИСТОРИЮ!Понятие числовой последо -вательности возникло и раз- вивалось задолго до соз - дания учения о

Слайд 14Прогрессии в древности
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были

связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.
Прогрессии в древностиЗадачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение

Слайд 15Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах

Древней Греции. Уже в V в. до н. э. греки знали следующие прогрессии и их суммы:

Древний Египет



Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в V в.

Слайд 16Древний Египет


Древний Египет

Слайд 17Задача из папируса Райнда
«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка

съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Задача из  папируса Райнда «У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей,

Слайд 18«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи

мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Решение задачи

Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.

«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи

Слайд 19Англия XVIII век
В XVIII в. в английских учебниках появились обозначения арифметической

и геометрической прогрессий:
Англия XVIII векВ XVIII в. в английских учебниках появились обозначения арифметической и геометрической прогрессий:

Слайд 20
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский

царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

Задача - легенда

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он

Слайд 21 -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,

- продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.

-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
Мудрец поклонился.

-Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду,

Слайд 22 Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона,

он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей

Слайд 23 -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты

получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца.

-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64

Слайд 24Стоит ли царю смеяться?

Стоит ли царю смеяться?

Слайд 25Решение задачи - легенды





n = 64




Найти:

Решение задачи - легендыn = 64Найти:

Слайд 26








Наградой за 64-ю клетку должно было быть
18 446 744 073 709

551 615


восемнадцать квинтиллионов
четыреста сорок шесть квадриллионов
семьсот сорок четыре триллиона
семьдесят три миллиарда
семьсот девять миллионов
пятьсот пятьдесят одна тысяча
шестьсот пятнадцать зёрен.

Если всё это зерно засыпать в амбар высотой 4 метра и шириной 10 метров, то длина амбара была бы вдвое больше, чем расстояние от Земли до Солнца...

Наградой за 64-ю клетку должно было быть18 446 744 073 709 551 615восемнадцать квинтиллионовчетыреста сорок шесть квадриллионовсемьсот

Слайд 27 Вывод



Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности

Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.

Такое количество зёрен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

ВыводЕсли бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и

Слайд 28Задача из арифметики Магницкого




Некто продал лошадь за 156 рублей. Но

покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил продавцу, говоря: «Нет мне расчёта покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит». Тогда продавец предложил другие условия:
"Если по-твоему цена  лошади высока, то купи её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне 1/4 коп., за второй-1/2коп., за третий-1коп., и т.д.“
Покупатель, соблазненный низкой ценой, и желая даром получить  лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.


Задача из арифметики Магницкого Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил

Слайд 29Решение задачи из арифметики Магницкого









Решение задачи из арифметики Магницкого

Слайд 30НАСЛЕДСТВО
Джентльмен получил наследство. Первый месяц он истратил 100$, а каждый

следующий месяц он тратил на 50$ больше, чем в предыдущий. Сколько $ он истратил за второй месяц? За третий? За десятый? Каков размер наследства, если денег хватило на год такой безбедной жизни?
НАСЛЕДСТВО Джентльмен получил наследство. Первый месяц он истратил 100$, а каждый следующий месяц он тратил на 50$

Слайд 31Решение:









Решение:

Слайд 32БАКТЕРИИ
В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты

одна из них делится на две. Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут.
БАКТЕРИИВ благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две.

Слайд 33Решение

Решение

Слайд 34Переменка
Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола

учителя к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной 1 м., второй 1/2м, третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в два раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 м?
Переменка Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола учителя к двери по прямой. Первый

Слайд 35Решение
Составим последовательность чисел
Вывод: не дойдёт!

Решение Составим последовательность чисел Вывод: не дойдёт!

Слайд 36Заключение

Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд

и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг

«Прогрессия — движение вперед».

Заключение Закончился двадцатый век.Куда стремится человек? Изучен космос и моря,Строенье звезд и вся земля.Но математиков зовет Известный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть