Слайд 1
Задания на смекалку
ЕГЭ по математике
Базовый уровень
Задания № 20
Солодухина Л. С. учитель математики МКОУ «Мещовская средняя общеобразовательная школа» г. Мещовск , Калужская область
Слайд 2Задача 1
На прилавке цветочного магазина стоят 3 вазы с розами: оранжевая,
белая и синяя. Слева от синей вазы 15 роз, справа от белой вазы 11 роз. Всего в вазах 23 розы. Сколько роз в оранжевой вазе?
Задача 2
На прилавке цветочного магазина стоят 3 вазы с розами: белая, синяя и красная. Слева от красной вазы 15 роз, справа от синей вазы 12 роз. Всего в вазах 22 розы. Сколько роз в белой вазе?
Слайд 3Решение задачи 1
Из первого условия следует, что в белой и оранжевой
и вазах 15 роз ( в сумме).Тогда в синей вазе 23-15=8 роз. Из второго условия задания следует, что в оранжевой и синей вазах 11 роз. Поэтому в оранжевой вазе 11-8=3 розы.
Ответ: 3
Решение задачи 2
Из первого условия следует, что в синей и белой вазах 15 роз (в сумме).Тогда в красной вазе 22-15=7роз. Из второго условия задания следует, что в белой и красной вазах 12 роз. Поэтому в белой вазе 12-7= 5роз.
Ответ: 5
Слайд 4Задача 3
Маша и Медведь съели 160 печений и банку варенья, начав и
закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь - печенье, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в три раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенье они съели поровну?
Задача 4
Маша и Медведь съели 100 печений и банку варенья, начав и закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь - печенье, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в три раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенье они съели поровну?
Слайд 5Решение задачи 3
Медведь съел свою половину банки варенья в 3 раза
быстрее, чем Маша, значит , у него ещё осталось в 3 раза больше времени на кушанье печенья.
Т.к. Медведь ест печенье в 3 раза быстрее, чем Маша и ещё у него осталось в 3 раза больше времени (он съел в 3 раза быстрее свою половину банки варенья), то он съедает в 3 ⋅ 3= 9 раз больше печений, чем Маша (9 печений съедает Медведь, в то время как Маша только 1 печенье).
Получается , что в отношении 9 : 1 едят Медведь и Маша печенье. Всего получается 10 долей, значит, 1 доля равна 160 : 10 =16. В итоге , Медведь съел 16⋅ 9 =144 печений.
Ответ: 144
Решение задачи 4
Медведь съел свою половину банки варенья в 3 раза быстрее, чем Маша, значит, у него ещё осталось в 3 раза больше времени на кушанье печенья.
Т.к. Медведь ест печенье в 3 раза быстрее, чем Маша и ещё у него осталось в 3 раза больше времени (он съел в 3 раза быстрее свою половину банки варенья), то он съедает в 3 ⋅ 3= 9 раз больше печений, чем Маша (9 печений съедает Медведь, в то время как Маша только 1 печенье).
Получается , что в отношении 9 : 1 едят Медведь и Маша печенье. Всего получается 10 долей, значит, 1 доля равна 100 : 10 =10. В итоге , Медведь съел 10⋅ 9 =90 печений.
Ответ: 90
Слайд 6Задача 5
Если бы каждый из двух сомножителей увеличили на 1, их
произведение увеличилось бы на 11. На самом деле каждый из двух сомножителей увеличили на 2. На сколько увеличилось произведение?
Задача 6
Если бы каждый из двух сомножителей увеличили на 1, их произведение увеличилось бы на 3. На самом деле каждый из двух сомножителей увеличили на 5. На сколько увеличилось произведение?
Слайд 7Решение задачи 5
Пусть первый сомножитель равен a, а второй b, их
произведение равно ab. При увеличении этих сомножителей на 1 их произведение возрастает на 11, то есть, (a+1)(b+1) – ab = 11
ab +a + b +1 –ab = 11
a+ b = 10 Теперь вычислим, на сколько увеличится произведение, если сомножители увеличить на 2 : ( a+2)(b+2) – ab = ab +2a + 2b +4 –ab =
= 2( a + b) + 4 = 2⋅ 10 + 4= 24
Ответ: 24
Решение задачи 6
Пусть первый сомножитель равен a, а второй b, их произведение равно ab. При увеличении этих сомножителей на 1 их произведение возрастает на 11, то есть, (a+1)(b+1) – ab = 3
ab +a + b +1 –ab = 3
a+ b = 2 Теперь вычислим, на сколько увеличится произведение, если сомножители увеличить на 5 : ( a+5)(b+5) – ab = ab +5a + 5b +25 –ab = = 5( a + b) + 25 = 5⋅ 2 + 25= 35
Ответ: 35
Слайд 8Задача 7
Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц
из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 20% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.
Задача 8
Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 60% яиц из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 70% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 65% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.
Слайд 9Решение задачи 7
Х – вероятность того, что яйцо купленное у этой
агрофирмы окажется из первого хозяйства,
1 - х -– вероятность того, что яйцо купленное у этой агрофирмы окажется из второго хозяйства
0,4х +0,2 (1- х) = 0,35
0,4х + 0,2 - 0,2х = 0,35
0,2х = 0,15
Х = 0,75
Ответ : 0,75
Решение задачи 8
Х – вероятность того, что яйцо купленное у этой агрофирмы окажется из первого хозяйства,
1 - х -– вероятность того, что яйцо купленное у этой агрофирмы окажется из второго хозяйства
0,6х +0,7 (1- х) = 0,65
0,6х + 0,7 - 0,7х = 0,65
-0,1х = -0,05
Х = 0,5
Ответ : 0,5
Слайд 10Задача 9
Из десяти стран семь подписали договор о дружбе ровно с
тремя другими странами, а каждая из оставшихся трёх — ровно с семью. Сколько всего было подписано договоров?
Слайд 11Решение задачи 9
Две страны подписывают один общий договор. На каждом договоре
стоит две подписи. То есть число подписанных договоров вдвое меньше, чем число подписей.
Найдем число подписей: 7⋅3+3⋅7= 42
Найдем число подписанных договоров: 42:2=21
Ответ: 21
Слайд 12Задача 10
Хозяин договорился с рабочими, что они копают колодец на следующих
условиях: за первый метр он заплатит им 3500 рублей, а за каждый следующий метр – на 1600 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько денег хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 9 метров?
Слайд 14Задача 11
Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на
следующих условиях: за первый метр он заплатит им 4200 рублей, а за каждый следующий метр — на 1300 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько денег хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 11 метров?
Слайд 16Задача 12
По эмпирическому закону Мура среднее число транзисторов на микросхемах каждый
год удваивается. Известно, что в 2005 году среднее число транзисторов на микросхеме равнялось 520 млн. Определите, сколько в среднем миллионов транзисторов было на микросхеме в 2003 году.
Слайд 18Задача 13
Тренер посоветовал Андрею в первый день занятий провести на беговой
дорожке 15 минут, а на каждом следующем занятии увеличивать время, проведённое на беговой дорожке, на 7 минут. За сколько занятий Андрей проведёт на беговой дорожке в общей сложности 2 часа 25 минут, если будет следовать советам тренера?
Слайд 20Задача 14
В результате паводка котлован заполнился водой до уровня 2 метра.
Строительная помпа непрерывно откачивает воду, понижая её уровень на 20см в час. Подпочвенные воды, наоборот, повышают уровень воды в котловане на 5 см в час. За сколько часов работы помпы уровень воды в котловане опустится до 80 см?
Слайд 21Решение задачи 14
2м=2× 100 = 200 см – уровень воды перед
началом откачивания.
Поскольку за 1 час уровень воды снижается на 20 сантиметров и повышается на 5 сантиметров, то: 20 - 5 = 15 см - снижается уровень воды за 1 час.
Нам нужно узнать за сколько часов уровень воды опустится до 80 сантиметров : 200 - 80 = 120 см
Вода должна снизится на 120 сантиметров, чтобы её уровень в котловане составил 80 сантиметров. Узнаем сколько времени работы помпы на это понадобится. Если уровень воды за час снижается на 15 сантиметров, тогда:120 : 15 = 8 часов
Ответ: уровень воды в котловане опустится до 80 сантиметров за 8 часов работы помпы.
Слайд 22Задача 15
Нефтяная компания бурит скважину для добычи нефти, которая залегает, по
данным геологоразведки, на глубине 3 км. В течение рабочего дня бурильщики проходят 300 метров в глубину, но за ночь скважина вновь «заливается», то есть заполняется грунтом на 30 метров. За сколько рабочие дни нефтяники пробурят скважину до глубины залегания нефти?
Слайд 23Решение задачи 15
Учитывая заливание скважины, в течении суток
проходят 300 - 30=270
метров. Значит за 10 полных суток будет пройдено 2700 метров и за 11-й рабочий день будет
пройдено ещё 300 метров.
Ответ :11
Слайд 24Задача 16
Ящики двух видов, имеющие одинаковую ширину и высоту, укладывают на
складе в один ряд длиной 43м, приставляя друг к другу по ширине. Ящики одного вида имеют длину 2 м, а другого-5 м. Какое наименьшее число ящиков потребуется для заполнения всего ряда без образования пустых мест?
Слайд 25Решение задачи 16
Так как надо найти наименьшее число ящиков, то надо
взять наибольшее количество больших ящиков. Значит 5 ·7 = 35; 43 – 35 = 8 и 8:2=4; 4+7=11
Ответ: 11
Слайд 26Задача 17
В таблице три столбца и несколько строк. В каждую клетку
таблицы поставили по натуральному числу так, что сумма всех чисел в первом столбце равна 119, во втором - 125, в третьем - 133, а сумма чисел в каждой строке больше 15, но меньше 18. Сколько всего строк в столбце?
Слайд 27Решение задачи 17
119 + 125 + 133 = 377- сумма чисел
во всей таблице
Числа 18 и 15 не включены в предел, значит:
1) если сумма в строке равна17, то, количество строк равно 377 : 17= =22,2
2) если сумма в строке равна 16, то, количество строк равно 377 : 16= =23,5. Т.к. число строк целое число и лежит в пределах 22,2<Х< 23,5 .Значит количество строк равно 23.
Ответ: 23
Слайд 28Задача 18
Список заданий викторины состоял из 36 вопросов. За каждый правильный
ответ ученик получал 5 очков, за неправильный ответ с него списывали 11 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 75 очков, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?
Слайд 29Решение задачи 18
1 способ: Балл за каждый верный ответ –
5 и итоговая сумма очков кратна 5.Значит, сумма баллов списанная за неправильные ответы также кратна 5. Предположим , что было 5 неправильных ответов, т.е. – 55 баллов, чтобы восстановить эти 55 баллов нужно 55/5 правильных ответов и ещё 75 баллов он набрал или дал ещё 75/5 = 15 правильных ответов. И 36-11 -15 =10 раз ученик не давал ответ 36-11 +1=26
2 способ: Пусть Х – количество верных ответов
у – количество неверных ответов.
Тогда составим уравнение 5х -11у = 75, -11у=75-5х, -11у = 5(15-х) ,где 0<х<36 и 0<у<36. Из уравнения видно, что у делится на 5.
Пусть: 1) у=5, тогда 5х = 75 + 11у= 75 + 55=130, тогда х = 130 : 5 = 26 и это меньше 36. 2) у=10, тогда 5х =75 +11у=75+110=185, тогда х= 185 : 5=37, но это больше 36.
Ответ:26
Слайд 30Задача 19
Список заданий викторины состоял из 25 вопросов. За каждый правильный
ответ ученик получал 7 очков, за неправильный ответ с него списывали 10 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 42 очка, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?
25-10+1=16
Задача 20
Список заданий викторины состоял из 25 вопросов. За каждый правильный ответ ученик получал 7 очков, за неправильный ответ с него списывали 9 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 56 очков, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?
25-9+1=17
Слайд 31Задача 21
Врач прописал пациенту принимать лекарство по такой схеме: в первый
день он должен принять 3 капли, а в каждый следующий день — на 3 капли больше, чем в предыдущий. Приняв 30 капель, он ещё 3 дня пьёт по 30 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает приём на 3 капли. Сколько пузырьков лекарства нужно купить пациенту на весь курс приёма, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
Слайд 33Задача 22
Врач прописал пациенту принимать лекарство по такой схеме: в первый
день он должен принять 20 капель, а в каждый следующий день — на 3 капли больше, чем в предыдущий. После 15 дней приёма пациент делает перерыв в 3 дня и продолжает принимать лекарство по обратной схеме: в 19-й день он принимает столько же капель, сколько и в 15-й день, а затем ежедневно уменьшает дозу на 3 капли, пока дозировка не станет меньше 3 капель в день. Сколько пузырьков лекарства нужно купить пациенту на весь курс приёма, если в каждом содержится 200 капель?
Слайд 35Задача 23
В меню ресторана имеется 6 видов салатов, 3 вида первых
блюд, 5 видов вторых блюд и 4 вида десерта. Сколько вариантов обеда из салата, первого, второго и десерта могут выбрать посетители этого ресторана?
Слайд 36Решение задачи 23
Салат можно выбрать 6 способами, первое –
тремя, второе – пятью, десерт – четырьмя. Всего
6⋅3⋅5⋅4 =360
Ответ : 360
Слайд 37Задача 24
Группа туристов преодолела горный перевал. Первый километр подъёма они преодолели
за 50 минут, а каждый следующий километр проходили на 15 минут дольше предыдущего. Последний километр перед вершиной был пройден за 95 минут. После десятиминутного отдыха на вершине туристы начали спуск, который был более пологим. Первый километр после вершины был пройден за час, а каждый следующий на 10 минут быстрее предыдущего. Сколько часов группа затратила на весь маршрут, если последний километр спуска был пройден за 10 минут.
Слайд 38Решение задачи 24
50+65+80+95+10+60+50+40+30+20+10=290+220=510 мин, 510:60=8,5 час
Ответ: 8,5
Слайд 39Задача 25
На кольцевой дороге расположены четыре бензоколонки: A, B, C и
D. Расстояние между A и B — 35 км, между A и C — 20 км, между C и D — 20 км, между D и A — 30 км (все расстояния измеряются вдоль кольцевой дороги в кратчайшую сторону). Найдите расстояние между B и C. Ответ дайте в километрах.
Слайд 40Решение задачи 25
Расположим А, В,С,D вдоль кольцевой дороги по очереди так,
чтобы расстояния соответствовали данным в условии. Всё хорошо, кроме расстояния D и A. Чтобы оно было таким, каким нужно, подвинем D и поставим между В и А нужным образом. Тогда между В и С будет 15 км.
Ответ : 15
Слайд 41Задача 26
На кольцевой дороге расположены четыре бензоколонки: A, B, C и
D. Расстояние между A и B — 50 км, между A и C — 40 км, между C и D — 25 км, между D и A — 35 км (все расстояния измеряются вдоль кольцевой дороги в кратчайшую сторону). Найдите расстояние между B и C.
Слайд 42Решение задачи 26
Расположим А, В,С,D вдоль кольцевой дороги по очереди так,
чтобы расстояния соответствовали данным в условии. Всё хорошо, кроме расстояния D и A. Чтобы оно было таким, каким нужно, подвинем D и поставим между В и А нужным образом. Тогда между В и D будет 15 км, а между В и С – 10 км
Ответ : 10
Слайд 43Задача 27
На кольцевой дороге расположены четыре бензоколонки: A, Б, B, и
Г. Расстояние между A и Б – 50 км, между A и В – 40 км, между В и Г – 25 км, между Г и A – 35 км (все расстояния измеряются вдоль кольцевой дороги в кратчайшую сторону). Найдите расстояние между Б и В.
Слайд 45Задача 28
В классе учится 25 учащихся. Несколько из них ходили в
кино, 18 человек ходили в театр, причём и в кино, и в театр ходили 12 человек. Известно, что трое не ходили ни в кино, ни в театр. Сколько человек из класса ходили в кино?
Слайд 46Решение задачи 28
12 человек ходили в кино, и в театр. А
всего в театр ходило 18 человек. Значит, 6 человек ходили только в театр.
Сходили в театр или в кино и в театр, или никуда не ходили 12+6+3= 21человек. Значит, 25 – 21 =4 человека ходили только в кино. И значит всего в кино сходило 14+12=16
Ответ:16
Слайд 47Задача 29
На ленте по разные стороны от середины отмечены две тонкие
поперечные полоски: синяя и красная. Если разрезать ленту по красной полоске, то одна часть будет на 30 см длиннее другой. Если разрезать ленту по синей полоске, то одна часть будет на 50 см длиннее другой. Найдите расстояние (в сантиметрах) между красной и синей полосками.
Слайд 49Задача 30
На ленте с разных сторон от середины отмечены две поперечные
полоски: синяя и красная. Если разрезать ленту по синей полоске, то одна часть будет длиннее другой на 25 см. Если разрезать по красной, то одна часть будет длиннее другой на 35 см. Найдите расстояние от красной до синей полоски.
Слайд 51Задача 31
На ленте с разных сторон от середины отмечены две поперечные
полоски: синяя и красная. Если разрезать ленту по синей полоске, то одна часть будет длиннее другой на 25 см. Если разрезать по красной, то одна часть будет длиннее другой на 35 см. Найдите расстояние от красной до синей полоски.
Слайд 53 Интернет источники
Чертёжи к задачам 25-27 на сайте
selt- edu.ru › ege 2019– base_30.php?id =17__20.
Чертёжи к задачам 29-31 на сайте selt- edu.ru › ege 2019– base_30.php?id =15__20.
3.Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
4. Решу ЕГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам http://mathb.reshuege.ru/
5.Открытый банк заданий по математике http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege