Презентация, доклад по математике Софизмы

Содержание

ВведениеДревние софизмыЧисловые софизмыГеометрические софизмыВыводыСодержание

Слайд 1Математические софизмы
«Правильно понятая ошибка- это путь к открытию»
И.П.Павлов
Учитель математики МБОУ СОШ№

25
г.Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Шелыгинская Л.А.
Математические софизмы«Правильно понятая ошибка- это путь к открытию»И.П.ПавловУчитель математики МБОУ СОШ№ 25 г.Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-ЮгрыШелыгинская Л.А.

Слайд 2Введение
Древние софизмы
Числовые софизмы
Геометрические софизмы
Выводы
Содержание

ВведениеДревние софизмыЧисловые софизмыГеометрические софизмыВыводыСодержание

Слайд 3 Софизм (от греческого sophisma- уловка, выдумка, головоломка)- логически неправильное рассуждение,

выдаваемое за правильное.
Математический софизм- удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
Эффектная демонстрация явно неверного доказательства- в этом и состоит смысл софизма.

Что такое софизм?

Софизм (от греческого sophisma- уловка, выдумка, головоломка)- логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное. Математический софизм- удивительное

Слайд 4Где появились софизмы?
В Древней Греции.

Для чего они создавались? С какой целью?
Появление

софизмов заставило задуматься математиков о логическом строении геометрии и арифметики.

Кто придумал математические софизмы?
мудрец Зенон Элейский в V веке до нашей эры.

Древние софизмы

Где появились софизмы?В Древней Греции.Для чего они создавались? С какой целью?Появление софизмов заставило задуматься математиков о логическом

Слайд 5Древний софизм «Рогатый»
Равен ли полный стакан пустому
Последние годы нашей жизни короче,

чем первые.

Древние софизмы

Древний софизм «Рогатый»Равен ли полный стакан пустомуПоследние годы нашей жизни короче, чем первые.Древние софизмы

Слайд 6
То, что ты не потерял, то и имеешь. Ты не потерял

рога, следовательно, ты их имеешь.

Где ошибка?

Древний софизм «Рогатый»

ответ

То, что ты не потерял, то и имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь.Где ошибка?Древний

Слайд 7Оказывается, что да.
Пусть есть стакан, наполненный водой до половины. Тогда

стакан, наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому.
Увеличим обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.

Где ошибка?

Равен ли полный стакан пустому?

ответ

Оказывается, что да. Пусть есть стакан, наполненный водой до половины.  Тогда стакан, наполовину полный, равен стакану,

Слайд 8Известно изречение: в молодости идет время медленнее, а в старости скорее.

Это изречение можно доказать математически.
Человек в течение тридцатого года жизни проживает 1/30 часть своей жизни, в течение семидесятого -1/70 часть жизни. Очевидно, что 1/30>1/70. Откуда ясно, что последние годы жизни короче первых.
Не подвела ли математика?

Последние годы нашей жизни короче, чем первые

ответ

Известно изречение: в молодости идет время медленнее, а в старости скорее. Это изречение можно доказать математически.Человек в

Слайд 9

2=3
5=6
2·2=5
1=0, или уравнение x-a=0 не имеет решения
Числовые

софизмы
2=3 5=6 2·2=5 1=0, или уравнение x-a=0  не имеет решенияЧисловые софизмы

Слайд 10Рассмотрим очевидное равенство:
(2-5/2)2=(3-5/2)2
Тогда
(2-5/2)=(3-5/2)
Прибавив к обеим частям равенства по 5/2,
получим
2=3


Где

ошибка?

2=3

ответы

Рассмотрим очевидное равенство:(2-5/2)2=(3-5/2)2Тогда(2-5/2)=(3-5/2)Прибавив к обеим частям равенства по 5/2, получим 2=3Где ошибка?2=3ответы

Слайд 11Возьмем тождество:
35+10-45=42+12-54
Вынесем за скобки общий множитель:
5·(7+2-9)=6·(7+2-9)
Разделим обе части на (7+2-9)
Получим 5=6
5=6
ответ

Возьмем тождество:35+10-45=42+12-54Вынесем за скобки общий множитель:5·(7+2-9)=6·(7+2-9)Разделим обе части на (7+2-9)Получим 5=65=6ответ

Слайд 12Напишем тождество:
4:4=5:5
Вынесем в каждой части общие множители за скобки:
4·(1:1)=5·(1:1)
Так как 1:1=1,

то 4=5, или 2·2=5

2·2=5

ответ

Напишем тождество:4:4=5:5Вынесем в каждой части общие множители за скобки:4·(1:1)=5·(1:1)Так как 1:1=1, то 4=5, или 2·2=52·2=5ответ

Слайд 13Дано уравнение x-a=0
Имеем: (X-A) 0

(X-A) (X-A)
1=0
Так как это равенство неверное, то исходное уравнение не имеет корней.

=

1=0, или уравнение х-а=0 не имеет корней

ответ

Дано уравнение x-a=0Имеем:   (X-A)     0

Слайд 14Пусть ΔАВС- произвольный.
Проведем биссектрису угла В и серединный перпендикуляр к

отрезку АС.
Точку их пересечения обозначим М.
Т.к. MD- высота и медиана в ΔАМС, то он равнобедренный
и АМ=МС

Геометрические софизмы


м

А

В

С

D




Пусть  ΔАВС- произвольный.Проведем биссектрису угла В и серединный перпендикуляр к отрезку АС.Точку их пересечения обозначим М.Т.к.

Слайд 15Геометрические софизмы
Опустим из точки М перпендикуляры МЕ и MF на стороны

АВ и ВС соответственно.

Из равенства треугольников ВЕМ и ВFМ следует, что МЕ=MF, ВЕ=BF.




м

А

В

С

D


E

F



Геометрические софизмыОпустим из точки М перпендикуляры МЕ и MF на стороны АВ и ВС соответственно.Из равенства треугольников

Слайд 16Геометрические софизмы
Следовательно, прямоугольные треугольники АМЕ и CMF равны: у них равны

гипотенузы (АМ и МС) и катеты (ME и MF) значит AE=CF.
Итак, АЕ=СF, BE=BF
Следует, что AB=BC.
Возник парадокс: все треугольники равнобедренные




м

А

В

D


E

F



C

Геометрические софизмыСледовательно, прямоугольные треугольники АМЕ и CMF равны:  у них равны гипотенузы (АМ и МС) и

Слайд 17Ошибка в чертеже. Правильный чертеж:
M
А
С
D
E
F
Геометрические софизмы
В

Ошибка в чертеже. Правильный чертеж:MАСDEFГеометрические софизмыВ

Слайд 18познакомились с понятием математические софизмы;
научились искать замаскированные ошибки;
осознали :
важность правильных,

корректных записей и чертежей
недопустимость выполнения запрещенных действий
важность учета применимости теорем, формул и правил.

Выводы:

познакомились с понятием математические софизмы;научились искать замаскированные ошибки; осознали :важность правильных, корректных записей и чертежейнедопустимость выполнения запрещенных

Слайд 19Ответы «Рогатый»
Ошибка здесь состоит в неправильном переходе от общего правила к частному

случаю, который этим правилом не предусмотрен.
Действительно, то, что ты не потерял, подразумевает под словом «то» - все, что ты имеешь, и ясно, что в него не включены «рога».
Поэтому заключение «ты имеешь рога» неправомерно.

назад

Ответы «Рогатый»Ошибка здесь состоит в неправильном переходе от общего правила к частному случаю, который этим правилом не

Слайд 20«Равен ли полный стакан пустому»
Приведенное рассуждение неверно, так как в нем

применяется неправильное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

назад

«Равен ли полный стакан пустому»Приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправильное действие: увеличение вдвое. В

Слайд 21Ответ. «Последние годы нашей жизни короче, чем первые»
Действительно, 1/30>1/40>1/50. Но неверно

утверждение, что в течение тридцатого года человек проживает 1/30 часть жизни, он проживает 1/30 только той части жизни, которую он к этому моменту прожил, но именно части, а не всей жизни. Нельзя сравнивать между собой части различных отрезков времени.

назад

Ответ. «Последние годы нашей жизни короче, чем первые»Действительно, 1/30>1/40>1/50. Но неверно утверждение, что в течение тридцатого года

Слайд 222=3
Если (2-5/2)2=(3-5/2)2, то правильным следствием должно быть
Ι2-5/2Ι=Ι3-5/2Ι, откуда следует
Ι-½Ι=Ι½Ι,
а вовсе не

равенство 2-5/2=3-5/2

назад

2=3Если (2-5/2)2=(3-5/2)2, то правильным следствием должно бытьΙ2-5/2Ι=Ι3-5/2Ι, откуда следуетΙ-½Ι=Ι½Ι,а вовсе не равенство 2-5/2=3-5/2назад

Слайд 235=6
Ошибка допущена при делении верного равенства 5·(7+2-9)=6·(7+2-9) на число (7+2-9), равное

нулю. Этого делать нельзя. Любое равенство можно делить только на число, отличное от нуля!

назад

5=6Ошибка допущена при делении верного равенства  5·(7+2-9)=6·(7+2-9)  на число (7+2-9), равное нулю. Этого делать нельзя.

Слайд 242·2=5
4:4=5:5
4/4=5/5
Вынесем общие множители:
4·1/4=5·1/5
В результате у нас не образуется общий множитель, а

в предложенном доказательстве он был получен вследствие некорректных действий:
4:4=4·(1:1)

назад

2·2=54:4=5:54/4=5/5Вынесем общие множители:4·1/4=5·1/5В результате у нас не образуется общий множитель, а в предложенном доказательстве он был получен

Слайд 25Уравнение х-а=0 не имеет корней, или 1=0
Так как х-а – корень

уравнения, то разделив на (х-а) обе части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.

назад

Уравнение х-а=0 не имеет корней, или 1=0Так как х-а – корень уравнения, то разделив  на (х-а)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть