Слайд 1Автор: Параносенкова Алёна, учащаяся 8бкласса
МБОУ «СОШ №1» г.Жиздры. Руководитель: Яшина Н.М.,
учитель математики
Ребусы – “гимнастика ума”
Областная научно-практическая конференции
«Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского
Научно- исследовательская работа:
Слайд 2Объект исследования данной работы - ребусы.
Предмет исследования - процесс решения
и составления ребусов
Слайд 3Цель работы:
Изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.
Слайд 4Изучить историю возникновения ребусов
Углубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов.
Научиться их
расшифровывать, зная правила.
Научиться самостоятельно составлять ребусы.
Провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике.
Создать альбом тематических ребусов разных уровней
сложности
Задачи исследования:
Слайд 5Методы и приемы:
поиск материалов в
интернете, библиотеке;
изучение информации;
составление плана, отбор
материалов;
проведение исследований, выводы;
анкетирование и беседа
Слайд 6Содержание работы:
Введение
Глава I. Искусство отгадывания ребусов:
1. История возникновения
2. Исследование №1
3. Правила решения ребусов
4. Исследование №2
Глава II. Математические числовые ребусы
Глава III. Правила составления ребусов
Заключение
Слайд 7«Non verbis sed rebus»,
«Не словами, а при помощи вещей»
Ребус - один
из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова rebus (вещь, предмет, дело).
Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".
Слайд 8История появления
Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на
камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую - либо информацию.
Слайд 9Послание вождя племени
Смысл этого письма был таков:
«Умеете ли вы летать как
птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет, то не пытайтесь напасть на нас, а то будете осыпаны нашими стрелами!»
Слайд 11Правила решения ребусов
Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то
читают с прибавлением «из».
Например:«из-б-а».
Слайд 12Правила решения ребусов
Если за какой-нибудь буквой или предметом находится
другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например:: «Ка-за-нь», «за-я-ц».
Слайд 13Правила решения ребусов
Если одна фигура или буква нарисована под другой,
то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:
Слайд 14Правила решения ребусов
если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько),
то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;
если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
Слайд 15Правила решения ребусов
если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в
указанном порядке;
если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» и др.
Слайд 16Правила решения ребусов
слово или предложение делится на такие части, которые можно
изобразить в виде рисунка;
названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
Слайд 18Тематические ребусы.
Математические ребусы:
Математический ребус
– задание на восстановление
записей вычислений.
Слайд 19Виды шифровки числовых ребусов
Для шифровки числового выражения используется только один символ-звездочка.
Слайд 20Правила составления ребусов
Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это
пословица, поговорка, афоризм, цитата).
Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой “загадки в картинках”.
Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Слайд 21Ребусы-поговорки
На сердитых воду возят
Слайд 26Выводы:
Собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников. Выяснена
история возникновения ребусов.
Изучены правила и рекомендации разгадывания и составления ребусов.
Рассмотрены различные типы ребусов, составлены или нарисованы ребусы.
Оформлен альбом ребусов, разнообразных по тематике и уровням сложности, для практического применения в урочной и внеурочной деятельности учителями, классными руководителями. Альбом может быть использован и в качестве занимательного материала для учащихся.
В ходе исследования мы популяризировали среди обучающихся 4-5 классов занимательные ребусы. Провели эксперимент по решению ребусов учащимися нашей школы.
Решение и составление ребусов способствовало выработке таких качеств, как внимательность и наблюдательность, сообразительность и критичность.