Слайд 1 Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
Экология и математика.
Автор: Киселева Л.А.
Слайд 2“Экология – сумма знаний, относящихся к экономике природы”.
Термин «Экология» был введен немецким зоологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем (1866) в книге "Всеобщая морфология организмов".
Э. Геккель дал свое определение экологии, как науки: "Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
Слайд 3Задачи:
Активизировать экологические знания и развивать интерес к предмету.
Развивать
чувство необходимости изучения математики, так как именно она является инструментом для других наук.
Вспомнить задачи и пути их решения( нахождение среднего арифметического, задачи на проценты, решение уравнений).
Формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к малой родине и стремление сохранить красоту родного края.
Слайд 4Цели
Формирование позитивного отношения к окружающей среде.
Показать необходимость изучения математики, так как это инструмент, которым пользуются все остальные науки.
Слайд 5Но при чем тут математика???
Математика является
одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал, например, задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.
Слайд 6 И в экологии, и в математике существуют
два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, выяснения их взаимосвязи. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Слайд 7Тематика задач может быть самой разнообразной:
биоэкологическая;
геоэкологическая;
социологическая;
историческая;
проблемы природопользования и т.д.
Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.
Слайд 8 Использование экологических задач является показателем уровня экологического
сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.
Слайд 9Задача 1.
За день в среднем кожа человека выделяет 800 г воды,
почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Слайд 10Задача 2.
Вода – один из наиболее важных компонентов человеческого организма, составляющий
2/3 его массы. Средняя потребность воды в сутки для организма человека составляет: в 10-летнем возрасте 70-85 мл на кг массы тела, в 14 лет – 50-60 мл на кг массы тела. 14 –летняя Люся и ее братишка Андрей, съев с утра почти целую селедку, естественно, стали испытывать большую жажду и употребили в течение дня целых 7,5 литров жидкости, причем Люся в 1,5 больше, чем Андрей. Сколько лишней жидкости употребил каждый ребенок, если масса Люси 42 кг, а масса Андрея – 32 кг? Рассчитайте собственную суточную потребность в воде.
Слайд 11На нашей планете ежегодно 1,1млрд. человек лишены чистой воды; 2,5млрд. человек
живут в условиях антисанитарии; около 5млн. людей ежегодно умирает от болезней, вызванных употреблением плохой воды. Сколько всего людей страдает от нехватки воды?
Слайд 12 Из 1тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей; 60 кг макулатуры сберегают
от вырубки 1 дерево. Сколько тетрадей можно изготовить из 30000кг макулатуры и сколько при этом сохранить деревьев?
Слайд 13 Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т. руды и 1,3т угля.
В 1986 году ученики нашей школы собрали 5,2т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?
Слайд 14Средняя плодовитость осётра составляет около 200000 икринок. Браконьер выловил 137 осетров,
уходящих на нерест. Сколько будущих осетров было загублено?
Слайд 15Заключение
В процессе работы с данными задачами решаются следующие задачи:
Изучение научно-методической, педагогической литературы
и учебных пособий;
Проанализировать условие задачи и выяснить, какая экологическая проблема в ней затронута, найти пути её решения.
Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.