Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций.
Учитель математики:
Скуридина Ольга Анатольевна
Разложение многочлена на множители способом группировки.
Слайд 2Устный опрос
Что называется одночленом?
Произведение чисел, переменных и их степеней называется
одночленом.
Что называется многочленом?
Сумма нескольких одночленов называется многочленом.
Слайд 3Вынесите общий множитель за скобки:
1. 12а + 15в
2.
ав – ау
3. а³в – а²
4. 4ав² + 8а²в²
5. (2 + х) + а(2 + х)
6. 3а2 – 6вс – 2ав + 9ас
Слайд 4Проблемная ситуация
При разложении на множители многочлена
3а2 – 6вс –
2ав + 9ас
что вызвало затруднение ?
Подходит ли способ
вынесения общего множителя за скобки?
Слайд 5Исследование проблемной ситуации
3а2 – 6вс – 2ав + 9ас
-
Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
- Если искать общий множитель не у всех
слагаемых, а у какой-то его части?
- Попробуйте объединить слагаемые с общим
множителями в группы.
Слайд 6Исследование проблемной ситуации
3а2 – 6вс – 2ав +
9ас =
= (3а2 – 2ав) + (9ас – 6вс)
- Сколько получилось групп?
- Что можно сделать с общим множителем
в каждой группе?
Слайд 7Исследование проблемной ситуации
3а2 – 6вс – 2ав + 9ас = (3а2
– 2ав) +
+ (9ас – 6вс) = а(3а – 2в) + 3с(3а – 2в)
- Что интересного заметили в получившемся
выражении ?
- Вынося за скобки общий множитель 3а-2в,
что получим ?
Слайд 8Исследование проблемной ситуации
3а2 – 6вс – 2ав + 9ас = (3а2
– 2ав) + (9ас – 6вс) = = а(3а – 2в) + 3с(3а – 2в) = (3а – 2в)( а+3с)
- Многочлен представили в виде
произведения каким способом ?
Способом группировки.
Слайд 9Другие способы группировки
1) 3а2 – 6вс – 2ав + 9ас =
(3а2 + 9ас) – (6вс +
+ 2ав)=3а (а + 3с) – 2в(3с + а)=(а + 3с)(3а –2в)
2) (3а2 – 6вс)–(2ав – 9ас)=3(а – 2вс) – а(2в – 9с)
Пришли в тупик!
Слайд 10Способ группировки
Вывод:
Не всегда с первого раза группировка оказывается удачной. Если группировка оказалась неудачной, откажитесь от нее, ищите иной способ. По мере приобретения опыта вы будете быстро находить удачную группировку.
Слайд 11Алгоритм разложения многочлена
на множители способом группировки:
1. Выполнить группировку
слагаемых,
имеющих общий множитель;
2. Вынести в каждой группе общий
множитель в виде одночлена за скобки;
3. Вынести в каждой группе общий
множитель (в виде многочлена) за скобки.
Слайд 12Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
А. базовый уровень («3»).
1) 7а –7в + аn
– bn; 2) x y + 2y + 2x + 4;
3) y2a – y2b + x2 a – x2b .
Б. Компетентный уровень («4»)
1) x y + 2y – 2x – 4; 2) 2сх – су – 6х + 3у;
3) х2 + x y + xy2 + y3 .
С. Творческий уровень («5»)
1) x4 + x3y – xy3 – y4 ; 2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а;
3) х2 – 3х + 6 – 2x.
Слайд 13Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
А. Базовый уровень («3»)
1) 7а–7в+аn–bn=7(a–b)+n(a–b)=(a–b)(7+n)
2) xy+2y+2x+4=y(x+2)+2(x+2)=(y+2)(x+2)
3) y2a–y2b+x2a–x2b=y2(a–b)+x2(a–b)=(a–b)(y2+x2)
Слайд 14Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
Б. Компетентный уровень («4»)
1) xy+2y–2x–4=y(x+2)–2(x+2)=(x+2)(y–2)
2) 2сх–су–6х+3у=c(2x–y)+3(–2x+y)=(2x–y)(c–3)
3) х2+xy+xy2+y3=x(x+y)+y2(x+y)=(x+y)(x+y2)
Слайд 15Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
С. Творческий уровень («5»)
1) x4+x3–xy3–y4 = x3(x+y)–y3(x+y) =
(x+y)(x3–y3)
2) ху2–ву2–ах+ав+у2–а = y2(x–b+1)+a(–x+b–1) =
= (y2 – a)(x – b + 1)
3) х2–3х+6–2x = x(x–3)+2(3–x) = (x–2)(x–3).
Слайд 16Восстановите порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы
разложить
многочлен на
множители
способом
группировки,
нужно:
1. Вынести в каждой
группе общий множитель
(в виде многочлена)
за скобки
2. Выполнить группировку
слагаемых, имеющих
общий множитель
3. Вынести в каждой группе
общий множитель в виде
одночлена за скобки
Слайд 17Восстановите порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы
разложить
многочлен на
множители
способом
группировки,
нужно:
1. Вынести в каждой
группе общий множитель
(в виде многочлена)
за скобки
2. Выполнить группировку
слагаемых, имеющих
общий множитель
3. Вынести в каждой группе
общий множитель в виде
одночлена за скобки
Слайд 18Рефлексия деятельности
Комфортно ли вам было на уроке?
Поняли ли вы материал урока?
С
какими трудностями столкнулись?
Требовалась ли вам помощь:
а) учителя
б) учебника
в) соседа по парте?
Что необходимо повторить для успешной работы на следующем уроке?
Слайд 19Домашнее задание
Весь класс – знание теории пункта 30,
всем №
712 (а, в), 713;
доп. задание № 717.
Слайд 20Надеюсь, этот материал будет полезным для Вас в дальнейшем обучении !