Презентация, доклад на тему Презентации на тему Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Содержание

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались

Слайд 1Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Слайд 2Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том,

сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались составлением магических квадратов. В Древней Греции занимались теорией фигурных чисел.
Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д.
Комбинаторика становится наукой лишь в 18 в. – в период, когда возникла теория вероятности.

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или

Слайд 3Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1.07.1646 - 14.11.1716)
Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики первым

стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666г. Он также впервые ввел термин «Комбинаторика».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 - 14.11.1716)Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц

Слайд 4Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Леонард Эйлер (1707-1783)
Он рассматривал

задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов, положил начало совершенно новой области исследований, выросшей впоследствии в большую и важную науку—топологию, которая изучает общие свойства пространства и фигур.



Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Леонард Эйлер (1707-1783) Он рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях,

Слайд 5Методы решения комбинаторных задач
Правило суммы.
Правило произведения.
Таблицы.
Графы (деревья).

Формулы.

Методы решения комбинаторных задач  Правило суммы. Правило произведения. Таблицы. Графы (деревья). Формулы.

Слайд 6Правило суммы
Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент

В – К2 способами, причем выборы А и В являются взаимно исключающими, то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен К1+К2 способами.

Задача 1. Сколько существует способов выбрать кратное двум или трем число из множества чисел : 2,3,4,15,16,20,21, 75,28 ?

Решение: К1=5 –кратное 2 (2,4,16,20,28),
К2=4 – кратное 3 (3,15,21,75)
К1+К2 = 5+4 = 9

Правило суммы Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, причем

Слайд 7Правило произведения
Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент

В – К2 способами, то выбор «А и В» может быть осуществлен К1 х К2 способами.

Задача 2. а) Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9?

Решение: N= 5х5 = 25 ( Если не сказано, что элемент не повторяется, то выборка с повторениями)

б) Сколько среди них чисел, кратных 5?

Решение: Число кратно 5, если оканчивается цифрой 5 или 0. В нашем случае – 5.
На первой позиции фиксируем одну из пяти цифр, на второй – 5.
N= 5х1 =5

Правило произведения Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, то

Слайд 8в) Сколько среди них чисел, кратных 11?

Решение: Двузначное число кратно 11,

если обе его цифры одинаковы. N= 5

г) Сколько среди них чисел, кратных 3?

Решение: Число кратно 3, если сумма его цифр делится на 3. Составим всевозможные пары:
1 – 1 3 – 3 5 – 5 7 – 7 9 – 9
1 – 3 3 – 5 5 – 7 7 – 9
1 – 5 3 – 7 5 – 9
1 – 7 3 – 9
1 – 9
Таких пар 15. Среди них 5 пар, сумма которых делится на 3, причем три пары допускают перестановку, т.е. могут образовать по два разных числа. Всего 5+3=8 различных двузначных чисел.

в) Сколько среди них чисел, кратных 11?Решение: Двузначное число кратно 11, если обе его цифры одинаковы. N=

Слайд 9Задача 3. Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места

на чемпионате по футболу, в котором участвуют
а) 10 команд?
Решение: N=10х9х8=720

б) 11 команд?
Решение: N=11х10х9=990

Задача 3. Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места на чемпионате по футболу, в котором

Слайд 10Задача 4. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр

0, 1,2,3,4, если
а) цифры не повторяются?

Решение: На первом месте одна из 4-х цифр ( 0 не может быть), на 2-ом – одна из оставшихся 4-х:
N=4х4= 16

б) цифры могут повторяться

Решение: На 1-ом месте может быть одна из 4-х цифр, на 2-ом – одна из 5 (0 входит):
N=4х5= 20

Задача 4. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр  0, 1,2,3,4, еслиа) цифры не повторяются?Решение:

Слайд 11Задача 5. Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать

флаг в виде четырех горизонтальных полос, одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный, зеленый. У каждой страны свой, отличный от других, флаг.
а)Сколько всего стран могут использовать такую символику?

Решение: Цвет верхней полосы можно выбрать одним из 4 способов, второй полосы – одним из трех оставшихся, цвет 3 полосы – одним из 2 оставшихся, а 4 – одним способом. По правилу произведения N=4х3х2х1=24

Задача 5. Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде четырех горизонтальных полос,

Слайд 12в) Сколько всего стран могут использовать такую символику с нижней белой

полосой?

Решение: Если фиксировать цвет нижней полосы, то цвета трех расположенных над ней полос можно выбрать 3х2х1 = 6 способами

г) Сколько стран могут использовать такую символику с верхней белой полосой?

Решение: Если фиксировать цвет белой полосы, то цвета следующих полос можно выбрать 3х2х1 = 6 способами.

в) Сколько всего стран могут использовать такую символику с нижней белой полосой?Решение: Если фиксировать цвет нижней полосы,

Слайд 13Задача 6. Сколькими способами можно посадить шестерых школьников на скамейку так,

чтобы Коля и Оля оказались рядом?

Решение: Будем считать, что на скамейке 6 пустых мест. Посадить Колю можно шестью способами, после чего Олю посадить рядом с ним одним или двумя способами. Это зависит от того, куда мы посадили Колю – на крайнее место или нет.

Задача 6. Сколькими способами можно посадить шестерых школьников на скамейку так, чтобы Коля и Оля оказались рядом?Решение:

Слайд 14Пусть Коля сидит на краю. Место на краю можно выбрать 2

способами, после чего Олю можно посадить одним способом, после чего оставшиеся 4 места можно занять 4х3х2х1 способами, значит, всего 2х1х4х3х2х2=48 способов.

Коля сидит где-то в середине. Место для Коли можно выбрать 4 способами, Олю можно посадить 2 способами, значит, всего 4х2х4х3х2х1=192 способами.

По правилу сложения 48+192= 240 способов


Пусть Коля сидит на краю. Место на краю можно выбрать 2 способами, после чего Олю можно посадить

Слайд 15Задача 7. На входной двери дома установлен домофон, на котором нанесены

цифры 0,1,2,…9.Каждая квартира получает кодовый замок из двух цифр типа 0-2, 3-7 и т.п. Хватит ли кодовых замков для всех квартир, если в доме 96 квартир? (код 0-0 не существует)

Решение: Выбор 1-й цифры – 10 вариантов, 2-й –10 вариантов.
Всего 10х10 – 1 = 99 вариантов
Ответ: хватит.

Задача 7. На входной двери дома установлен домофон, на котором нанесены цифры 0,1,2,…9.Каждая квартира получает кодовый замок

Слайд 16Задача 8. В контрольной работе будет 5 задач – по одной

из каждой пройденной темы. Задачи будут взяты из общего списка по 10 задач в каждой теме, а всего было пройдено 5 тем. При подготовке к контрольной работе Вова решил только по 8 задач в каждой теме. Найдите:
а) общее число всех возможных вариантов контрольной работы
Решение: Каждая задача может быть выбрана 10 способами. По правилу произведения N=10х10х10х10х10=100000

б) число тех вариантов, в которых Вова умеет решать все 5 задач
Решение: N=8х8х8х8х8=32768

в) число тех вариантов, в которых Вова не сможет решить ни одной задачи
Решение: N=2х2х2х2х2=32

г) число тех вариантов, в которых Вова умеет решать все задачи, кроме первой.
Решение: N=2х8х8х8х8=8192

Задача 8. В контрольной работе будет 5 задач – по одной из каждой пройденной темы. Задачи будут

Слайд 17Таблицы вариантов
Составляя расписание уроков на понедельник для 9б класса, завуч хочет

первым уроком поставить либо физику, либо алгебру, а вторым – либо русский язык, либо литературу, либо историю. Сколько существует вариантов составления расписания на первые два урока?
Решение: Составим таблицу вариантов:
Всего существует 2х3 = 6 вариантов

Таблицы вариантовСоставляя расписание уроков на понедельник для 9б класса, завуч хочет первым уроком поставить либо физику, либо

Слайд 18Сколько двузначных чисел, кратных 3, можно получить из цифр 1, 3,

5, 7, 9?
а) цифры не повторяются -
6 вариантов (15,39,57,51,75,93)

б) цифры могут повторяться – 8 вариантов (еще 33,99)

Сколько двузначных чисел, кратных 3, можно получить из цифр 1, 3, 5, 7, 9?а) цифры не повторяются

Слайд 19Подсчет вариантов с помощью графов
При встрече каждый из друзей пожал другому

руку. Сколько было рукопожатий, если друзей:
а) трое ; б) четверо ; в) пятеро?
N=3 N=6 N=10













Подсчет вариантов с помощью графовПри встрече каждый из друзей пожал другому руку. Сколько было рукопожатий, если друзей:а)

Слайд 20Дерево вариантов
Сколько различных двухзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7,

9 если цифры в этих числах могут повторяться?

22 27 29 72 77 79 92 97 99

9

2

7

9

7

7

9

*

2

2

7

9

2

Дерево вариантовСколько различных двухзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 9 если цифры в этих числах

Слайд 21Формулы
Правило умножения позволяет в один шаг решать самые разнообразные задачи.

И оно приводит к крайне важному в математике понятию факториала.
Определение: произведение первых подряд идущих n натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»)
n! = 1 х 2 х 3 х … х (n-2) x (n-1) x n.
Число перестановок множества из n элементов
Pn = n!
Формулы Правило умножения позволяет в один шаг решать самые разнообразные задачи. И оно приводит к крайне важному

Слайд 22Выбор нескольких элементов. Сочетания.
 

Выбор нескольких элементов. Сочетания. 

Слайд 24Рассмотрим пример, в котором используется и правило умножения, и теорема о

числе сочетаний.

 

Рассмотрим пример, в котором используется и правило умножения, и теорема о числе сочетаний. 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть