Слайд 1«Научно-техническое творчество
как системообразующий фактор самореализации студентов»
Презентация подготовлена
Преподавателем математики колледжа
ЧУ
«Международная Бизнес Академия»
Дедовой Т.Г
Слайд 2
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все – от концепций до слов.
И тот
лишь сумеет остаться успешным,
кто сам вместе с миром меняться готов!
П. Капица
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании студентов.
Слайд 3Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и
в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Толстой Л.Н.
Слайд 4Математика всегда была неотъемлемой и существенной частью человеческой культуры, она является
ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Слайд 5Принципы развития научно-технического творчества студентов
1. Использовать современные педагогические развивающие технологии,
ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом.
2. Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями.
3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. т. е. умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
4. Принцип сотрудничества.
Слайд 6Методы и формы развития научно-технического творчества студентов
Положительную роль в развитии математического
мышления и творческой деятельности студентов играют
лабораторные и практические работы
Слайд 7Студенты могут и должны принимать активное участие в оформлении кабинетов и
лабораторий. Техническим творчеством студенты колледжа могут заниматься во время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе.
Слайд 8Дидактические игры
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.
Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах уроках.
Слайд 9Научно-исследовательская работа студентов –
важнейшее средство развития творческой деятельности.
Научные исследования показывают,
что ученики сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли.
Слайд 10К такому виду деятельности можно отнести
научно-практические конференции,
курсовые и дипломные
проекты.
Слайд 11«Кейс-технология»
в учебном процессе
Слайд 12Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса
Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В нашей стране данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Слайд 13 Это метод активного проблемно – ситуационного анализа,
основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и студента!
Слайд 14 Этот метод отличается большим объемом материала, так
как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 15В начале нужно ответить на три вопроса:
Для кого и чего пишется
кейс?
Чему должны научиться студенты?
Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса
будет иметь вид:
Слайд 16Распределения функций между студентами и преподавателем:
Слайд 17Работа студента с кейсом
4. Анализ последствий принятия того или иного
решения
5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию
3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
Слайд 18Виды кейсов
Видео кейс
Мультимедиа - кейс
Печатный кейс
может
содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным
наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы
может содержать фильм, аудио и видео материалы
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Слайд 19Типы кейсов
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При
этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
Слайд 20Примерная структура кейса
1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2.
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
3. Комментарий ситуации, представленный автором
4. Вопросы или задания для работы с кейсом
5. Приложения
Слайд 21Использование кейсов
Опрос (презентация)
Открытая дискуссия
Руководимая
Свободная
Индивидуальный
Групповой
Кейс - обучение
Кейс
дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей
Слайд 22Использование кейсов
Без предварительной подготовки
С предварительной подготовкой
Кейс – экзамен (зачет)
Кейс –
метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Слайд 23ПРИМЕНЕНИЕ
КЕЙС–ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются:
-
подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику;
- планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
- обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение;
- диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Слайд 24Кейс «Симметрия в пространстве»
Вид кейса: научно-исследовательский кейс
Тип кейса: исследовательский кейс
Пример применения
«Кейс-технологии» на
уроках математики при изучении раздела «Многогранники»
Слайд 25Содержание кейса
Задание:
Вам порою кажется, что геометрия совершенно не связана с нашей
жизнью, что это очень трудная и совсем непонятная наука. А, может быть, мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией? Вам предоставляется шанс по-новому взглянуть на этот предмет.
Желаю успехов и увлекательной работы!
Слайд 26Проблема: мы не видим связи между темой «Симметрия в пространстве» и
жизнью и не понимаем, зачем мы её вообще изучаем. Но должна же быть эта связь?! Ведь не зря люди с древних времен изучают её. Даже говорят, что во всем в жизни есть симметрия
Цель: Организовать поиск, сбор и изучение информации о симметрии в пространстве, для того, чтобы ответить на вопрос: «Разве во всем в жизни есть симметрия?»
Слайд 27Группа делится на 2 подгруппы,
каждая подгруппа получает задачу:
Слайд 28Группа 1:
Задача.
Сделайте вывод: «Разве во всём в жизни есть симметрия?
И в архитектуре, и в строительстве, и в искусстве?»
Исследование проведите по схеме:
Возьмите для исследования объекты: дома на улице, здания церквей, дворцов, мост, картину, орнамент.
Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?
Добавьте и исследуйте свой объект.
Слайд 29Исследование запишите в таблицу по форме:
Сделайте общие выводы (выполните по плану):
Симметрична
или асимметрична общая форма всех выбранных объектов?
Есть ли точное сходство в деталях?
Сделайте вывод о наличии симметрии в архитектуре, строительстве, искусстве. Используют ли люди в архитектуре, строительстве, искусстве понятие симметрии? Если да, то зачем? Если нет, то почему?
Слайд 30Группа 2
Задача.
Докажите или опровергните слова: «Идею симметрии подсказывает сама природа».
Исследование
проведите по схеме:
Возьмите для исследования объекты: овощ, фрукт, гриб, лист дерева, дерево, снежинку, птицу. Чтобы лучше рассмотреть детали некоторых объектов, воспользуйтесь лупой.
Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?
Добавьте и исследуйте свои объекты – животное, насекомое, цветок.
Слайд 31Исследование запишите в таблицу по форме:
Добавьте ваши объекты. Сделайте общие выводы
(выполните по плану):
Симметрична или асимметрична общая форма всех выбранных объектов?
Есть ли точное сходство в деталях?
Сделайте вывод о наличии симметрии в природе: «Идею симметрии подсказывает сама природа» - верно ли это утверждение? Нужна ли живым организмам симметрия?
Слайд 32Положительные стороны
Кейс-технологии:
- студент видит сразу весь объем материала, который необходимо
знать по данной теме;
- даже в случае болезни видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
- студент может планировать время работы над данной темой;
-у части студентов появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта в группе, что непременно оценивается учителем;
-к концу учебного года у студента набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к итоговой аттестации.
Слайд 33Достоинства использования
Кейс- технологии:
Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося.
Легко достигается уровневая дифференциация обучения.
Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций.
Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
Увеличивается количество тренировочных заданий.
Слайд 34Недостатки использования
кейс- технологии:
Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени
тратится на подбор как теоретической, так и практической части. Среди имеющегося на рынке программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы с обучающимися, имеющего много фактических или методических ошибок. На классическом уроке, имеется возможность скорректировать тот или иной материал, сделать его доступнее, решить другим способом.
При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя.
Не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся.
Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.