безопасного образа жизни учащихся
Слушатель курса повышения
квалификации руководителей
Сополькова Наталья Михайловна
Директор МОУ «Мининская ООШ»
Октябрь 2011 года
Слушатель курса повышения
квалификации руководителей
Сополькова Наталья Михайловна
Директор МОУ «Мининская ООШ»
Октябрь 2011 года
Формирование здоровья – изменение поведения с ориентацией на здоровье - психолого-педагогическая проблема
Дополнительные
Несоответствие условий обучения санитарно – гигиеническим требованиям
Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников
Плохая организация питания
Отсутствие спортивных залов и квалифицированных педагогов
Низкая культура семьи в вопросах здоровья
Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования
«Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта …
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:
Окружающий мир: … Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Физическая культура: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни».
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
«Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
…
соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда»…
На протяжении многих лет приоритетной средой обитания для детей школьного возраста являются общеобразовательные учреждения, в которых должны быть созданы не только необходимые, но и безопасные условия для успешной образовательной деятельности детей.
… В связи с этим образовательная среда, под которой мы понимаем всю совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы … определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но и состояние их здоровья.
… Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей, а также устранить причины, вызывающие школьно-обусловленную патологию.
Здоровье зависит от следующих факторов:
50%-образа жизни
20%-наследственности
20%- экологической обстановки
10%-здравоохранения
Здоровьесберегающие технологии позволяют:
- сформировать социальную зрелость выпускника,
- обеспечить возможность учащимся реализовать свой потенциал,
- сохранить и поддержать физиологическое здоровье учащихся.
Компенсаторно – нейтрализующие:
используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия.
(физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.)
Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма. (закаливание, физические нагрузки).
Информационно – обучающие:
призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.
- Психолого – педагогические технологии: связаны с работой
учителя на уроке и воздействием на детей
в течение классно – урочного времени.
- Учебно – воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.
- Событийный основное внимании уделяется конкурсам на тему здоровья и агитации
- Проблемный все усилия на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т.д.
- Индивидуальный подход концентрация усилий на учете особенностей каждого учащегося
- Физкультурный забота о здоровье школьников = забота об их физическом развитии.
Технологии:
Психогимнастика
Прогулки на природу
Арт-педогогика
Сказкотерапия
Цветотерапия
Музыкотерапия
Игровая терапия
Психологическая диспансеризация: выявление детей группы риска
Эмоциональный комфорт: уголки настроения, дни радости
Социальная адаптация
Семейное консультирование
Технологии:
- Адресные комплексы корректирующей физической культуры для детей с различными патологиями
- Индивидуальные комплексы дыхательной гимнастики
- Занятия на тренажерах
- Пальчиковая гимнастика
Физиотерапия
оздоровление методами лазерной, электромагнитной, электроимпульсной стимуляции.
«Сенсорная комната» - определенным образом организованная среда,
в которой можно сконцентрироваться на восприятии отдельных чувств.
Формирование и обучение команды
Проектирование деятельности Службы здоровья
Внедрение технологий, мотивирование
участников образовательного процесса
Взаимодействие участников здоровьесбережения,
Анализ опыта, анкетирование, улучшения
Задача:
Предоставление знаний и формирование навыков
в области здоровьесбережения
Решение:
организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения
организация тематических тренингов по составляющим здоровья
Решение:
пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни,
- разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников.
Задача:
Разработка единого стандарта по здоровьесберегающей деятельности с дальнейшей адаптацией для конкретных ОУ.
Решение:
- Формирование инициативной группы специалистов с целью разработки стандарта.
- Создание электронного портала для освещения деятельности образовательных учреждений по здоровьесбережению школьников
Решение:
Организация обучающих курсов для педагогов по специальности «Педагогическая санология»
Решение:
Обобщение и экстраполяция опыта внедрения программ здоровья посредством
- регулярных публикаций,
- семинаров для администрации ОУ,
- индивидуальных консультаций по требованию ОУ.
Решение:
Организация обучающего курса для студентов
ТГПУ им. Л.Н.Толстого для последующей здоровьесберегающей деятельности в ОУ города.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть