Слайд 1«Здоровье обучающихся как основа эффективного обучения и воспитания»
Слайд 2 Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные
знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ
Слайд 3 Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1) Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.
Слайд 42) Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма,
основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Слайд 53) Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Слайд 64) Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу
которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.
Слайд 7для соматического и физического здоровья — я могу;
для психического — я хочу;
для нравственного
— я должен.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
Слайд 8специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и
развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Признаками здоровья являются:
Слайд 9По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от
наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Слайд 10 Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего,
зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов.
Именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Слайд 11Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть
единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т. е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.
Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.
Слайд 12Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Ситуативная тревожность разрушает динамику мозга.
Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже. Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
Слайд 13Внутренних:
психофизилогия личности учащегося:
время реакции на сигнал,
память,
внимание,
скорость переработки информации;
функциональное состояние (ЦНС,
ССС, дыхательной системы и т. д.);
возраст и год обучения;
Работоспособность зависит от ряда факторов:
Слайд 14Внешних:
социально-бытовые;
воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
психологический климат, совместимость, нейротизм;
режим дня;
методология;
учебный фактор.
Слайд 15Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит
выполнение любых видов работ и обучения.
Внешние факторы могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками
Слайд 16Такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так
как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
Слайд 17Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок,
к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Слайд 18Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и
развивается утомление.
УТОМЛЕНИЕ - это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.
Слайд 19I фаза проявляется признаками возбуждения, повышенной двигательной активностью, дефицитом внимания (это
охранительное возбуждение является защитной реакцией организма).
II фаза в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости, сонливости (указывает на резкое напряжение ЦНС, напряженное охранительное торможение).
Фазы утомления:
Слайд 20 В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков.
Максимальна
я продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8—12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15—25 минут.
Слайд 21ослабление активного торможения — потягивание, отвлекаемость;
ослабление процессов возбуждения — снижение активного
внимания
Признаки утомления:
Слайд 22Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося
начальной школы и их влияние на уровень, и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
Слайд 23С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:
1-я
часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,
2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,
3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.
Слайд 24в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном
восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.
Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.