Слайд 1Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
Дом детского творчества г.Ак-Довурака
Тема:
«Театральные маски»
Педагог
дополнительного образования
Черкасова Роза Мазитовна
Слайд 2Цель: Знакомство с театральной маской. Привлечение детей к миру театра. Формирование
интереса к театральной деятельности. Обратить внимание
детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать
его хорошим, добрым и отзывчивым.
Задачи:
1.Обучающие:
Познакомить с условным языком масок, обратить внимание на характер масок, на то, какими средствами достигается их выразительность.
Сформировать представление о театральных масках.
Научить изготавливать простые маски традиционным способом.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.
Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.
Развивать у детей навык разметки по шаблону, правила резания по кривой.
3. Воспитывающие:
Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.
Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства и искусства в целом.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, художественный и творческий вкус.
Слайд 4
Оборудование: Мимические картинки, предметные картинки,
поэтапное изображение маски, маски выполненные в разных техниках, маски для театрализации, ножницы, простые карандаши, кисточки, акварельные краски, клей, музыкальный центр, презентация: «Театральные маски», ноутбук.
Ход занятия
Организационно-подготовительный этап:
Приветствие, эмоциональный настрой на предстоящее занятие.
- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами все дружно улыбнемся и сделаем наш день светлее.
II. 1часть – вводная: объявление темы и цели занятия. Работа над правильным дыханием.
Упражнение на 3 вида выдыхания, упражнение на артикуляцию. Зарядка для шеи и челюсти.
Тема занятия: «Театральные маски». Сегодня на занятии мы с вами узнаем, какие бывают театральные маски. Для чего они нужны. Научимся изготавливать простые маски. Но прежде чем перейти к новой теме, мы продолжим работу над правильным дыханием и над артикуляцией речи. Вы знаете, как это важно для артиста на сцене.
Слайд 5Пояснение что такое мимика и артикуляция и для чего они нужны,
знакомство с театральными масками.
Мимика - это выражение лица, передача мыслей и чувств не словами, а лицом, телодвижением, отражающее эмоциональное состояние.
Работа по картинке: «Гномики», «Облака», «Веселая семейка» (распознавание выражений лиц)
Артикуляция – работа органов речи, необходимая для произнесения звука речи. Произносить надо членораздельно и ясно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
III. Упражнения
Упражнения на 3 вида выдыхания (работа по картинкам)
1 вид – обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Шумят деревья – ШШШШШ…
Звенит комар – ЗЗЗЗЗЗЗЗ…
Слайд 6
2 вид – обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе
Кошка сердится
– Ф! Ф! Ф! Ф!
Воздух выходит из шара – Ф! Ф! Ф! Ф!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р!
«Мотоцикл»
Заводим мотор: Р! Р! Р!... РРРРР! РРРРР! РРРРР! РРРРРРРРРРРРРРРР!
Упражнения на артикуляцию:
«Веселый пятачок»
Сомкнутые губы вытягиваются вперед, как «пятачок» у поросенка
Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов
Пятачок делает круговые движения: вверх – вниз – вправо - влево и обратно.
После окончания упражнения нужно расслабить все мышцы и фыркнуть, как лошадка
Слайд 7 2 часть – изучение нового материала:
IV. Беседа
На
нашей выставке представлены театральные маски. Посмотрите, какие они все разные! И по цвету, и по форме (показ работ в рамках и на доске). «Маски» - от лат. «личина». Маска – это специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной мордочки) с вырезами для глаз. С древних времен люди подметили, что быть кем-то, играть в кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр.
Слайд 8 - У каждого народа были свои маски. Их делали
из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры.
В России тоже были праздники с масками и чучелами. Например, на Рождество или Масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались – ряженые. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
Слайд 9 Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей
и героев сказок: чудовищ, весельчаков, ведьм, красавиц. Маска обязательно выражает характер персонажа. Обратите внимание, как меняются выражения маски от того, какие нарисованы глаза, брови, нос.
Маски могут улыбаться, сердиться, плакать, удивляться.
А как вы думаете, каким цветом мы будем изображать добрую маску? (в теплых тонах)
- А злую? (темными красками).
Слайд 10V. Практическая работа
Сегодня на занятии мы с
вами будем делать маски. Маски бывают сложные и простые. Мы с вами изготовим простую маску по шаблону. Располагаем на альбомном листе шаблон. Сверху, снизу, справа оставляем одинаковое расстояние.
Последовательность изображения маски:
Обведем маску;
Вырежем маску и прорези для глаз;
Наклеим все, что необходимо для украшения маски.
Самое главное – маска должна показать характер вашего персонажа.
Теперь вы знаете последовательность изображения маски, вы можете приступать к работе.
Подключайте свою фантазию, набирайтесь терпения - и у вас все получится!
Слайд 11Требования безопасности труда при работе с ножницами
1.Расположить ножницы справа
с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, чтобы при движении не уколоться о концы ножниц.
2.Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом.
3.Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Выполняя работу, помни, что говорит о труде народная мудрость:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Есть терпение – будет и умение.
Торопливость делу не помогает.
Поспешишь - людей насмешишь.
Каков мастер, такова и работа.
Рукам работа – душе праздник.
Дело мастера боится.
Землю красит солнце, а человека труд.
Где труд, там и счастье.
Слайд 12VI. Практическая работа
VII. Физминутка
Слайд 13Театрализованная импровизация с масками.
Тень-тень, потетень.
Ведущая: Тень-тень, потетень
Выше города плетень.
Сели звери за плетень,
Похвалялися весь день.
Лиса: Похвалялась лиса...
Всему свету я краса!
Шуба очень хороша,
Хвост пушистый у меня.
Ведущая: Похвалялся зайка...
Зайка: Уши длинные торчком,
Хвостик кругленький пучком.
В белой шубке веселюсь,
Волка серого боюсь.
А еще люблю играть.
Бегать, прыгать, догонять.
Ведущая: Похвалялся медведь...
Медведь: Хожу толстый и лохматый,
В шубе длинной и косматой.
А я мишка- медведь,
Могу песни я петь!
Песни петь, да плясать,
Малых деток забавлять.
Игра: "Кто быстрее соберет
лисичку и зайчика".
Слайд 14Рефлексия
И вот, благодаря вашему творческому труду, были cозданы эти удивительные маски
для сказки и игры.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!