Слайд 1Исправление церковных книг. Патриарх Никон
Слайд 2Цель: углубить знания о ценностях христианской жизни в кон
тексте истории Русской
Церкви.
Основные понятия: Спасение. Благочестие. Град Небесный.
Духовное Отечество. Цель жизни. Реформы. Раскол. Старооб
рядцы.
Слайд 3Символ веры
Знакомясь с жития святых разных веков, мы узнали о том,
что христиане называли ценностями жизни, что люби ли, оберегали, о чем заботились.
В первом веке, когда еще живы были апостолы, слышавшие проповедь Христа, многие, услышав их рассказы, принимали крещение и становились христианами. Но с течением времени, мы уже знаем об этом из истории христианской Церкви, искажалось Божественное учения, появлялись ереси. И тогда святые Отцы Церкви защищали истинность учения, записывали его точное изложение в правилах веры.
Слайд 4Слово Божие
Правила напоминали о самых главных христианских ценностях жизни –
любви к Богу и ближнему. Часто им приходилось претерпевать гонения и мучения от еретиков. Но такова, как
рассказывает Священное Писание, поврежденная грехом при рода человека. И люди, жившие на Руси, не были исключением: душа человека была подвержена тем же страстям во все времена. Во все времена христианам подсказывало верный выбор Евангелие. Христос называл «единым на потребу» – то есть самым необходимым для жизни человека Слово Божие.
Слайд 5ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ ХРИСТИАН:
Спасение (вечная жизнь с Богом)
Благочестие.
Град Небесный (Небесный
Иерусалим, Отечество Небесное, Царствие Божие, духовное Отечество христиан)
Слайд 6«Божие и царское»
Текст Евангелия «Божие и царское» помогал христианам ответить на
вопрос: как человек, живущий в мире, может совместить в своей жизни житейское необходимое и вечные ценности, к которым следовало стремиться для спасения души.
“В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя”
Преп. Серафим Саровский
“Царь есть образ одушевлен Царя Небесного”
Преп. Максим Грек
“Бог даровал христианам два высших дара –Священство и Царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным”
Преп. Феодор Студит
Слайд 7Притча о неразумном богаче
https://vk.com/video-35552283_171727908
Слайд 8Духовная или светская власть?
Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны.
Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой — нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам.
Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства — земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела.
Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — “священство”или “царство”, т. е. духовная или светская власть?
Слайд 9Церковная реформа
К середине XVII века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались
из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений.
Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.
Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви. Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы.
Слайд 10В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу
ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, “ужасошася” и засели за благое дело — исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.
Тогда же сложился в Москве кружок “ревнителей древлего благочестия”. Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.
Кружок “ревнителей” возглавил Стефан Вонифатьев — духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон — архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского.
Слайд 11Патриарх Никон
https://www.youtube.com/watch?v=u6bk-D0tXTQ мульткалендарь
https://www.youtube.com/watch?v=nNnfPadYVeE&list=PL3T_w9DCDdZBQNg35PNkF2FRz77GQ1eUr&index=342
История Государства Российского
Слайд 12Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон
В 1646 г. Никон приехал
в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, через два года — митрополитом Великого Новгорода, еще через четыре, после смерти Иосифа, — патриархом московским и всея Руси.
Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.
Слайд 13Никон и Аввакум
Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои
недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку “ревнителей древлего благочестия”. Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,— человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый.
Слайд 14Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников.
Не довольствуясь положением духовного владыки, он властно вмешивался в дела мирские: во время отлучек царя возглавлял все правительственные дела, указывал боярам, игнорировал и оскорблял их.
Своих оппонентов — Аввакума, Неронова, Федора и прочих — он отправил в ссылку или отдал “под начал” в монастыри.
Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры.
Затем последовали другие: слово “аллилуйя” по его велению стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу (“посолонь”), а против солнца. Внес он изменения в церковную и монашескую одежду.
https://www.youtube.com/watch?v=pH8r7AKtD8A&list=PL3T_w9DCDdZBQNg35PNkF2FRz77GQ1eUr&index=343
Слайд 17«Огненный протопоп»
В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время “ревнители” надеялись, что
их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха, и Аввакум в нем разочаровался, перестал считать “благочестивейшим и православнейшим” царем.
Слайд 20«Огненный протопоп»
Суд над Аввакумом
https://www.youtube.com/watch?v=m-1tsEvvYO4
https://www.youtube.com/watch?v=oh2xDEqeILs
Слайд 22Падение Никона
Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие патриарха Никона столкнули его не только
со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем.
Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго “великого государя”, к тому же претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец.
Обидчивый и гневливый Никон не выдержал — на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей — Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот и не думал это делать. Обрадованный таким поворотом событий, царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого, но Никон не спешил давать согласие на уход. Так продолжалось ни много ни мало восемь лет!
Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г.
Слайд 23Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь
Слайд 24Новоиерусалимский монастырь –
икона Града Небесного на русской земле
Слайд 26Храмы в честь Воскресения Христова