Слайд 1Законодательные основы функционирования системы образования Российской Федерации
Слайд 2Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., имеет высшую юридическую силу и
применяется на всей территории России.
В частности, ст. 43 провозглашает следующее:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего специального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях.
3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования
4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 3
Гражданин России вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных
убеждений, социального происхождения имеет возможность реализовать своё право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путём создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Слайд 4Семейный кодекс РФ
Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обязаны
обеспечить получение детьми основного общего образования. С учётом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей.
Слайд 5Закон РФ «Об образовании»
Конституционные положения конкретизируются в положениях других законодательных актов.
В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации ”Об образовании“.
Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики.
Слайд 6Для характеристики системы образования важны следующие положения данного закона:
● введены в
практику законодательные определения понятий «образовательный процесс», «образовательное учреждение»;
● установлен единый подход к образовательному учреждению как к юридическому лицу;
● введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;
● установлены пределы компетенции органов управления образованием по уровням;
● впервые в Законе выделена самостоятельная глава «Экономика системы образования», где определены отношения собственности в системе образования, понятие «предпринимательской деятельности» в сфере образования, платных дополнительных образовательных услуг, экономический аспект автономии образовательных учреждений.
Слайд 7Гражданский кодекс РФ
Гражданский кодекс Российской Федерации является главным документом, определяющим
правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц.
Гражданский кодекс РФ определяет особенности некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждений (глава 4). Важно отметить, Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает их регулирование «законодательными и иными нормативными актами» (пункт 3 статьи 120)
Слайд 8Трудовой кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает
государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.
Слайд 9Основные задачи трудового законодательства:
1.создание необходимых трудовых условий, в том числе
и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства,
2. а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;
социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.
Слайд 10Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52),
где отмечено следующее право:
право на занятие педагогической деятельностью, продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.
Слайд 11Законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но
определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций:
- Налоговый кодекс и иные документы по налоговому регулированию;
- Закон РФ «О некоммерческих организациях»;
- Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные акты по организации бюджетного финансирования;
- Закон РФ «О бухгалтерском учёте», который является важным документом в сфере регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;
- Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных организациях
Слайд 12Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:
●
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ
(Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.).
Слайд 13Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных
● устав
образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения.
Слайд 14Другие нормативные документы
Другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности
образовательного учреждения,
в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.)
Слайд 15Ресурсы:
С.А. Беляков. Лекции по экономике образования.
http://studopedia.su/10_142502_zakonodatelnie-osnovi-obrazovaniya.html