Слайд 1
японская МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Слайд 2Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
Япония — четвертая по совокупному объему
ВВП экономика мира
Территория Японии — 378 тыс. км2, население — 127 млн человек
Особенность географического положения Японии заключается в том, что страна представляет собой архипелаг, в состав которого входят четыре больших острова
В обществе строго соблюдается иерархия, главенство старших по возрасту и социальному положению
Общеизвестны прилежание, сдержанность и настоящий трудоголизм японцев
Слайд 3Особенности послевоенного развития Японии
Экономика Японии после окончания Второй мировой войны очень
сильно напоминала тоталитарную систему:
Централизованное планирование и распределение основных продуктов;
Фиксированная оплата труда и регулируемые цены;
Жесткая привязка производителей, поставщиков и потребителей;
Карточная система;
Монополизация и милитаризация, наличие огромных концернов, большинство из которых представляли военно-промышленный комплекс
Слайд 4Особенности послевоенного развития Японии
Экономика Японии после окончания Второй мировой войны очень
сильно напоминала тоталитарную систему сталинизма, для нее были характерны:
Централизованное планирование и распределение основных продуктов;
Фиксированная оплата труда и регулируемые цены;
Жесткая привязка производителей, поставщиков и потребителей;
Карточная система;
Монополизация и милитаризация, наличие огромных концернов.
Слайд 5экстенсивная модель роста
До 1970-х гг. для Японии была характерна экстенсивная модель
роста, особенностью которой стали:
Ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда;
Максимальное использование «эффекта масштаба производства» в целях экономии на производственных издержках;
Заимствование и освоение передового научно-технического опыта;
Доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики.
Слайд 6Ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда
Япония, не обладавшая
собственными ресурсами полезных ископаемых, фактически превратилась в страну — фабрику по переработке импортного сырья
На территории Японии был размещен практически весь производственный цикл традиционных тяжелых отраслей промышленности (сталелитейная, нефтеперерабатывающая, химическая индустрии)
Готовая продукция предназначалась главным образом для экспорта в развитые страны
Слайд 7Максимальное использование «эффекта масштаба производства»
Япония достигла значительной концентрации производств в основных
промышленных областях страны
Гигантские заводы наращивали объемы выпуска продукции, а издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции снижались
Слайд 8Заимствование и освоение передового научно-технического опыта
В первые послевоенные годы у Японии
практически отсутствовала собственная научно-техническая база в гражданской промышленности, поэтому передовые технологии приходилось импортировать
Постепенно заимствованные технологии улучшались и совершенствовались, стали появляться и собственные разработки, в ряде случаев не уступающие лучшим мировым аналогам
Слайд 9Доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики
Господствовавшая кейнсианская доктрина
регулирования совокупного спроса поставила ведущие отрасли японской экономики (особенно банковскую сферу) под контроль государства, которое само выбирало приоритеты в своей промышленной политике
Для экономики была характерна система государственных заказов, а в сфере кредитно-денежной политики приоритетом стал контроль над уровнем процентных ставок
Слайд 10Японская модель менеджмента
Экономический кризис 1974-1975 гг. поставил под вопрос японский экспорт
ввиду падения мирового спроса на готовые изделия. Стало сказываться и технологическое отставание Японии, импортировавшей в ту пору передовые технологии из других стран мира. Япония нуждалась в смене стратегии развития, в переходе на новую, интенсивную модель экономического роста.
Курс на такую модель был взят в середине 1970-х гг.
Слайд 11Японская модель менеджмента (Продолжение)
Характерными чертами новой модели развития Японии стали:
Интенсификация использования
производственных ресурсов;
Изменения в отраслевой структуре производства и занятости;
Резкое усиление роли НТП в экономике;
Изменение внешнеэкономической стратегии;
Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики.
Слайд 12Интенсификация использования производственных ресурсов
Были снижены издержки производства за счет экономии на
расходах сырья и материалов, более эффективно стали использоваться трудовые ресурсы
Слайд 13Изменения в отраслевой структуре производства и занятости
На первый план выходят наукоемкие
отрасли, такие как машиностроение, электроника новые материалы, телекоммуникации
Была повышена доля сферы нематериального производства, развитие торговли, финансовых услуг, логистики (японскую система поставок just-in-time), маркетинга, рекламы.
Слайд 14Резкое усиление роли НТП в экономике
Было значительно увеличено финансирование сферы НИОКР
(по такому показателю, как доля расходов на НИОКР в ВВП, Япония находится на одном уровне с США, Германией и Израилем - порядка 3%)
Результаты не замедлили проявиться: Япония начала производить собственные технологии помимо заимствованных
Отставая по ряду позиций в фундаментальных исследованиях, Япония лидирует в прикладных разработках (гражданские технологии)
Слайд 15Изменение внешнеэкономической стратегии
Осуществлен переход от ориентации на экспорт товаров к экспорту
капиталов, Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции (прямые и портфельные) за рубежом
Была сделана ставка на рынки Юго-Восточной Азии и США. Позднее в сферу интересов японских инвесторов вошла Западная Европа
Слайд 16Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики
Изменение касалось перехода от административно-финансового
регулирования (контроль за процентной ставкой, кредитная экспансия, государственное предпринимательство) к косвенным методам государственного вмешательства в экономику (подавление инфляции, контроль денежной массы, обеспечение стабильности курса национальной валюты)
Основной целью новой макроэкономической политики государства стало создание рыночного механизма формирования такой политики
Слайд 17Успехи новой японской модели экономики
Успехи новой японской модели экономики были очень
тесно связаны также с нижеследующими факторами:
Наличие высококвалифицированной рабочей силы;
Благоприятная внешняя среда;
Кооперация государства и бизнеса;
Система организации и управления бизнесом.
Слайд 18Информационные технологии в Японии
В Японии с января 2001 г. вступил в
силу Основной закон о формировании информационного общества с программой «Электронная Япония»:
Всеобщая компьютерная грамотность населения и возможность эффективного и безопасного обмена информацией;
Создание эффективной информационной инфраструктуры страны на основе свободной и честной конкуренции на рынке телекоммуникаций (антимонопольная политика);
Привлечение в Японию лучших в мире специалистов в области информационных технологий.
Слайд 19Культурный детерминизм в объяснении японской системы менеджмента
Акцент был сделан на различиях,
которые существовали между японскими и американскими компаниями. «Японская специфика» рассматривалась в контексте культурной и исторической уникальности страны и сводилась к трем чертам системы управления:
Пожизненный наем;
Система продвижения по старшинству;
Так называемые пофирменные (т.е. встроенные в структуру фирмы) профсоюзы.
Слайд 20Технологический детерминизм в объяснении японской системы менеджмента
Суть технологического детерминизма состоит
в том, что производственная технология, уровень технологического развития определяют систему управления. Это позволяло рассматривать отличительные черты японского менеджмента (если они вообще признавались) вне рамок японской культурной традиции.
Слайд 21Пожизненный наем, пожизненная занятость
Система пожизненного найма начала складываться начала складываться в
Японии в конце XIX в.;
Для внедрения пожизненного найма имелись определенные социально-психологические условия в виде патернализма;
Пожизненно нанятый работник с первых дней работы на фирме начинает ощущать стабильность своего положения в жизни.
Слайд 22Система продвижения по старшинству
Принцип старшинства служит мерилом всех нюансов при начислении
заработной платы;
Должности в составе высшей администрации крупных и крупнейших фирм занимают сегодня лишь лица с университетским образованием;
Принцип старшинства выполняет мотивационную роль.
Слайд 23Пофирменные профсоюзы
Японские профсоюзы организуются не по профессиональному или отраслевому принципу, а
непосредственно на предприятии;
На одном предприятии может быть организован только один профсоюз;
Все работники являются членами отдельного профсоюза до тех пор, пока не становятся менеджерами.
Слайд 24Единовременное рекрутирование
Финансовый год в большинстве японских компаний начинается также в апреле
и заканчивается в марте, в результате почти все работники рекрутируются и устраиваются на работу в апреле;
большинство японских предприятий не принимает на работу людей в середине финансового года;
компании не обращают внимания на специальность выпускника университета.
Слайд 25Производственное обучение
С первого апреля для принятых на работу организуется специальный курс
обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать новых работников;
Формы адаптации могут быть различными:
лекционные и семинарские занятия непосредственно в фирме;
выездные занятия в отеле или кемпинге;
выездной групповой тренинг в кемпинге.
Слайд 26Принятие решений
Процесс принятия решений в японских компаниях отличают следующие три момента:
выработка решений идет по линии «снизу вверх»;
она основана на принципе разделения риска и ответственности ;
решения принимаются на основе консенсуса.
Слайд 27Программы благосостояния работников
Многие японские компании обеспечивают широкий набор форм социальной поддержки
и программ благосостояния для работников. Например, компании не обеспечивают работников жильем, считая, что это личное дело каждого, но тем не менее молодым работникам, не имеющим собственного жилья, предоставляется место в жилых домах компании, оборудованное и обставленное мебелью, или кредит для покупки жилья под очень низкий процент
Слайд 28Культура, ориентированная на коллектив и семью
Одной из основных особенностей японского менеджмента
является упор на приверженность к группе;
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использует весь спектр морально-психологических рычагов воздействия на личность;
Японцы считают, что компания принадлежит своим работникам, а не акционерам, как в США.
Слайд 29Роль менеджеров в японской системе управления
В Японии менеджеры почти исключительно «люди
компании», прошедшие весь путь от рядового служащего до высшего управленца;
В японских компаниях именно президент и совет директоров принимают все ключевые решения;
Японские менеджеры обладают большей свободой действий, чем их западные коллеги, и сосредоточены на разработке общей стратегии развития компании.
Слайд 30Возможности использования японской модели менеджмента в других странах
То, что принято называть
особенностями японского менеджмента, на самом деле представляет собой систему, в которой элементы дополняют друг друга;
Эта система была адаптирована к демографической, социальной, макроэкономической, правовой и политической среде;
анализ показывает, что копирование отдельных элементов японской системы управления в системы управления в других странах, где отсутствуют другие, дополняющие элементы, обречены на неудачу
Слайд 31Новые тенденции в эволюции японского менеджмента
В новом веке в Японии стали
нарастать тенденции к кардинальной трансформации сложившейся в стране системы управления, прежде всего области кадрового менеджмента и таких связанных с ним систем, как пожизненный наем, система должностного продвижения по старшинству, повозрастная оплата труда;
Система вознаграждения меняется от принципа равного уровня для всех к системе, допускающей более существенные различия в соответствии с уровнем навыков и квалификацией.
Слайд 32Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв.
Основные проблемы Японии:
Сложная
финансовая ситуация;
Сложности в сфере экспорта;
Сокращение внутреннего спроса;
Старение населения;
Кризис японской системы управления;
Слабость развития современных информационных технологий.