Слайд 1Эффективные приемы работы с первоклассниками для уменьшения тревожности
Учитель ИЗО и технологии
Тарасова Г.Г.
Слайд 2Тревожность – это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям
и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску .
Школьная тревожность — это одна из типичных проблем наблюдаемых у первоклассников. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Можно выделить две крайние формы поведенческих проявлений синдрома школьной тревожности:
Дети «удобные» для учителей и родителей - всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе.
«Трудные» дети, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые».
Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
Слайд 3Особенности проявления тревожности у первоклассников
Школьная тревожность в основном вырабатывается ближе
к 7 и особенно 8 годам за счет ранних страхов, дети боятся сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общеустановленным требованиям и нормам
Ученые отмечают, что у мальчиков и девочек различаются и интенсивность переживания тревоги, и уровень школьной тревожности. Из-за того c какими ситуациями дети связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются, в младших классах мальчики более тревожны, чем девочки, a c дальнейшим формированием личности разница между мальчиками и девочками становится заметнее. Девочки чаще связывают свою тревогу c другими людьми, но это не только друзья, родные и учителя, они, как правило, боятся пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же в основном боятся телесных травм, несчастных случаев, a также родительских наказаний или наказаний вне семьи: учителей, директора школы и др.
Слайд 4Особенности проявления тревожности у первоклассников
Поведение школьного учителя и система обучения
также могут негативно сказаться на проявление школьной тревожности первоклассника, тем самым у некоторых детей появляется нежеланиe ходить в школу. Причем среди таких детей есть школьники c самой разной успеваемостью. Нeпоследовательность учителя также может вызвать тревожность ребенка, т.к. она не дает ребенку возможности прогнозировать собственное поведение. Из-за постоянной изменчивости требований учителя, его переменчивого настроения у первоклассников появляется растерянность, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае.
C началом школьной жизни авторитет родителей у детей падает. На рубеже младшего школьного возраста у ребенка меняется качество общения c окружающими и для успешной учебы ему необходимо понимать требования учителя.
Слайд 5 Для ребенка 7 лет психoлогически очень важно играть. Причем играют дети
в эту пору жизни по-разному. C одной стороны, он занят знакомыми играми, c другой – учится осваивать новые роли. Дети вырабатывают в игре свое отношение c окружающими людьми, разыгрывают различные ситуации – в одном случае они лидируют, в другом подчиняются, в третьем состязаются c другими детьми и взрослыми.
По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, характерные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей данного возраста еще не завершили своего формирования, в результате чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Этот недостаток проявляется в характерных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительной концентрации, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Особенности проявления тревожности у первоклассников
Слайд 6Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Работа по уменьшению тревожности
на уроках изобразительного искусства и технологии ведется в такой последовательности:
Психодиагностика особенностей школьной тревожности детей.
Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание), при необходимости – включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного.
Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
Итоговая диагностика (диагностика результатов).
Слайд 7Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Для профилактики физического и эмоционального
утомления обучающихся на занятиях, необходимо проводить «физкультминутку».
Она может состоять из:
психогимнастики,
пальчиковой или дыхательной гимнастики,
логоритмики.
«Физкультминутку» рекомендуется проводить не только в середине занятия, но и в начале или конце – например, для «настройки» на рабочий лад, создания позитивной атмосферы в группе, закрепления положительных эмоций в конце занятия.
Слайд 8Некоторые варианты психогимнастических упражнений:
1.«Солнце-тучка» (психогимнастическое упражнение на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов и
закрепление хорошего настроения): Встать изо стола так, что бы ничего не мешала размаху рук. Представьте, что над вами появилось солнце, тёплое, летнее, оно вас пригревает, вам тепло и приятно, вы расслаблены – плечики опущены, ручки свободно «болтаются», колено может согнуто. «Раскройтесь» солнышку, его теплу – распахните руки, глубоко вдохните. Потянитесь к солнышку, будто ходите достать до него (необходимо максимально вытянуться, встав на носочки, руки направлены вверх). Но тут внезапно пришла тучка и закрыла наше солнышко: стало холодно, ветрено (обучающиеся максимально сжимаются, руки обхватывают грудь, ноги сжаты, голова вжата в шею, и изображают дрожь). Затем снова выходит солнышко. Вариации солнца и тучки повторяются несколько раз.
Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Слайд 9Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Некоторые варианты психогимнастических упражнений:
2. «Кольца-браслеты»(нейропсихологическое упражнение на активацию межполушарной
асимметрии): Имитируется одевания колец: медленно на каждый пальчик круговыми движениями двумя пальцами другой руки. Затем «одеть кольца» на пальцы другой руки. Если кто-то спешил и закончил раньше, предложить ему «понадевать» ещё несколько колечек. Затем круговыми движениями одной ладони «надевается браслет» на другую, до запястья (не менее трёх браслетов на каждую руку). Главное в данном упражнение – его медленное, тщательное выполнение. После «надевания» всех колец и браслетов, можно с силой «скинуть» их, встряхнув руками.
3.«Одуванчик» Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). Либо – задувание свечей на торте.
4. «Тряпичная кукла и солдат» (упражнение на релаксацию): Представьте, что вы – тряпичная кукла. Какая она? Мягкая, легко гнущаяся, изобразите её- опустите плечики, расслабьте ноги, поболтайте руками в воздухе. А теперь представьте себя солдатом. Видели когда-нибудь солдата на посту? Встать ровно, спинку выпрямить, подбородок поднять, не двигаться. Напрячься. Затем чередуются положения куклы и солдата.
Слайд 10Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Некоторые варианты психогимнастических упражнений:
5.«Перекрёстные движения» (нейропсихологическое упражнение для
активизация мозговых полушарий и снятия мышечного напряжения): одновременно с правой рукой двигается левая нога (например, левое колено «встречается при шаге с правым локтём»). Передвигаться можно вперёд, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.
6. «Быстрые превращения» (упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы): Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться (если нет музыки, можно ориентироваться на хлопки педагога). В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить… (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту).
Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы. Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
Слайд 11Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Пальчиковая гимнастика
«Братцы»
Идут четыре брата навстречу
старшему.
- Здравствуй, большак – говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
«Замок»
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
Слайд 12Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Пальчиковая гимнастика
«Варежка»
Маша варежку надела:
(сжать пальцы
в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь – и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)
Слайд 13Работа с первоклассниками для уменьшения тревожности
Логоритмика
«Физкульт-привет»
На болоте две подружки,
Две зеленые
лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям – физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
«Зайчики»
Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
Слайд 14Организация уроков
трудового обучения
Основные направления работы на первых уроках труда включали
в себя
расширение сенсорного опыта детей,
развитие моторики рук,
формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения),
координации движений,
формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
изучение техники безопасности
Организации рабочего места
Слайд 15УМК для 1 класса ОС «Перспектива» содержат весь необходимый для успешной
адаптации первоклассника материал.
Уже на первом уроке, помимо объяснения правил поведения на уроке и правил пользования учебником, проводится анкетирование, направленное на выявление проблемных сторон ученика (выявление тревожности, определение уровня развития моторики, и тд).
Организация уроков
трудового обучения
Слайд 16.
Используются методы:
техники и приемы саморегуляции,
метод направленного воображения,
игры.
Создаётся доброжелательная
обстановка в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Для достижения цели адаптации учебные занятия строятся в доступной и интересной форме.
Организация уроков
трудового обучения
Слайд 17Большой интерес вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках
изо и технологии каждый ребёнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку, человечка, игрушку....), а затем создастся коллективная работа
Школьник, занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно, чувствует себя успешным и востребованным
Организация уроков
трудового обучения
Слайд 18Для профилактики возникновения и снижения уровня школьной тревожности в работе используются
следующе методы:
саморегуляции (совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы) ;
рисуночные методы;
метод направленного воображения (представление некоего образа или сценария на определенную тему для достижения определенной цели) ;
библиотерапии (метод, нацеленный на формирование у человека навыков и развитие способности противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень);
сказкотерапии(метод основанный на интегративной деятельности, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний);
музыкотерапии(улучшать эмоциональное состояние, открывает новые способности);
игры
Организация уроков
изобразительного искусства
Слайд 19Организация уроков
изобразительного искусства
На первом занятие-знакомстве дети рисуют «пальчики-помощники». Узнают, что
они волшебники и с помощью волшебной палочки-кисточки раскрашивают сказочный мир помощников в цвета радуги.
Задание помогает определить начальный уровень графических умений ребенка, а также составить психологический портрет юного художника.
Психологическая характеристика рисунка
Слайд 20Вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что
творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.
Организация уроков
трудового обучения
Психологическая характеристика рисунка
Слайд 21Психологическая характеристика рисунка
Организация уроков
изобразительного искусства
Каждый из цветов имеет собственное
символическое значение:
темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Слайд 22«Кляксография»
Психологическая характеристика рисунка
Слайд 23«Осеннее настроение»
Психологическая характеристика рисунка
Бессюжетная композиция, выполнена после прослушивания музыки(П.И. Чайковский
«Времена года. Сентябрь», А. Вивальди «Времена года. Осень»)
Цель данного занятия - передать свои чувства и настроение музыки.
Слайд 24«Я-художник»
Психологическая характеристика рисунка