Слайд 1АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ»
Группы способностей и качеств, которыми должны
обладать специалисты и руководители на современном этапе:
- способность понимать ситуацию;
- наличие определенных навыков и умений, что включает в себя умение работать с документами и информацией;
- наличие определенного поведения.
Слайд 2Цель и задачи курса
оказать практическую помощь в изучении принципов
построения и функционирования системы управления организации в условиях рынка, привить навыки повседневной, целенаправленной самостоятельной работы.
В процессе изучения курса студент должен освоить основные методы, технику и технологию управления, получить определенные навыки для использования их в практике управления в условиях рынка.
Слайд 3ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Сущность и содержание управления
2. Развитие науки управления.
3. Принципы построения
и функционирования систем управления
4. Миссия и цели организации
5. Функции и управления
6. Организационные структуры управления
7. Механизмы управления
8. Процессы управления
9. Коммуникации в управлении
10. Власть и лидерство в управлении
11. Управление конфликтами и стрессами
12. Управленческая деятельность
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономист, 2007. – 284
с.
Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с анг. / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.; Акад. народ. хозяйства при Правительстве РФ – М.: Дело, 2006. – 701 с.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 669 с.
Слайд 5Тема 1. Сущность и содержание управления
1. Основные подходы к определению
управления
2. Менеджмент: тип управления
3. Общие подходы в менеджменте
Слайд 6Содержательный подход
Управление определяется как система отношений, складывающихся в процессе общественного производства.
В
отношениях управления выделяют два аспекта:
-организационно-технический;
- социально-экономический.
Слайд 7Структурно-функциональный подход
Управление представляет собой комплексный процесс с соответствующими компонентами (структурой, кадрами,
техникой и др.), направленный на отслеживание тенденций, постановку целей, разработку и выбор альтернативных решений, составление программ, их реализацию и контроль за выполнением поставленных задач.
Слайд 8Кибернетический подход
Организация определяется как большая система, управление ею как процесс целенаправленного
воздействия на нее для обеспечения оптимальной величины и значений ее выходов, перехода ее из одного состояния в другое, обеспечение наиболее эффективного функционирования этой системы.
Слайд 9Содержание управления
Структурный аспект – комплекс основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация,
регулирование, мотивация, контроль.
Процессуальный аспект – комплекс процессуальных функций управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, управленческое решение
Слайд 10Специфика управления
ВОЗДЕЙСТВИЕ
Это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью
других людей и ведущее к достижению общей цели и общего результата.
Слайд 11Ключевые категории управления
Объект управления – социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт
согласования деятельности людей в соответствии с целью функционирования и развития.
Слайд 12Ключевые категории управления
Субъект управления – источник воздействия, часть социально-экономической системы, осуществляющая
воздействие на систему в целом.
Слайд 13Ключевые категории управления
Структура управления – совокупность звеньев управления и отдельных должностных
лиц, находящихся во взаимодействии и соподчинении.
Характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Слайд 14Ключевые категории управления
Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие.
Отражает
динамику управления, его технологические особенности.
Слайд 15Ключевые категории управления
Механизм управления – совокупность методов воздействия.
В зависимости от характера
используемых средств воздействия методы управления делятся на:
-административные;
-экономические;
- социально-психологические.
Слайд 16Менеджмент: тип управления
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как:
Способ, манера
общения с людьми
Власть и искусство управления
Особого рода умение и административные навыки
Орган управления, административная единица
Слайд 17Основные подходы определения сущности и содержания менеджмента
Менеджмент рассматривается как:
вид деятельности человека
иерархическая
организационная структура
категория людей, занятых управлением
самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения
Слайд 18СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – тип рационального управления в условиях либеральной
экономики.
Его признаками являются:
доминирование экономических методов управления
учет человеческого фактора
гибкие организационные структуры
профессионализм управляющих
маркетинг
стратегический анализ
инновационность.
Слайд 19Общие подходы в менеджменте
ПРОЦЕССНЫЙ
СИСТЕМНЫЙ
СИТУАЦИОННЫЙ
Слайд 20Процессный подход
Менеджмент рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих
функций.
Поэтому, важным условием успешного управления является не только эффективность управленческих функций самих по себе, но и правильная их соорганизация в рамках единого процесса.
Слайд 21Системный подход в менеджменте
Организация рассматривается как открытая система
Обработка и преобразование входов
Вход:
Информация
Материалы
Капитал
Трудовые
ресурсы
Выход:
Продукция и услуги
Рост
Доля рынка
Социальная ответственность
Удовлетворенность работников
Слайд 22Системный подход в менеджменте
Главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в
целом, в единстве ее составляющих частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром.
Слайд 24Недостатки системного подхода
Не определяет основные переменные, влияющие на функции управления
Не определяет
влияния внешней среды на деятельность организации
Слайд 25Ситуационный подход в менеджменте
Любая организация - открытая система, которая находится в
постоянном взаимодействии с внешней средой.
Главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее – в той ситуации, в которой она реально функционирует.
Слайд 26СИТУАЦИЯ
Определяется как конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее
сильно влияют на организацию в данное время.
Слайд 28Характеристики внешнего окружения
Сложность определяется количеством и схожестью факторов, влияющих на организацию.
Динамизм
характеризуется изменчивостью факторов, влияющих на организацию.
Слайд 29Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода
Формирование управленческой компетентности руководителя
Предвидение последствий
использования концепции, анализ
Интерпретация ситуации, выделение факторов
Согласование выбранных приемов управления с конкретными условиями
Слайд 30Факторы, определяющие состояние и развитие организации с позиции ситуационного подхода
1 -
Внутренняя среда - структура, культура, ресурсы
2 - Внешняя среда прямого воздействия – поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, местные и правительственные органы
3 - Внешняя среда косвенного воздействия – политика, экономика, технология социально-культурны факторы, право, природные факторы