Презентация, доклад на тему Всадник, скачущий впереди - короткая экскурсия по творчеству Аркадия Гайдара.

Содержание

Аркадий Петрович Голиков, будущий писатель Гайдар, родился в городе Льгове Курской губернии накануне первой русской революции, 22 января 1904 года. Родился в семье учителей — Петра Исидоровича Голикова (1879—1927) и Натальи Аркадьевны Сальковой (1884—1924), дворянки, дальней

Слайд 1Кулешовский детский отдел МЦБ Азовского района.
ВСАДНИК, СКАЧУЩИЙ ВПЕРЕДИ!
Короткая экскурсия по творчеству

Аркадия Гайдара.
Кулешовский детский отдел МЦБ Азовского района.ВСАДНИК, СКАЧУЩИЙ ВПЕРЕДИ!Короткая экскурсия по творчеству Аркадия Гайдара.

Слайд 2Аркадий Петрович Голиков, будущий писатель Гайдар, родился в городе Льгове Курской

губернии накануне первой русской революции, 22 января 1904 года. Родился в семье учителей — Петра Исидоровича Голикова (1879—1927) и Натальи Аркадьевны Сальковой (1884—1924), дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.
Унаследовав от народа трудолюбие и даровитость , Петр Исидорович смог получить образование. После двухклассного училища и неоконченной сельскохозяйственной школы он поступает в Курскую учительскую сенминарию. Сказалась любовь к словесности: увлекался литературой, имел каллиграфический почерк, мог прекрасно сочинять. На литературной почве произошло и знакомство с будущей женой Наташей Сальковой. Встретились они в библиотеке, где оба часто проводили время. Их сблизили книги, общие вкусы и склонности: молодая девушка тоже иногда обращалась к перу.


Родители будущего писателя участвовали в революционных выступлениях 1905 года. В 1908 году покинули Льгов. П. И. Голиков поступил на службу в акцизное ведомство. В 1910 году Н. А. Салькова окончила акушерские курсы и недолгое время после этого работала акушером. В 1912 году П. И. Голиков получил назначение в Арзамас. Там Аркадий Голиков и жил вместе со своей семьёй до 1918 года.

Аркадий Петрович Голиков, будущий писатель Гайдар, родился в городе Льгове Курской губернии накануне первой русской революции, 22

Слайд 3Однако не долго продолжалось беспечное детство Аркадия Голикова – мировая война,

всполошившая всех людей, заставила Аркадия задуматься над серьёзными вопросами жизни. В первые же дни отца забрали в армию. Сын тяжело переживал расставание с любимым человеком, сильно скучал и однажды, не выдержав разлуки сбежал из дома к нему на фронт. Правда, на другой же день его разыскали и вернули домой. В том же году для Аркадия началась новая, заманчивая пора учёбы – он поступил в первый класс реального училища.
Однако не долго продолжалось беспечное детство Аркадия Голикова – мировая война, всполошившая всех людей, заставила Аркадия задуматься

Слайд 4Перед любознательным и восприимчевым ребёнком распахнулся мир увлекательных занятий, бесконечных окрытий,

волнующих дум и мечтаний. Он участвует в самодеятельных спектаклях, выступает на вечерах в женской гимназии, устраивает «морские сражения» на Сорокинских прудах. В школе из всех предметов безраздельное предпочтение отдавал словесности, обнаружив с самого начала учёбы немалые способности в этой области. Родители всячески поощряли творческие упражнения сына.
Перед любознательным и восприимчевым ребёнком распахнулся мир увлекательных занятий, бесконечных окрытий, волнующих дум и мечтаний. Он участвует

Слайд 5Участвовал в Гражданской войне. В 1918 году (в 14 лет) был

принят в коммунистическую партию (РКП(б)) в качестве кандидата. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. В феврале 1921 года досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков. В марте 1921 года вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте.
Участвовал в Гражданской войне. В 1918 году (в 14 лет) был принят в коммунистическую партию (РКП(б)) в

Слайд 6«Я любил Красную армию и думал остаться в ней на всю

жизнь. Но в 23 - м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Всё что-то шумело в висках, гудело и губы неприятно дёргались. Долго меня лечили, и наконец в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось 20 лет, я был зачислен по должности командира полка в запас.»
Переполненный яркими фронтовыми впечатлениями и подсознательно следуя своему изначальному призванию, Аркадий Гайдар приступил к литературным «Запискам» – воспоминаниям, послужившим вскоре основой для его первого художественного произведения «В дни поражений и побед».
«Я любил Красную армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23 - м

Слайд 7Творением, определившим творческий путь писателя и ознамновавшим новый рубеж в литературе

для детей, стал рассказ «Р.В.С» в нём берут начало темы, мотивы и образы, которые потом пройдут через всё творчество Гайдара. В этом рассказе появилось писательское умение Гайдара показать не только движение жизни до сего дня, но и дать представление о её перспективе. Всё произведение пронизывает революционно-романтический пафос, эмоционально-приподнятое изображение событий и лиц. Здесь можно отметить и лиризм гайдаровской прозы, и добродушный юмор в сочетании с напряжённым драматизмом, и элементы интриги, игры, опасных приключений. Наконец, обращает на себя внимание языковое мастерство автора, ориентирующегося в своей повествовательной манере на опыт детского речевого общения.
Творением, определившим творческий путь писателя и ознамновавшим новый рубеж в литературе для детей, стал рассказ «Р.В.С» в

Слайд 8Нелёгкий, но плодотворный журналистский путь Аркадия Петровича начался в Перми. Здесь

в газете «Звезда» впервые появился его крылатый псевдоним – Гайдар, - звучащий как позывные далёких пламенных лет. Высокой романтикой овеяно это литературное имя писателя. В сознании всех поколений оно вошло в значении «Всадник, скачущий впереди». Журналистская деятельность Гайдара была исключительно плодотворной: толко в «Звезде» за один год было опубликовано свыше ста его фельетонов, 12 рассказов, 5 повестей, 4 очерка, 5 стихотворений. Журналист и писатель жили в нём нераздельно. За короткое время, менее чем за три года, пишет повести «Жизнь ни во что», «Тайна горы», «Лесные братья», «Рыцари неприступных гор», «На графских развалинах». Интригующие названия, как и само содержание произведений, красноречиво свидетельствовали об увлечении ищущего автора романтическими сюжетами и образами. Но при этом логика развития его раннего творчества убеждает в постепенном преодолении писателем внешней, ложной романтики. Решающим этапом на этом пути явилась повесть «Школа», ставшая значительным явлением в истории прозы для детей.

Эта повесть рассказывает о драматических событиях, происходящих «в дни поражений и побед», показывает настоящую школу мужества, пройденную юным поколением борцов за Советскую власть того времени.

Нелёгкий, но плодотворный журналистский путь Аркадия Петровича начался в Перми. Здесь в газете «Звезда» впервые появился его

Слайд 9В коротком рассказе «Четвёртый блиндаж» деревенские ребятишки неожиданно попадают в беду:

случайно оказываются в блиндаже учебного полигона под настоящим артиллерийским обстрелом. Для малышей это необыкновенное обстоятельство явилось не по возрасту тяжёлым испытанием, вызвавшим у них максимальное напряжение чувств. Долго они не могли прийти в себя и освободиться от страха перед смертью. Преодолеть это жуткое ощущение помог им рассказ восьмилетней Нюрки о героической гибели её отца, который во время гражданской войны пожертвовал собой, выполняя боевой приказ. В повести «Судьба барабанщика» юного героя выручили из беды и толкнули на решительные действия хорошие солдаткие песни, которые часто напевал ему отец.
В коротком рассказе «Четвёртый блиндаж» деревенские ребятишки неожиданно попадают в беду: случайно оказываются в блиндаже учебного полигона

Слайд 10Повесть «Тимур и его команда» представляет собой поистине феноменальное явление искусства:

в мировой литературной практике трудно найти произведение, которое бы дало начало столь массовому детскому движению, каким является форма тимуровской работы, порождённая книгой Гайдара. «Удача Гайдара, - справедливо утверждал Л.Кассиль, - его огромная заслуга и полная победа гайдаровского творческого метода в том и заключались, что писатель предугадал, рассмотрел и почусвтвовал образ своего Тимура, зарождавшийся в тысячах малых, но славных дел, творимых нашими школьниками».
Повесть «Тимур и его команда» представляет собой поистине феноменальное явление искусства: в мировой литературной практике трудно найти

Слайд 11По лирической насыщенности и связанной с ней глубине эмоционального выпажения человеческих

переживаний, настроений, чувств «Голубая чашка» не знала себе равных в предшевствующей литературе. И совершенно справедливо, чьо именно с неё ведут исследователи начало советской «психологической прозы». Здесь впервые в литературе для детей смело вводится подтекст, о котором Л.Кассиль высказался так: «В поэтическом рассказе «Голубая чашка» есть как бы несколько разных слоёв глубины. Чем взрослее читатель, тем дальше и глубже может заглянуть он в замысел гайдаровского рассказа. Дети увидят, может быть, лишь его зеркальную поверхность, залюбуются отражённой в ней картиной странствий отца и дочки, порадуются их лучистой дружбе. Гайдар также повествует проникновенно и негромко о большиз «взрослых» темах, толкуя про нелады в семье, горькую любовь, про славную дружбу больших и маленьких»
По лирической насыщенности и связанной с ней глубине эмоционального выпажения человеческих переживаний, настроений, чувств «Голубая чашка» не

Слайд 12В рассказе «Чук и Гек» мотив счастья выкристаллизовывается в крылатую фразу,

ставшую своеобразной клятвенной формулой для юного поколения: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою землю, свою Родину». Удивительно стройно и мелодично звучат гайдаровские фразы. Нелегко давались они художнику, хотя многим и казалось, что повести и рассказы создавальсь им за один присест. Так творить мог только писатель, до конца знающий мир детей и по-отцовски, всей душой любящий этот удивительный народ. «Гайдар очень хорошо знал ребёнка, не изучал его, а просто знал – памятью детства»
В рассказе «Чук и Гек» мотив счастья выкристаллизовывается в крылатую фразу, ставшую своеобразной клятвенной формулой для юного

Слайд 13Общение с детьми составляло неотъёмлимую часть творческого процесса Аркадия Гайдара. Писатель

нигде не мог оставаться без детского окружения. Едва приехав в Арзамас поработать в спокойной обстановке и только что закончив устраиваться, он уже спешит сообщить московским друзьям: «Девчонкам я купил санки и выстроил им во дворе большую снежную крепость с бойцами. Вчера там впревые был поднят военный флаг. Девчонки героически отражали мои бешеные атаки, причём я получил контузии прямо в рот». Стали поистине легендарными рассказы о том, как легко сходился Аркадий Петрович с разновозрастной детворой, с какой душевной щедростью и изобретательностью наделял он их маленькими и большими радостями – будь то подарки, весёлое слово или необычные забавы.
Общение с детьми составляло неотъёмлимую часть творческого процесса Аркадия Гайдара. Писатель нигде не мог оставаться без детского

Слайд 14Современные издания детских книг А.П. Гайдара.

Современные издания детских книг А.П. Гайдара.

Слайд 16Начало войны застало А.Гайдара на его боевом посту – за письменным

столом, на котором лежала дорабатываемая рукопись. Опытный военный человек, он ясно предчувствовал неизбежность великих сражений и, как предусмлтрительный командир, спешил отдать последние приказания резервной армии Мальчишей. Спешил, чтобы его напутственное слово дошло до маленьких помощников своевременно и чтобы самому не задерживаться в тылу. В первый же день фашистского нападения Аркадий Петрович обращается в секретариат Союза писателей с просьбой отправить его на фронт. Но только лишь после многократных настойчивых просьб, заявлений, ходатайств он, наконец, вопреки возражениям врачей, получает направление на Юго-Западный фронт военным корреспондентом «Комсомольской правды»
Начало войны застало А.Гайдара на его боевом посту – за письменным столом, на котором лежала дорабатываемая рукопись.

Слайд 17Благодаря знанию обстановки на передовой корреспонденции А.Гайдара были свежи, предельно достоверны

и живы. За короткий срок в сложных фронтовых условиях он написал пять очерков, три обращения к своим читателям и ряд набросков к задуманным крупным повествованиям, не дошедших до Большой Земли. Во фронтовых записях писатель, оставаясь верным другом и наставником молодёжи, по-прежнему обращается к любимой аудитории. Героическими образами бойцов, практическими советами, горячим призывным словом стремился он поднять свою многогомиллионную армию на патриотические дела. За увлекательными книгамиГайдара – поучительная собственная жизнь, за призывом к подвигу – личное самопожертвование.
Благодаря знанию обстановки на передовой корреспонденции А.Гайдара были свежи, предельно достоверны и живы. За короткий срок в

Слайд 18Когда над Киевом нависла угроза захвата и журналистскому корпусу было предписано

срочно эвакуироваться, А.Гайдар отказывается вылететь в Москву. Более того, вместе с отступающим и частями он последним покидает осаждённый город. Попав с группой войск в окружение, но имея реальную возможность вместе со всеми прорваться, писатель остаётся на оккупированной территории, вступив в партизанский отряд, действовавший в Приднестровье. Здесь, возле села Леплява, на рассвете 26 октября 1941 года, возвращаясь из очередного боевого задания, Аркдий Петрович вместе с группой партизан попадает в засаду.
Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей. Скошенный вражеской пулей на железнодорожной насыпи, он остался лежать на убегающем в разные стороны пути. При жизни удостоенный «Знак Почёта», Аркадий Петрович посмертно награждён в 1963 году орденом Отечественной воёны 1 степени.
Когда над Киевом нависла угроза захвата и журналистскому корпусу было предписано срочно эвакуироваться, А.Гайдар отказывается вылететь в

Слайд 20ИСТОЧНИКИ
Жизнь и творчество А.П.Гайдара. Материалы для выставки в школе и детской

библиотеке/Сост. и вступит . сл. Н.И.Рыбакова. Оформл. Г.Ордынского – М., «Детская литература» - 1984 - 18 с., 23 ил. – (Выставка в школе)

http://illustrators.ru
https://pikabu.ru/story/arkadiy_gaydar_i_rossiyskoe_obrazovanie_4413005
Pedsovet.su
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдар,_Аркадий_Петрович

Составила заведущая Кулешовским детским отделом библиотеки Стяжкина О.А.

ИСТОЧНИКИЖизнь и творчество А.П.Гайдара. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/Сост. и вступит . сл. Н.И.Рыбакова.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть