Слайд 1Познавательные процессы. Восприятие
.
Слайд 2Восприятие— целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и
частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.
Слайд 3Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения
гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета — яблока.
Слайд 4Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии
ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.
В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы , потребности и мотивы личности. Так, образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут различаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.
Слайд 6Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его
органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Слайд 8Свойства восприятия
Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые
представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл
Слайд 9Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических
свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Слайд 10Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями
Зрительные иллюзии — это
неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов.
Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.
Слайд 12Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может
не более 0,75 сек путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени.
Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Слайд 14Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются,
и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие студентом текста на занятии включает в себя зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Слайд 16Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между
ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие движения— это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Восприятие времени— наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой».