Презентация, доклад на тему Влияние сформированности фонематического слуха на обучение грамоте у детей.

В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц,

Слайд 1Выполнила: учитель – логопед Ефимкина Мария Евгеньевна
Влияние сформированности фонематического слуха на

обучение грамоте у детей. (Игры и упражнения в помощь учителям и родителям, по коррекции письменной речи у младших школьников).
Выполнила: учитель – логопед Ефимкина Мария ЕвгеньевнаВлияние сформированности фонематического слуха на обучение грамоте у детей.  (Игры

Слайд 2В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое

множество различных звуков. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизношения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым, двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка». Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых движений, которые,, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений»

В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков. Но, слушая преимущественно

Слайд 3Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков,

то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.
Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем

Слайд 41.Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции .
2.Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой(звуком) в слабой позиции.
3.Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.
4.Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза.
5.Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
6.Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.

На что влияет нарушение фонематического слуха?

1.Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции

Слайд 5 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы

дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
1.Пропуски букв и слогов;
2.Перестановка букв и (или) слогов;
3.Недописывание слов;
4.Написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
5.Повторение букв и (или) слогов;
6. Контоминация - в одном слове слоги разных слов;
7. Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.

 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:1.Пропуски букв

Слайд 6Ошибки при чтении:
1.Пропуск букв, слогов, предлогов;
2.Замена и перестановка букв, слогов;
3.«Застревание» на

какой-либо букве, слоге, слове;
4.Недочитывание окончаний слов;
5.Искажение слов;
6.Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
7. «Угадывание» слов.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Дислексия - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать.

Ошибки при чтении:1.Пропуск букв, слогов, предлогов;2.Замена и перестановка букв, слогов;3.«Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;4.Недочитывание окончаний слов;5.Искажение

Слайд 7 Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст

4 – 5 лет.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развиваются умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Игры и упражнения по развитию фонематического слуха.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Работа по

Слайд 8Слуховое внимание детей можно развивать, используя такие игры:
"Какие звуки нарушают тишину?”:

помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).
"Кто услышит больше звуков?”: назвать как можно больше звуков, которые ребёнок слышит сейчас. Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.
"Назови звуки улицы (леса и т.п)”: игра способствует развитию не только слухового внимания , но и развивает память.
"Жмурки с колокольчиком”.

Слуховое внимание детей можно развивать, используя такие игры:

Слайд 9Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребёнком в такие игры:
Игра

«Эхо»: Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама), а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребёнок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно, можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам. «Перевозим грузы»: В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Кто больше?»: кто больше придумает слов на заданный звук.
«Путаница»: Взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:  Русская красавица своей козою славится.  Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.  Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.  Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребёнком в такие игры:Игра «Эхо»:   Взрослый обсуждает с

Слайд 10«Третий лишний» звук: ориентируясь на начало слова, найти лишнее (например, зуб, зонт,

суп) слово. Усложняя задание можно переходить к игре "Четвертый лишний” и использовать более сложные слова.
«Цепочка»: называется слово, например, автобус, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

«Третий лишний» звук: ориентируясь на начало слова, найти лишнее (например, зуб, зонт, суп) слово. Усложняя задание можно переходить

Слайд 11СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть