Слайд 1УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ
У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
Составитель: А.С. Серебрянская,
учитель-дефектолог
КОУ ВО «Павловская
школа-интернат №1
для обучающихся с ОВЗ»
2018
Слайд 2Мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей, которые
обусловлены, во-первых, более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и, во-вторых, недостаточным вниманием, которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и школьного воспитания и обучения.
Слайд 3Наибольшие трудности возникают у глухих детей при овладении логическими и понятийными
формами и способами мышления. Вместе с тем, по мнению ученых, при систематической педагогической работе, направленной на формирование этого вида мышления, можно было бы предупредить возникновение этих трудностей.
На основе обобщения исследований в области общей детской и сурдо-психологии можно выделить ряд условий развития понятийного мышления у глухих детей.
Слайд 4Понятийное мышление опирается на более рано возникающие формы — наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. У детей с нормальным слухом речь постепенно включается в процесс мышления. Сначала акт мышления осуществляется путем реального действия, и ребенок еще очень слабо владеет речью. Затем речь начинает сопровождать процесс мышления, в ней отмечаются некоторые объекты и действия с ними, выражается оценка этих действий и отдельных отношений. Постепенно речь приобретает функцию планирования будущих действий.
Слайд 5Первое условие развития понятийного мышления глухих детей — это формирование речи
как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Это означает приобретение ребенком практики решения задач, условия которых выражены наглядными средствами. Способы решения этих задач — реальные действия с предметами или оперирование их образами. Однако весь процесс решения осуществляется в единстве с речевой деятельностью. Ребенок формулирует в речи вопрос и характеризует наглядную ситуацию задачи, дает описание этапов решения и конечного результата.
Слайд 6Второе условие формирования понятийного мышления — это обучение умению мыслить обратимо,
понимать относительность тех или иных явлений. Для этого глухие дети должны владеть необходимыми речевыми средствами, и прежде всего связями как от данного слова или словесного высказывания к их содержанию, так и от предмета, его признака, действия, жизненной ситуации к словам и словесным высказываниям, их обозначающим. Пространственные отношения между предметами следует анализировать со стороны каждого из включенных в ситуацию предметов (круг над квадратом — квадрат под кругом).
Слайд 7Третье условие формирования понятийного мышления — это развитие умений осуществлять основные
мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию) как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности. Такая работа может быть начата в период воспитания детей в детском саду и продолжена в школе. основные трудности у детей с нарушениями слуха возникают тогда, когда они должны вычленить главное свойство объекта и отвлечься от остальных его свойств, т. е. произвести ряд операций по вычленению определенных признаков и соотнесению различных сведений.
Слайд 8Четвертое выделяемое условие — это овладение детьми началами логической грамоты: принципами
классификации, построением простейших дедуктивных и индуктивных умозаключений, установлением логических связей (причинно-следственных, целевых, условных). Глухих детей следует учить оперировать понятиями разной степени обобщенности — родовыми, видовыми. По мере оперирования понятиями формируется умение устанавливать внутренние зависимости между событиями, явлениями типа «причина — следствие», «цель — действие» и т. д.
Слайд 9По мере обогащения детей конкретными видами классификационных связей им могут быть
даны такие абстрактные понятия, как «род —вид —разновидность»; «класс —подкласс». Овладение этими понятиями обеспечит более высокий уровень
осознания структуры классификационных связей. В ходе овладения системами конкретных понятий, логическими терминами и другими научными понятиями в их соотнесенности между собой у глухих детей постепенно намечается переход от конкретно-понятийной формы мыслительной деятельности к абстрактно-понятийной.
Слайд 10Среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления
не отличается от слышащих сверстников. Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.
Слайд 11Литература
Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
завед. - М. : Академия, 2002. – 203 с.
Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: Просвещение, 2001