Презентация, доклад на тему УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей, которые обусловлены, во-первых, более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и, во-вторых, недостаточным вниманием, которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и

Слайд 1УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
Составитель: А.С. Серебрянская,
учитель-дефектолог
КОУ ВО «Павловская

школа-интернат №1
для обучающихся с ОВЗ»
2018
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ  ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ  У ГЛУХИХ ДЕТЕЙСоставитель: А.С. Серебрянская,учитель-дефектологКОУ ВО «Павловская школа-интернат №1для обучающихся с

Слайд 2Мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей, которые

обусловлены, во-первых, более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и, во-вторых, недостаточным вниманием, которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и школьного воспитания и обучения.
Мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей, которые обусловлены, во-первых, более медленным и своеобразным

Слайд 3Наибольшие трудности возникают у глухих детей при овладении логическими и понятийными

формами и способами мышления. Вместе с тем, по мнению ученых, при систематической педагогической работе, направленной на формирование этого вида мышления, можно было бы предупредить возникновение этих трудностей.
На основе обобщения исследований в области общей детской и сурдо-психологии можно выделить ряд условий развития понятийного мышления у глухих детей.

Наибольшие трудности возникают у глухих детей при овладении логическими и понятийными формами и способами мышления. Вместе с

Слайд 4Понятийное мышление опирается на более рано возникающие формы — наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление. У детей с нормальным слухом речь постепенно включается в процесс мышления. Сначала акт мышления осуществляется путем реального действия, и ребенок еще очень слабо владеет речью. Затем речь начинает сопровождать процесс мышления, в ней отмечаются некоторые объекты и действия с ними, выражается оценка этих действий и отдельных отношений. Постепенно речь приобретает функцию планирования будущих действий.
Понятийное мышление опирается на более рано возникающие формы — наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей с нормальным

Слайд 5Первое условие развития понятийного мышления глухих детей — это формирование речи

как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Это означает приобретение ребенком практики решения задач, условия которых выражены наглядными средствами. Способы решения этих задач — реальные действия с предметами или оперирование их образами. Однако весь процесс решения осуществляется в единстве с речевой деятельностью. Ребенок формулирует в речи вопрос и характеризует наглядную ситуацию задачи, дает описание этапов решения и конечного результата.
Первое условие развития понятийного мышления глухих детей — это формирование речи как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном

Слайд 6Второе условие формирования понятийного мышления — это обучение умению мыслить обратимо,

понимать относительность тех или иных явлений. Для этого глухие дети должны владеть необходимыми речевыми средствами, и прежде всего связями как от данного слова или словесного высказывания к их содержанию, так и от предмета, его признака, действия, жизненной ситуации к словам и словесным высказываниям, их обозначающим. Пространственные отношения между предметами следует анализировать со стороны каждого из включенных в ситуацию предметов (круг над квадратом — квадрат под кругом).
Второе условие формирования понятийного мышления — это обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.

Слайд 7Третье условие формирования понятийного мышления — это развитие умений осуществлять основные

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию) как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности. Такая работа может быть начата в период воспитания детей в детском саду и продолжена в школе. основные трудности у детей с нарушениями слуха возникают тогда, когда они должны вычленить главное свойство объекта и отвлечься от остальных его свойств, т. е. произвести ряд операций по вычленению определенных признаков и соотнесению различных сведений.
Третье условие формирования понятийного мышления — это развитие умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракцию,

Слайд 8Четвертое выделяемое условие — это овладение детьми началами логической грамоты: принципами

классификации, построением простейших дедуктивных и индуктивных умозаключений, установлением логических связей (причинно-следственных, целевых, условных). Глухих детей следует учить оперировать понятиями разной степени обобщенности — родовыми, видовыми. По мере оперирования понятиями формируется умение устанавливать внутренние зависимости между событиями, явлениями типа «причина — следствие», «цель — действие» и т. д.
Четвертое выделяемое условие — это овладение детьми началами логической грамоты: принципами классификации, построением простейших дедуктивных и индуктивных

Слайд 9По мере обогащения детей конкретными видами классификационных связей им могут быть

даны такие абстрактные понятия, как «род —вид —разновидность»; «класс —подкласс». Овладение этими понятиями обеспечит более высокий уровень
осознания структуры классификационных связей. В ходе овладения системами конкретных понятий, логическими терминами и другими научными понятиями в их соотнесенности между собой у глухих детей постепенно намечается переход от конкретно-понятийной формы мыслительной деятельности к абстрактно-понятийной.
По мере обогащения детей конкретными видами классификационных связей им могут быть даны такие абстрактные понятия, как «род

Слайд 10Среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления

не отличается от слышащих сверстников. Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.
Среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников. Это

Слайд 11Литература

Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

завед. - М. : Академия, 2002. – 203 с.
Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: Просвещение, 2001

ЛитератураБогданова Т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М. : Академия, 2002.

Слайд 12Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть