Слайд 2Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках
ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
Слайд 3Главные особенности уроков развивающего контроля
Уроки такого типа должны
охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
Слайд 4Приёмы, применяемые на различных этапах урока
Слайд 18Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего
контроля строится по следующей схеме:
Ученики пишут контрольную работу.
Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Педагогический контроль.
Слайд 19Структура урока развивающего контроля
I урок
1.
Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.
На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.
Слайд 20Приемы для этапа мотивации:
Конкурс шпаргалок.
Ромашка Блума.
Корзина идей.
Бортовой журнал.
Толстые и тонкие вопросы.
Кольца
Венна.
Кластер.
Сорбонки.
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.
Слайд 212.Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
На данном этапе продолжается подготовка мышления
учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.
После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.
В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.
Слайд 22Приемы для этапа актуализации:
Таблица "ЗХУ".
Прием "Верно-неверно".
Кластеры.
Ассоциативные ряды.
Бег ассоциаций.
Слайд 23II урок
Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь
важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.
Слайд 24Этап: фиксирование локальных затруднений.
Главная цель этого этапа работы
в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
Что я сделал сначала, что потом?
В чем возникло затруднение?
На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
Приемы для этапа локализации:
Инсерт.
Таблица "ЗХУ".
Ромашка Блума.
Бортовой журнал.
Морфологический ящик.
Слайд 25Этап: создание плана по решению проблемы.
На данном этапе
ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний.
Работать удобнее по следующему плану:
Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками.
Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.
Слайд 26Приемы для этапа создания плана по решению проблемы.
Составление алгоритма.
Прием "Да-нет".
Толстые и
тонкие вопросы.
ИДЕАЛ.
Слайд 27Этап: реализация на практике выбранного плана.
Ученик на данном этапе самостоятельно или
в парах (в группах) работают по составленному проекту.
Приемы для этапа реализации проекта:
Мудрые совы.
Обратная мозговая атака.
Интеллектуальный ринг.
Слайд 28Обобщение видов затруднения.
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие
пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.
Слайд 29Приемы для этапа самостоятельной работы:
Прием "Да-нет".
Верные и неверные суждения.
Лови ошибку.
Реставратор.
Мини-тестирование.
Цепочка (в разных
вариантах).
Слайд 30Этап рефлексии деятельности.
Главная цель этого этапа — самооценка
учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).
Приемы для этапа рефлексии:
Синквейн.
Цветные поля.
Дерево познания.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Слайд 31Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что
для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.
Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.
Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).
Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.
К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.
Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.
После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.
Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.
Продумать форму проведения этапа рефлексии.
Составить задания для этапа повторения.
Составить технологическую карту урока (конспект).
Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.
Слайд 32 В педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время
которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.