Слайд 1«Компетентностный подход
в современном образовании»
Учебный семинар
для РМО учителей
истории и
обществознания
Разработчик: учитель истории и обществознания
Гавришиной Н.М.
Слайд 2В документе «Стратегия модернизации образования в РФ» определена основная задача, стоящая
перед каждым учебным заведением:
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать
не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах»
Слайд 3В основу обновленного содержания образования положены
«ключевые компетенции».
Определилась в
связи с этим основная проблема современного
российского образования:
«Ключевые компетенции
как компонент
личностно-ориентированной
парадигмы образования»
Слайд 4Принципы применения
компетентностного подхода
Смысл образования заключается в развитии у
обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах на основе использования социального опыта, элементом которого является их собственный опыт.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Слайд 5
Новый подход определяет новую модель образования, при которой компетенции -
результат современного образовательного процесса.
Результат компетентностного подхода - овладение компетенциями
Необходимость обучения компетенциям является ответом образования на вызовы современного общества.
Слайд 6Компетенция и компетентность
Компетенция – заданное
социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – обладание учеником компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – уже состоявшееся личностное качество ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции предлагаются ученикам для овладения, формирования компетентностей.
Этим определяется их место в двухуровневой структуре образовательных стандартов: компетенции входят в "Минимумы содержания", а компетентности – в "Требования к выпускникам".
Слайд 7 Иерархия компетенций
В
соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяют
трехуровневую иерархию компетенций:
Ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования, определяются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения;
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 8
Что такое «ключевые
компетенции»?
Ключевые компетенции - способность осмысленного
применения учеником комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов.
Ключевые компетенции определяются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества
(Европейский проект «Определение и отбор ключевых компетенций»).
Слайд 9Ключевые компетенции
это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку
понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества
умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его
успешной социализации.
Слайд 10Новый смысл образования
В контексте социализации смысл образования состоит в освоении какой-либо
культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности.
Иными словами, человек учится реализовать себя как «я» и быть успешным в обществе.
Слайд 11Цель компетентностного подхода
Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы
не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях,
а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях
Слайд 12Задачи компетентностного подхода:
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы
с большими объемами информации
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ
формировать навыки самообразования, развитие способности к мобильности обучающихся
формировать навыки работы в команде
развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить
формировать навыки самоконтроля
Слайд 13Компетентностный подход в образовании и традиционное обучение
Традиционный подход
«Усвоение знаний, умений, навыков»
Компетентностный подход
«Освоение умений, навыков, знаний»
Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Слайд 14Из доклада «Образование: сокрытое сокровище» на Международной комиссии по образованию для
XXI века
«Четыре столпа",
на которых основывается современное образование
научиться познавать
научиться делать
научиться жить вместе
научиться жить
Слайд 15Основные подходы в определении основных компетенций (в Европе)
Их может быть всего
две –
уметь писать и думать
Или десять:
учение
исследование
думание
общение
кооперация
взаимодействие
уметь делать дело
доводить дело до конца
адаптироваться к себе
принимать себя
Слайд 16Основные ключевые компетенции в РФ
1.Ценностно-смысловая компетенция
2.Социально-трудовая компетенция.
3. Компетенция личностного самосовершенствования
4.Учебно-познавательная компетенция
5.Информационные
компетенции
6.Общекультурная компетенция
7.Коммуникативная компетенция
Слайд 17Что такое знания?
Античная метафора - метафора восковой таблички, на
которой отпечатываются внешние впечатления.
Более поздняя метафора - это метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях.
Главное здесь - память
Слайд 18Метафоры знания
Метафора Сократа
- это метафора родовспоможения: у человека есть знание, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который сможет помочь родить это знание.
Евангельская метафора выращивания зерна. Знание вырастает в сознании человека, как зерно в почве. Знание возникает как результат познающего воображения, стимулированного посредником.
Место педагога-посредника
Слайд 19Компетентностный подход
является усилением прикладного, практического характера школьного образования
(в том
числе и предметного обучения).
Слайд 20Внедрение
компетентностного подхода
через включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс
через
использование интерактивных технологий
изменение оценки деятельности обучающегося
через освоение уровней достижений ключевых компетенций (диагностирование и самодиагностика, самооценка)
через развитие самостоятельности обучающихся
Слайд 21Внедрение
компетентностного подхода:
через изменение смысла термина «развитие», введение понятие «развивающей
среды»
через применение компететностно- ориентированных заданий
через изменение профессиональной позиции учителя
через формирование профессиональных компетенций учителя
Слайд 22Формула компетентности
Компетентность =
мобильность знаний
+
гибкость метода
+
критичность мышления
Слайд 23Технологии компетентностного подхода
Технология сотрудничества
Личностно-ориентированное образование
Профильное, разноуровневое обучение
Технологии интерактивного, проблемного обучения
Технология «Портфель
ученика» («Портфолио»).
Технология проектной деятельности
Технология учебно-исследовательской деятельности
Слайд 24«Об уровне цивилизации говорят не размеры городов, не собранный урожай, о
нем говорят качества человека, которого производит страна». У. Эмерсон
Необходимость действовать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий требует безусловной самостоятельности человека.
Это обеспечивается рядом качеств:
- умением видеть проблему;
- превращать ее в набор задач и создавать технологи и способы их решения;
- принимать решения и владеть информационными технологиями.
Это минимум способностей, которые следует поддержать, развить для организации личного ресурса человека в современных условиях.
Слайд 25Таким образом, школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у
них такие качества как мобильность, динамизм, толерантность и конструктивность, то есть компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности. Реализуя связь между «знанием», «умением» и «конкретной ситуацией».