Слайд 1Тема:
« СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГОВЫЙ МЕТОД».
Слайд 2Термин «тренинг» (от англ. — train, training) - обучение, воспитание, тренировка,
дрессировка. По Ю.Н. Емельянову - тренинг - группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
Впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп.
Слайд 3Т-группа - собрание гетерогенных индивидов, встречающихся с целью исследовать межличностные отношения
и групповую динамику, которые они сами порождают своим взаимодействием.
Т-группы возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности. В 1970-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом.
Слайд 4Признаки социально-психологических тренингов :
- использование потенциала развития человека в групповой динамике;
- стадийность ( три основные стадии: начальная, рабочая и конечная);
- комплексное применение совокупности методов групповой работы (ролевых игр, групповых дискуссий, психотехнических упражнений и др.);
Слайд 5- продолжительное проведение тренинговых занятий (курс составляет не менее 20-60 учебных
часов);
- широкая целевая направленность тренингов на развитие, психокоррекцию и психотерапию личности человека, его профессиональных и жизненных умений и качеств;
- в работе тренинговой группы всегда присутствуют две стороны: содержательная и личностная.
Слайд 6Формы социально-психологических тренингов:
-для повышения коммуникационной компетентности;
-для работы с психически здоровыми людьми
в целях оказания им помощи в саморазвитии (тренинг креативности, профессиональных умений);
-для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства;
Слайд 7-в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических
заболеваний.
Социально-психологические тренинги могут иметь цели:
-формирования и развития определенных профессиональных и жизненных умений и качеств человека;
-психокоррекционные;
-психотерапевтические.
Слайд 8К частным формам социально-психологического тренинга общения относят:
- тренинг сензитивности;
- тренинг делового
общения;
-социально-ролевой тренинг.
Слайд 9Тренинг позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания
людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Слайд 10Тренинг:
1) своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные
отношения или социальные феномены.
2) один из способов практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей.
Слайд 11Какой помощи в решении своих проблем, преодолении трудностей с которыми они
столкнулись, ожидают клиенты от психолога?
Во-первых, клиент может просто запрашивать ту или иную психологическую информацию, которой ему не хватает для самостоятельного осуществления желаемых изменений.
Слайд 12Во-вторых, клиент может нуждаться в том, чтобы психолог помог связать информацию
с непосредственной ситуацией клиента, фактически поставил психологический диагноз и вместе с клиентом разработал проект(ы) необходимых изменений, осуществив которые клиент добьется желаемого.
Слайд 13В-третьих, клиент может хотеть, чтобы психолог не столько дал ему информацию
или помог в разработке проекта необходимых изменений, сколько взял и произвел эти изменения.
Слайд 14В-четвертых, клиент может желать не столько избавиться от той или иной
проблемы, сколько научиться самостоятельно решать ее в дальнейшем.
Слайд 15С точки зрения запросов клиента можно выделить четыре основных цели практической
психологической деятельности и соответственно, четыре способа их достижения, которые могут быть обозначены как мета-методы деятельности психолога:
1) информирование,
2) консультирование,
3) интервенция
4) тренинг.
Слайд 16Возможные ошибки психолога при использовании
мета-методов:
1. Увлечение информированием.
2. Увлечение
консультированием и интерпретацией.
3. Увлечение интервенциями.
Слайд 172. Задачи психологического тренинга:
1. Задача мотивирования и формирования позитивных отношений к
новой деятельности.
2. Задача формирования системы представлений клиента.
3. Задача формирования умений.