Слайд 2Требования профессиональных стандартов
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
«Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»
Слайд 3Требования профессиональных стандартов
обладать знаниями о современных образовательных технологиях профессионального обучения, видах
и приемах современных педагогических технологий;
уметь «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии»;
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.».
Слайд 4Методы обучения
Методы обучения – «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся,
направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».
Слайд 5 Критерии технологичности
Образовательная технология должна
удовлетворять основным требованиям
(критерии технологичности):
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 6Классификации методов обучения
Классификация на основе выделения источников передачи содержания
(Е.Я. Голант, С.Г. Шаповаленко, Н.М. Верзилин):
Словесные методы – рассказ, беседа, инструктаж и др.
Практические методы – упражнение, тренировка и др.
Наглядные методы – показ, иллюстрирование.
Слайд 7Классификации методов обучения
Классификация по характеру деятельности обучаемых (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
1.Объяснительно-иллюстративный метод
2. Репродуктивный
метод
3. Проблемное изложение
4. Частично-поисковый метод
5. Исследовательский метод
Слайд 8Классификации методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод осуществляется в
форме лекции, рассказа, беседы, демонстрации опытов, трудовых операций, экскурсий и т. п. Деятельность обучающегося направлена на получение информации и узнавание. В результате формируются «знания-знакомства».
Репродуктивный метод
Обучающийся сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д. В результате формируются «знания-копии».
Слайд 9Классификации методов обучения
Проблемное изложение
Студенты как бы
становятся свидетелями и соучастниками научного поиска
Частично-поисковый метод
Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Слайд 10Классификации методов обучения
Исследовательский метод
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Слайд 11Классификации методов обучения
Классификация по характеру организации взаимодействий между учителем и учениками
(Ю.К.Бабанский):
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Слайд 12Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В.
Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);
личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)
Слайд 13Проблемное обучение
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая
предполагает создание под
руководством учителя проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению.
Результат проблемного обучения:
творческое овладение знаниями, навыками, умениями;
развитие мыслительных способностей.
Слайд 14Технология «ТРИЗ» (технология
решения изобретательских задач)
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного
мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения – в
использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
Слайд 15Коллективный способ обучения
Теоретические основы КСО сформулированы В.К. Дьяченко, он выделяет четыре
формы обучения:
Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
Парная – «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы).
Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек».
Слайд 16Технологии развития критического мышления
Слайд 18Дистанционные образовательные технологии
Кейсовая (портфельная) технология (основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических
материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения;
информационно-спутниковая технология (информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи;
интернет-технология (интернет-сетевая технология – технология, базирующаяся на использовании сети «Интернет» для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения в сети; локально-сетевая технология – технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения).
Слайд 19Дистанционные образовательные технологии
LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – свободная
система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между учителем и учеником.
Moodle относится к классу LMS (Learning Management System – система управления обучением). В нашей стране подобное ПО называют системой дистанционного обучения СДО.
Слайд 20Активные и интерактивные методы обучения
Классификация активных методов обучения
Н.В. Борисовой
Слайд 21Пассивный метод
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой
учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов
и т. д.
Слайд 22Активный метод
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Слайд 23Интерактивный метод
Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с
педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Преподаватель становится фасилитатором или консультантом обучающихся, основная роль которого сводится к разработке плана урока, интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся изучают материал.
Слайд 24Активные и интерактивные методы обучения
Структура проблемной лекции
1) создание проблемной ситуации через
постановку учебных проблем;
2) конкретизация учебных проблем, выдвижение гипотез по их решению;
3) мысленный эксперимент по проверке выдвинутых гипотез;
4) проверка сформулированных гипотез, подбор аргументов, фактов для их подтверждения;
5) формулировка выводов;
6) подведение к новым противоречиям, перспективам изучения последующего материала;
7) вопросы (письменные задания) для обратной связи,
помогающие корректировать умственную деятельность студентов на лекции.
Слайд 25Активные и интерактивные методы обучения
Структура кейса
1. Введение – первые несколько абзацев:
–
постановка задачи;
– название учреждения, имена и должности главных персонажей;
– название, размещение и номенклатура продукции организации;
– название кейса и авторство.
2. Проблема – несколько абзацев:
– краткое описание проблемы (как она видится разными участниками событий);
– описание структуры проблемной ситуации, если возможно.
3. Материалы для решения – структурированы в форме вопросов и ответов или разбиты на темы и подтемы. Материалы, необходимые для решений каждого конкретного кейса, самостоятельно определяются автором.
Слайд 26Характеристика Веб-квеста
по Ю.Б. Дробатенко
Слайд 27Задания по созданию веб-страниц
размещение выполненных рефератов и рецензий
на сайте;
публикация библиографии по теме;
создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах;
публикация курсовых и квалификационных работ обучающихся на сайте;
публикация методических разработок обучающихся;
создание банка данных о методических находках обучающихся, банка игр и упражнений и др.
Слайд 28
1. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. 178 с.
2.
Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. Рига, 1983. С.11-15.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: ИЦПКПО, 2000. 146с.
4. Емельянов Ю.Н. Активные методы социального обучения. Л., 1985.
5. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. – 333 с.
8. Фокина Л.П. Источник шаблона презентации: сайт http://linda6035.ucoz.ru/.
Информационные источники