Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ульканский межотраслевой техникум»
Типология и структура традиционного урока
мастер
п/о И.Н. Жаркова
Слайд 2Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является
сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
Слайд 3Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок
(этап, звено, элемент) учебного процесса.
Цель урока
Обучить Воспитать Развить
Слайд 4В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
-по
основной дидактической цели
-по основному способу их проведения
-по основным этапам учебного процесса
Слайд 5По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
P урок ознакомления с новым
материалом;
P урок закрепления изученного;
P урок применения знаний и умений;
P урок обобщения и систематизации знаний;
P урок проверки и коррекции знаний и умений;
P комбинированный урок и др.
Слайд 6Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки
P в форме беседы;
P лекции;
P экскурсии;
P киноуроки;
P самостоятельная
работа обучащихся;
P лабораторные и практические работы;
P сочетание различных форм занятий и др.
Слайд 7Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то
выделяют уроки:
P вводные;
P первичного ознакомления материалом;
P применения полученных правил на практике;
P повторения и обобщения;
P контрольные;
P смешанные или комбинированные.
Слайд 8Структура урока
Внутреннее строение,
последовательность отдельных этапов.
Структура урока имеет важное значение в
теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
Слайд 9Строение уроков основных типов
1. Урок ознакомления с новым материалом
Структура этого урока
определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные, этапы:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
3. Ознакомление с новым материалом;
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
5. Постановка задания на дом;
6. Подведение итогов урока.
Слайд 10 Урок закрепления изученного
Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений.
Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:
1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала;
2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
5. подведение итогов урока;
6. постановка домашнего задания.
Слайд 11
Комбинированный урок
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их
многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
4. изложение нового материала;
5. первичное закрепление изученного материала;
6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Слайд 12
Требования к уроку
Социально-педагогические условия
1)Квалифицированный творчески работающий преподаватель;
2) коллектив обучающихся с правильно сформированной
ценностной ориентацией;
3) необходимые средства обучения;
4) доверительные отношения между обучающимися и преподавателем основанных на взаимном уважении.
Слайд 13Психолого-дидактические
условия
1) уровень обученности обучающихся, соответствующий программным требованиям;
2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;
3) соблюдение
дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
4) применение активных форм и методов обучения.
Слайд 14Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических
принципов обучения:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- научности;
- связи теории с практикой, обучения с жизнью;
- наглядности;
- доступности;
- систематичности и последовательности;
- самостоятельности и активности обучающихся в обучении;
сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;
- целенаправленности и мотивации обучения;
- индивидуального и дифференцированного подхода к обучащимся.
Слайд 15Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет
результативным и информативно полным лишь при условии, что преподаватель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.