Слайд 1МОАУ Лицей г.Бронницы
учитель истории и обществознания Каштанова Е.В.
Технология дифференцированного обучения на
уроках истории и обществознания
Слайд 2Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на
различные части, формы, ступени».
Слайд 3Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические
особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.
Слайд 4 Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах
учебников по педагогике. Но применение её на практике вызывает сложности.
Слайд 5Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам,
члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Слайд 6Рассмотрим некоторые способы и приемы.
Чаще всего дифференциация реализуется через деление
класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям:
обученности и обучаемости.
Слайд 7Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика,
которые сложились к сегодняшнему дню.
Показателями обученности могут служить:
- достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений;
качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность);
способы и приемы их приобретения.
Слайд 8Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов
их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития; это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.
Слайд 9Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает
ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Слайд 10Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е
и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального характера; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.).
Слайд 11К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не
можем провести комплексную научную диагностику. Возможно, в этом могли бы помочь психологи нашей школы. Пока же преподаватели используют результаты диагностических работ и наблюдают за активностью и результативностью работы учеников на уроке.
Слайд 12По этим результатам в классе, обычно, определяются три группы учащихся:
с низким
уровнем обучаемости и обученности (20 %)
со средним (65 %)
с высоким (15 %)
(средние статистические данные)
Слайд 13Каковы цели обучения в разных группах?
Слайд 14Низкий уровень (20%):
пробудить интерес;
ликвидировать пробелы;
сформировать умение работать по
образцу.
Репродуктивные задания:
- воспроизведение информации;
- работа по образцу;
- тренировочные задания.
Слайд 15Средний уровень (65%):
развить устойчивый интерес к предмету;
закрепить и повторить имеющиеся знания;
сформировать
умение работать самостоятельно.
Продуктивные задания:
- применение знания в новой ситуации; - создание нового продукта: схем, тестов и т.п.
Слайд 16Высокий уровень (15%):
формировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности
и нестандартные задания;
развить умение самостоятельной организации обучения.
(Творческие задания)
Слайд 17Рассмотрим некоторые способы дифференциации на уроках истории и обществознания
Слайд 181. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой
способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
Слайд 192. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню
трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:
составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
Слайд 20 3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Пример такого
способа дифференциации – групповая работа
в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».
Слайд 21Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера:
с помощью учебника и
атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.
Слайд 22Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера:
по картине художника А.М.
Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».
Слайд 23Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера:
«Используя
картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины»
Слайд 24Ещё один пример – работа с французской карикатурой конца XIX в.
«Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война» в 9-ом классе.
Слайд 25Вначале ребятам предлагается ответить на вопрос:
«Как вы понимаете содержание данной
французской карикатуры 1890-х гг.?».
Слайд 27Учащиеся определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем
они определяют, какие государства обозначены на карте цифрами. Наглядность является хорошей подсказкой и позволяет выяснить причины войны даже слабым учащимся.
Слайд 28А в задание на самоподготовку можно внести дифференцированный аспект и предложить
желающим творческое задание: написать эссе с ответом на вопрос: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?»
Слайд 294. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу
учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
образец оформления ответа; памятки, планы;
карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы;
наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
начало или частичное выполнение задания.
Слайд 30Учащиеся со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно;
ученикам с высоким
уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное;
слабым ученикам оказывается помощь.
Слайд 31Приведем пример
При изучении вопроса «виды нормативно-правовых актов» на уроках обществознания
учащиеся нередко испытывают трудности. Поэтому при работе над этими понятиями слабым ученикам предлагается задание с частично сформулированным определением: необходимо заполнить пропуски в определениях понятий «закон» и «подзаконный правовой акт». Можно сделать ещё один шаг и поместить в задании фотографии-подсказки .
Слайд 32Зако́н — в узком смысле нормативный правовой …… , который принимается
…… (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные ……. и обеспечивается возможностью применения мер государственного ……. . Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной ……. системы.
Слайд 33Зако́н — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным
(законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Слайд 34Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа ……. власти, имеющий
более низкую юридическую силу, чем ……. .
Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов ……. власти России (статья 12, Конституции РФ).
Подзаконный нормативный правовой акт — это принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не ……. ему.
Слайд 35Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий
более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти России (статья 12, Конституции РФ).
Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
Слайд 365. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе
дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Слайд 37Пример из опыта – работа с опорным конспектом на уроке обществознания
в 9-ом классе:
для каждого ученика к уроку распечатывался шаблон опорного конспекта по теме, была заведена специальная папка; это было вызвано тем, что навыки конспектирования в 9-ом классе сформированы недостаточно, а к экзамену по обществознанию требуется проработать большой объем теоретического материала.
Слайд 38Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством учителя заполнялись пустые
ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия, выполнялись задания). Но некоторые ученики сразу приступали к самостоятельной работе над конспектом. Многие могли работать самостоятельно, но при необходимости возвращаться к работе под руководством учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.
Слайд 39 Вывод
Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно про-ще ориентироваться на
среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя Международной лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется».