Презентация, доклад на тему Технология дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания (выступление на заседании МО)

Содержание

Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».

Слайд 1МОАУ Лицей г.Бронницы учитель истории и обществознания Каштанова Е.В.
Технология дифференцированного обучения на

уроках истории и обществознания
МОАУ Лицей г.Бронницы учитель истории и обществознания Каштанова Е.В.Технология дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания

Слайд 2Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на

различные части, формы, ступени».
Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».

Слайд 3Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические

особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.
Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности

Слайд 4 Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах

учебников по педагогике. Но применение её на практике вызывает сложности.
Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах учебников по педагогике. Но применение её

Слайд 5Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам,

члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям,

Слайд 6Рассмотрим некоторые способы и приемы.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление

класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям:
обученности и обучаемости.
Рассмотрим некоторые способы и приемы. Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по

Слайд 7Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика,

которые сложились к сегодняшнему дню.
Показателями обученности могут служить:
- достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений;
качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность);
способы и приемы их приобретения.
Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями

Слайд 8Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов

их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития; это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.
Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на

Слайд 9Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает

ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его

Слайд 10Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е

и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального характера; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.).
Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант;

Слайд 11К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не

можем провести комплексную научную диагностику. Возможно, в этом могли бы помочь психологи нашей школы. Пока же преподаватели используют результаты диагностических работ и наблюдают за активностью и результативностью работы учеников на уроке.
К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не можем провести комплексную научную диагностику. Возможно,

Слайд 12По этим результатам в классе, обычно, определяются три группы учащихся:
с низким

уровнем обучаемости и обученности (20 %)
со средним (65 %)
с высоким (15 %)

(средние статистические данные)
По этим результатам в классе, обычно, определяются три группы учащихся:с низким уровнем обучаемости и обученности (20 %)

Слайд 13Каковы цели обучения в разных группах?

Каковы цели обучения в разных группах?

Слайд 14Низкий уровень (20%):
пробудить интерес;
ликвидировать пробелы;
сформировать умение работать по

образцу.

Репродуктивные задания:
- воспроизведение информации;
- работа по образцу;
- тренировочные задания.
Низкий уровень (20%): пробудить интерес; ликвидировать пробелы; сформировать умение работать по образцу.Репродуктивные задания: - воспроизведение информации; -

Слайд 15Средний уровень (65%):
развить устойчивый интерес к предмету;
закрепить и повторить имеющиеся знания;
сформировать

умение работать самостоятельно.

Продуктивные задания:
- применение знания в новой ситуации; - создание нового продукта: схем, тестов и т.п.
Средний уровень (65%):развить устойчивый интерес к предмету;закрепить и повторить имеющиеся знания;сформировать умение работать самостоятельно.Продуктивные задания:- применение знания

Слайд 16Высокий уровень (15%):
формировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности

и нестандартные задания;
развить умение самостоятельной организации обучения.

(Творческие задания)
Высокий уровень (15%):формировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;развить умение самостоятельной организации

Слайд 17Рассмотрим некоторые способы дифференциации на уроках истории и обществознания

Рассмотрим некоторые способы дифференциации на уроках истории и обществознания

Слайд 181. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой

способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
1. Дифференциация по объему учебного материала.  Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том,

Слайд 192. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню

трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:
составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
2. Дифференциация по уровню трудности.Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по

Слайд 20 3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого

способа дифференциации – групповая работа
в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.  Пример такого способа дифференциации – групповая работав гомогенных

Слайд 21Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера:
с помощью учебника и

атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.
Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные

Слайд 22Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера:
по картине художника А.М.

Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».
Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт

Слайд 23Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера:
«Используя

картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины»
Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: «Используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское

Слайд 24Ещё один пример – работа с французской карикатурой конца XIX в.

«Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война» в 9-ом классе.
Ещё один пример – работа с французской карикатурой конца XIX в. «Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война»

Слайд 25Вначале ребятам предлагается ответить на вопрос:
«Как вы понимаете содержание данной

французской карикатуры 1890-х гг.?».
Вначале ребятам предлагается ответить на вопрос: «Как вы понимаете содержание данной французской карикатуры 1890-х гг.?».

Слайд 27Учащиеся определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем

они определяют, какие государства обозначены на карте цифрами. Наглядность является хорошей подсказкой и позволяет выяснить причины войны даже слабым учащимся.
Учащиеся определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем они определяют, какие государства обозначены на

Слайд 28А в задание на самоподготовку можно внести дифференцированный аспект и предложить

желающим творческое задание: написать эссе с ответом на вопрос: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?»
А в задание на самоподготовку можно внести дифференцированный аспект и предложить желающим творческое задание: написать эссе с

Слайд 294. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу

учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
образец оформления ответа; памятки, планы;
карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы;
наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
начало или частичное выполнение задания.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения

Слайд 30Учащиеся со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно;
ученикам с высоким

уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное;
слабым ученикам оказывается помощь.
Учащиеся со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно; ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или

Слайд 31Приведем пример

При изучении вопроса «виды нормативно-правовых актов» на уроках обществознания

учащиеся нередко испытывают трудности. Поэтому при работе над этими понятиями слабым ученикам предлагается задание с частично сформулированным определением: необходимо заполнить пропуски в определениях понятий «закон» и «подзаконный правовой акт». Можно сделать ещё один шаг и поместить в задании фотографии-подсказки .
Приведем пример При изучении вопроса «виды нормативно-правовых актов» на уроках обществознания учащиеся нередко испытывают трудности. Поэтому при

Слайд 32Зако́н  — в узком смысле нормативный правовой …… , который принимается


…… (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные ……. и обеспечивается возможностью применения мер государственного ……. . Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной ……. системы.
Зако́н  — в узком смысле нормативный правовой …… , который принимается …… (законодательным) органом государственной власти в

Слайд 33Зако́н  — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным

(законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Зако́н  — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом

Слайд 34Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа ……. власти, имеющий

более низкую юридическую силу, чем ……. .
Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов ……. власти России (статья 12, Конституции РФ).
Подзаконный нормативный правовой акт — это принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не ……. ему.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа ……. власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем …….

Слайд 35Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий

более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти России (статья 12, Конституции РФ).
Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Слайд 365. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе

дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.  При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных

Слайд 37Пример из опыта – работа с опорным конспектом на уроке обществознания

в 9-ом классе:
для каждого ученика к уроку распечатывался шаблон опорного конспекта по теме, была заведена специальная папка; это было вызвано тем, что навыки конспектирования в 9-ом классе сформированы недостаточно, а к экзамену по обществознанию требуется проработать большой объем теоретического материала.
Пример из опыта – работа с опорным конспектом на уроке обществознания в 9-ом классе:для каждого ученика к

Слайд 38Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством учителя заполнялись пустые

ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия, выполнялись задания). Но некоторые ученики сразу приступали к самостоятельной работе над конспектом. Многие могли работать самостоятельно, но при необходимости возвращаться к работе под руководством учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.
Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством учителя заполнялись пустые ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия,

Слайд 39 Вывод
Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно про-ще ориентироваться на

среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя Международной лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется».
ВыводДифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно про-ще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть